Брайан Ферри, Георгий Гурьянов и Иван Шагин – что может объединять этих людей от искусства? Вроде бы не так много точек соприкосновения, но они есть. Ферри – вокалист британского коллектива Roxy Music, впоследствии популярный сольный исполнитель; Гурьянов – барабанщик «Кино» и самый дорогой художник России; Шагин – советский фотожурналист.
Вначале отправимся в 1980-й, в Великобританию. В конце весны этого года группа Roxy Music выпустила под лейблом EG Records новый, седьмой студийный альбом Flesh and Blood. Он стал коммерчески успешным и занял первое место в британском чарте на неделю в июне, а также на три недели в августе 80-го.
Пластинка получила смешанные отзывы, но тут не об этом – нас интересует обложка. Ее автор – Питер Сэвилл из Factory Records, о котором я писал в контексте фото с ленинградскими модниками, среди которых был и художник Георгий Гурьянов. Так вот Сэвилл, если кратко, был известен, в том числе как автор множества обложек для знаковых групп того времени.
Вот и для Roxy Music чудесно оформил: на конверте винила красуются две девушки – метательницы копья, а третья – на задней стороне, тоже с копьем, конечно.
Журнал AnOther видел корни создания этой обложки в работах немецкого режиссера Лени Рифеншталь эпохи Третьего рейха.
«Все это можно интерпретировать как нечто зловещее», – пугали в AnOther.
Однако британский модельер и стилист обложек альбомов Roxy Music Энтони Прайс отвергал подобные измышления, отмечая, что обложка задумывалась как «нечто олимпийское, прежде всего». При этом заявлял, что не знал, откуда Ферри взял эту идею с метательницами.
«Очевидно, что эти изображения привлекали парней, и многие фанаты Roxy Music были гетеросексуальными мужчинами. Сегодня, вероятно, все эти люди обрушились бы на вас с критикой. Нам больше не разрешено веселиться, не так ли?» – говорил с ехидцей Прайс.
Моделей, как сообщает Udiscovermusic, отбирал и фотографировал Питер Сэвилл. Хотя в другом источнике отмечается, что снимал девушек шотландский фотограф Нил Кирк, а Сэвиллу, мол, принадлежала только идея.
«На лицевой стороне обложки представлены две модели: Эйми Стивенсон и Шелли Манн, успешная олимпийская пловчица. Третью модель можно увидеть на задней обложке, ее зовут Рослин Болтон», – утверждают в группе Platen Praten в одной из соцсетей.
Короче говоря, вышла обложка стильной и привлекательной, как и всегда у Roxy Music. И, скорее всего, вдохновлялся Сэвилл и впрямь работами Рифеншталь, по крайней мере сам Брайан Ферри заявлял, что восхищался искусством немецкого режиссера.
Потом, кстати, извинялся за свои высказывания, которые касались нацистской атрибутики.
«Я извиняюсь перед теми, кого оскорбили мои слова. Я рассматривал нацистскую атрибутику исключительно с точки зрения истории искусств. Как и любой человек в здравом уме, я нахожу нацистский режим злым и вызывающим отвращение», – приводила слова Ферри «Лента.ру» в 2007 году.
Спустя годы в Петербурге к теме метательницы копья обратится художник Георгий Гурьянов. Но тут все достаточно ясно: созданная в начале 90-х работа барабанщика группы «Кино» — это творческое переосмысление фотографии Ивана Шагина 1930-х годов.
Шагин – один из самых известных мастеров фоторепортажа своего времени. В его работах и спортсмены, и рабочие, и солдаты, и простые люди. Художник Александр Родченко в своих воспоминаниях называл Шагина «безусловно способным фоторепортером».
Обратившийся в конце 80-х к соцреализму Гурьянов фотоработы Ивана Шагина стороной не обошел и создал свою версию «Метательницы копья» (1994).
При том, что и от Рифеншталь все не так далеко по эстетике, но не конкретно в этой работе – тут все же явный Шагин. Хотя мнения, что Гурьянов-таки вдохновился обложкой альбома Roxy Music Flesh and Blood все еще бытуют. А может, сработало все вместе (Ферри, Шагин, Рифеншталь) и получилась одна из самых известных картин Георгия Гурьянова. И это мы не упоминаем Эммануила Евзерихина.
«Собственно, метод перекомпозиции – это тот самый метод, который, позволяет организовать новое искусство из старого», – говорил Тимур Новиков.
К слову, ранее уже выходила статья о пересечениях старого искусства с новым (относительно) – речь о фильмах «Умирающий лебедь» и «Господин оформитель». К созданию последнего, кстати, Гурьянов также прикоснулся.
Обязательно подпишитесь на мой канал, чтобы ничего не пропустить!