Найти в Дзене
Metsur Volde

Ферри, Гурьянов, Шагин: эстафета одного образа

Брайан Ферри, Георгий Гурьянов и Иван Шагин – что может объединять этих людей от искусства? Вроде бы не так много точек соприкосновения, но они есть. Ферри – вокалист британского коллектива Roxy Music, впоследствии популярный сольный исполнитель; Гурьянов – барабанщик «Кино» и самый дорогой художник России; Шагин – советский фотожурналист. Георгий Гурьянов, Иван Шагин, Брайан Ферри / Коллаж / Из открытых источников Вначале отправимся в 1980-й, в Великобританию. В конце весны этого года группа Roxy Music выпустила под лейблом EG Records новый, седьмой студийный альбом Flesh and Blood. Он стал коммерчески успешным и занял первое место в британском чарте на неделю в июне, а также на три недели в августе 80-го. Flesh and Blood (1980) Пластинка получила смешанные отзывы, но тут не об этом – нас интересует обложка. Ее автор – Питер Сэвилл из Factory Records, о котором я писал в контексте фото с ленинградскими модниками, среди которых был и художник Георгий Гурьянов. Так вот Сэвилл, если крат

Брайан Ферри, Георгий Гурьянов и Иван Шагин – что может объединять этих людей от искусства? Вроде бы не так много точек соприкосновения, но они есть. Ферри – вокалист британского коллектива Roxy Music, впоследствии популярный сольный исполнитель; Гурьянов – барабанщик «Кино» и самый дорогой художник России; Шагин – советский фотожурналист.

Георгий Гурьянов, Иван Шагин, Брайан Ферри / Коллаж / Из открытых источников
Георгий Гурьянов, Иван Шагин, Брайан Ферри / Коллаж / Из открытых источников

Вначале отправимся в 1980-й, в Великобританию. В конце весны этого года группа Roxy Music выпустила под лейблом EG Records новый, седьмой студийный альбом Flesh and Blood. Он стал коммерчески успешным и занял первое место в британском чарте на неделю в июне, а также на три недели в августе 80-го.

Flesh and Blood (1980)
Flesh and Blood (1980)

Пластинка получила смешанные отзывы, но тут не об этом – нас интересует обложка. Ее автор – Питер Сэвилл из Factory Records, о котором я писал в контексте фото с ленинградскими модниками, среди которых был и художник Георгий Гурьянов. Так вот Сэвилл, если кратко, был известен, в том числе как автор множества обложек для знаковых групп того времени.

Вот и для Roxy Music чудесно оформил: на конверте винила красуются две девушки – метательницы копья, а третья – на задней стороне, тоже с копьем, конечно.

discogs.com
discogs.com

Журнал AnOther видел корни создания этой обложки в работах немецкого режиссера Лени Рифеншталь эпохи Третьего рейха.

«Все это можно интерпретировать как нечто зловещее», – пугали в AnOther.

"Олимпия", реж. Лени Рифеншталь / sport.photosota.club
"Олимпия", реж. Лени Рифеншталь / sport.photosota.club

Однако британский модельер и стилист обложек альбомов Roxy Music Энтони Прайс отвергал подобные измышления, отмечая, что обложка задумывалась как «нечто олимпийское, прежде всего». При этом заявлял, что не знал, откуда Ферри взял эту идею с метательницами.

«Очевидно, что эти изображения привлекали парней, и многие фанаты Roxy Music были гетеросексуальными мужчинами. Сегодня, вероятно, все эти люди обрушились бы на вас с критикой. Нам больше не разрешено веселиться, не так ли?» – говорил с ехидцей Прайс.

Моделей, как сообщает Udiscovermusic, отбирал и фотографировал Питер Сэвилл. Хотя в другом источнике отмечается, что снимал девушек шотландский фотограф Нил Кирк, а Сэвиллу, мол, принадлежала только идея.

«На лицевой стороне обложки представлены две модели: Эйми Стивенсон и Шелли Манн, успешная олимпийская пловчица. Третью модель можно увидеть на задней обложке, ее зовут Рослин Болтон», – утверждают в группе Platen Praten в одной из соцсетей.

Короче говоря, вышла обложка стильной и привлекательной, как и всегда у Roxy Music. И, скорее всего, вдохновлялся Сэвилл и впрямь работами Рифеншталь, по крайней мере сам Брайан Ферри заявлял, что восхищался искусством немецкого режиссера.

Брайан Ферри / onair.ru
Брайан Ферри / onair.ru

Потом, кстати, извинялся за свои высказывания, которые касались нацистской атрибутики.

«Я извиняюсь перед теми, кого оскорбили мои слова. Я рассматривал нацистскую атрибутику исключительно с точки зрения истории искусств. Как и любой человек в здравом уме, я нахожу нацистский режим злым и вызывающим отвращение», – приводила слова Ферри «Лента.ру» в 2007 году.

Спустя годы в Петербурге к теме метательницы копья обратится художник Георгий Гурьянов. Но тут все достаточно ясно: созданная в начале 90-х работа барабанщика группы «Кино» — это творческое переосмысление фотографии Ивана Шагина 1930-х годов.

Георгий Гурьянов "Метательница копья", 1994 г., 110 х 50 / vk.com
Георгий Гурьянов "Метательница копья", 1994 г., 110 х 50 / vk.com

Шагин – один из самых известных мастеров фоторепортажа своего времени. В его работах и спортсмены, и рабочие, и солдаты, и простые люди. Художник Александр Родченко в своих воспоминаниях называл Шагина «безусловно способным фоторепортером».

Иван Шагин "Метательница копья", 1930-е / vladey.net
Иван Шагин "Метательница копья", 1930-е / vladey.net

Обратившийся в конце 80-х к соцреализму Гурьянов фотоработы Ивана Шагина стороной не обошел и создал свою версию «Метательницы копья» (1994).

Георгий Гурьянов "Метательница копья"/ vk.com
Георгий Гурьянов "Метательница копья"/ vk.com

При том, что и от Рифеншталь все не так далеко по эстетике, но не конкретно в этой работе – тут все же явный Шагин. Хотя мнения, что Гурьянов-таки вдохновился обложкой альбома Roxy Music Flesh and Blood все еще бытуют. А может, сработало все вместе (Ферри, Шагин, Рифеншталь) и получилась одна из самых известных картин Георгия Гурьянова. И это мы не упоминаем Эммануила Евзерихина.

Эммануил Евзерихин "Метательница копья", 1930-е / humus.livejournal.com
Эммануил Евзерихин "Метательница копья", 1930-е / humus.livejournal.com
«Собственно, метод перекомпозиции – это тот самый метод, который, позволяет организовать новое искусство из старого», – говорил Тимур Новиков.

К слову, ранее уже выходила статья о пересечениях старого искусства с новым (относительно) – речь о фильмах «Умирающий лебедь» и «Господин оформитель». К созданию последнего, кстати, Гурьянов также прикоснулся.

Обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!