Осенью 1994 года Москва узнала художника Георгия Гурьянова. Прогрессивные молодые люди и так были в курсе, что этот человек играл в КИНО и открывал рейв для страны, но другая жаждущая эстетики Северной столицы публика была не в курсе. И вот в ноябре 94-го Гурьянов предстал во всей красе, презентовав актуальное петербургское искусство под эгидой «нового академизма».
Галерея «Риджина» открылась в сентябре 1990 года. Открыл ее на Винзаводе – 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 – предприниматель, галерист Владимир Овчаренко. Первая выставка – работы Наташи Турновой. До Гурьянова тут выставлялись Андрей Монастырский, Семен Файбисович, Иван Чуйков и Сергей Братков. Под названием «Риджина» галерея просуществовала до 2018 года.
Выставка «Сила воли» в Москве открылась 4 ноября, а перед этим была показана петербуржцам в Новой академии изящных искусств на Пушкинской, 10. Там ее презентовали 10 сентября 1994 года.
Куратор выставки Тимур Новиков на открытии «Силы воли» в интервью «речнику» Тимофею Абрамову на вопрос о влиянии неоакадемизма на будущее массовой культуры в России ответил так:
«Я не знаю имеет ли он влияние на будущее массовой культуры, но я считаю, что это очень верное, правильное направление в культуре, которое будет иметь интерес со стороны публики», – сказал художник, и, кажется, не был не прав – интерес к неоакадемизму до сих пор не угасает.
В совместной с Гурьяновым статье «Сила красоты», опубликованном в «Новом Мире Искусства» в 1998 году, Новиков постулирует следующее:
«Постмодернизм теперь воспринимается именно как переходный период. Действительно, еще недавно художник, написавший картину в духе классического искусства, долго раскланивался и извинялся перед критиком: «это шутка, ирония, симуляция», надеясь на прощение. Сегодня он, наконец, может забыть о скучном, неинтересном, а главное, не интересующемся прекрасным так называемом художественном критике. У нас - Ренессанс, а значит можно показывать картины и скульптуры спортсменам и моделям, рабочим и колхозницам. Они поймут», – говорится в статье.
Действительно, на работах Гурьянова были изображены боксеры и прочие спортсмены, моряки и персонажи из «Строгого юноши». Мощный удар по столичным любителям современного искусства ремиксами образов так называемой «советской античности».
Кстати, два фрагмента из представленного тогда в «Риджине» монументального триптиха «Строгий юноша» летом-осенью 2022 года можно было увидеть на персональной выставке Георгия Гурьянова «Куда ж нам плыть?» в Петербурге. Обзор этой экспозиции можно посмотреть на этом канале.
Хозяин галереи «Риджина», аукционист Владимир Овчаренко познакомился с Гурьяновым при подготовке выставки «Сила воли».
«Привел его к нам Тимур Новиков, он же и курировал выставку. Тогда Тимур активно развивал проект «Новая Академия» и они с Георгием были лидерами этого движения. Это была первая персональная выставка Гурьянова, он очень сильно переживал, но все прошло замечательно. Московская публика на ура приняла его картины, и мы продали несколько работ коллекционерам. Работы с «Силы воли» с тех времен несколько раз успели поменять хозяев, и цены на них взлетели сильно: за каждую можно получить более 70 000 долларов. Хотя на выставке в «Риджине» все было скромнее: картины стоили от двух до пяти тысяч, а часть вообще осталась непроданной», – рассказывал Овчаренко.
Сам Гурьянов в интервью Джоанне Стингрей, опубликованном в Cosmopolitan в 1995 году, не скрывал, что выставка удалась.
«Я доволен, как она прошла. Много народу на открытии, интересные предложения, несколько картин были проданы», – говорил Гурьянов.
«Если человек и останется в искусстве, то только в качестве медиума, транслирующего «нечеловеческое». И вот среди этого – картины Гурьянова, такие знакомые, «о людях». Неужели искусство не умерло? Читаю у Гурьянова: «…Мне кажется, что эти тугодумы скоро поймут, что видеть перед собой сильное, загорелое, освещенное солнечными лучами и одутое морскими ветрами тело гораздо разумнее, чем уставиться с умным видом в черный квадрат». Это – о соцреализме, Возрождении, древних греках. И я понимаю – пока сила воли Гурьянова в таких как он противостоит идее конца «искусства людей» - искусство не умерло!» – пишет Новиков в аннотации к выставке.
Само название выставки – «Сила воли», как и представленные на ней работы Гурьянова апеллировали к кинематографу первой половины XX века. Кроме «Строгого юноши» Абрама Роома, это еще, конечно, «Триумф воли» Лени Рифеншталь. Оба фильма – 1935 года. Интересно, что в 2001 году Георгий Гурьянов с Новиковым будут кураторами на выставке Рифеншталь в Музее Новой академии изящных искусств «Олимпия. Фотографии. Фильмы. Материалы».
Летом того года режиссер приезжала в Петербург на фестиваль «Послание к человеку».
А Вы знали о самой романтической выставке в Петербурге, которая когда-либо могла быть? Если нет, то Вам сюда.