Военная техника.
Летом 1937 г на Ижорском заводе изготовили средний бронеавтомобиль БА-10, ставший дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. В следующем году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА и с января на Ижорском заводе началось его серийное производство, но уже под обозначением БА-10А.
По результатам испытаний были отмечены следующие недостатки: "резина "ГК" при движении броневика выходила из строя в зимних условиях через 1 000 - 1 100 км. Из курсового пулемёта вести огонь во время движения было невозможно. Расположение экипажа в машине неудобно. В боевом положении (с закрытыми люками) температура внутри корпуса поднималась на 30 град выше наружного воздуха". Между тем выпуск БА-10А на Ижорском заводе нарастал. Уже в 1939 г эти бронеавтомобили получили боевое крещение в боях у реки Халхин-Гол. В результате этих боёв выяснилось, что от попадания 37-мм бронебойного снаряда броневик БА-10А мгновенно воспламеняется, экипаж обливается бензином и горит.
Базой броневика служило шасси трёхосного (6х4) грузового автомобиля ГАЗ-ААА с укороченной рамой и усиленной балкой передней оси с добавленными гидравлическими амортизаторами от М-1. Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 рабочим объемом 3 285 си/куб, развивавший при 2 200 об/мин максимальную мощность 50 л.с. через 4-ступенчатую коробку передач с демультипликатором обеспечивал броневику максимальную скорость по шоссе до 53 км/час. Доступ к двигателю бронемашины обеспечивали откидная крышка бронекапота и специальные эксплуатационные люки, расположенные в боковых стенках корпуса. Радиатор защищал V-образный в поперечном сечении бронелист толщиной 10 мм с двумя подвижными створками для регулирования притока охлаждающего воздуха к радиатору.
Два бензобака ёмкостью по 59 л крепились к крыше корпуса за местами водителя и пулемётчика. Корпус изготавливался из броневых листов толщиной 10 мм, сваренных между собой. Нижний кормовой броневой лист устанавливался на петлях, что позволяло БА-10 преодолевать препятствия и обеспечивало свободный доступ к заднему мосту. Тормоза - с механическим приводом.
Для повышения проходимости по пересеченной местности бронеавтомобиль БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами типа «Оверолл», которые превращали колесную боевую машину в полугусеничную. Хотя на вид эти гусеничные ленты выглядят довольно хлипенько.
На модификации БА-10А они крепились на бортах боевого отделения над задними крыльями. Расположенные вертикально по бортам машины запасные колёса свободно вращались на своих осях, играя роль дополнительных опорных катков при преодолении броневиком препятствий.
Экипаж бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика. Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса расположены две двери. В дверях имеются лючки для наблюдения, закрывавшиеся откидными крышками со смотровыми щелями. Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. В боевой обстановке наблюдение велось через смотровую щель шириной 3 мм с броневой заслонкой. В дверях имелось по одному смотровому лючку, откидывавшемуся вверх. Внутреннее освещение бронеавтомобиля состояло из двух потолочных плафонов в отделении управления и башне, лампочки подсветки прицела и переносной лампочки. На некоторых машинах устанавливалась радиостанция 71-1К-1 со штыревой антенной, переговорное устройство ТПУ-3.
В конце 1939 г бронеавтомобиль БА-10А прошёл модернизацию и с декабря начался выпуск обновлённой машины под обозначением БА-10М.
Боевая масса возросла с 5 120 до 5 360 кг, но динамические характеристики практически не изменились. Машина получила бензобаки ёмкостью по 54,5 л каждый, установленные на крыльях задних колёс в бронированных кожухах, а гусеничные ленты перенесли на корму корпуса. Эти изменения в основном и являются отличительным признаком БА-10М от БА-10А.
Пулемётная установка в лобовом листе корпуса получила броневую защиту. Радийные машины снабжались прежней станцией 71-ТК-1 или новой 71-ТК-3.
В конической башне установлена 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года с длиной ствола 46 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ-29. Второй пулемёт ДТ установлен в лобовом листе корпуса справа от водителя. Пушка с полуавтоматикой инерционного типа. Начальная скорость бронебойного снаряда - 760 м/сек. Дальность прямого выстрела - 3 600 м. Скорострельность - 12 выстр/мин. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм и поворачивалась в ручном режиме при помощи специального двухскоростного редуктора. Для поиска целей использовались перископический панорамный прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопический прицел ТОП образца 1930 года.
Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2 до +20 градусов. Боекомплект орудия состоял из 49 выстрелов, а также 2 079 патронов в 33 дисках к двум пулеметам ДТ. 30 выстрелов размещались в веерной укладке в кормовой части корпуса, по 7 штук - в стеллажах по левому и правому бортам боевого отделения, ещё 5 слева, в ящике в кормовой части. Для второй половины 1930-х годов бронепробиваемости снарядов 45-мм орудия 20К было достаточно для борьбы с большинством существовавших танков и бронемашин. На расстоянии 500 метров снаряд пробивал 40-мм броню, расположенную под прямым углом. Ракетница в кобуре и патронташ с патронами крепились в башне на спинке сиденья командира.
В предвоенные годы БА-10 являлся самым массовым бронеавтомобилем Красной Армии, а в годы Великой Отечественной войны БА-10 был лучшим советским пушечным бронеавтомобилем. Всего за 1938-1941 гг была изготовлена 3 331 бронемашина модели БА-10А и БА-10М (по другим данным 3 392 или 3 328 экземпляра).
Помимо обыкновенных БА-10А и БА-10М в 1939-1941 годах в Советском Союзе было выпущено порядка 20 машин в железнодорожном варианте для бронепоездных частей, которые получили обозначение БА-10жд.
БА-10жд имели съёмные бандажи и гидравлический подъёмник в днище для перехода с железнодорожного на обычных ход и обратно. Чтобы переставить машину на железнодорожный ход, на автомобильные покрышки надевали металлические бандажи с ребордами.
С торцов бандажи крепились к ступицам колёс, причём с задних осей снимали только одно колесо с каждой стороны для достижения требуемой ширины колеи. Средние оси приподнимали и фиксировали в этом положении.
Штатные колёса на металлические диски с ребордами заменялись экипажем машины за 30 мин. Руль блокировали в нейтральном положении. Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 т, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/час. Бронеавтомобили, передвигающиеся по рельсам, себя не оправдали, поскольку не имели никаких преимуществ перед обыкновенными бронедрезинами.
Фотографии из личной коллекции.
Custom & Tuning на выставке "Мотовесна-2025" - https://dzen.ru/a/aMpYZElxWW4wuIYQ
Музей "Завод ЗиЛ. 100 лет легенде" - https://dzen.ru/a/aCHyiN0jLXCTGPdc
Экскаватор-шоу - https://dzen.ru/video/watch/656efb37c24a7718091236b9?collection=author%3Ab00bfbf5-4bec-4771-bb02-ff593a2efd36&order=reverse