Что общего у эпопеи «Красное Колесо» с трилогией «Властелин Колец»?
«Красное Колесо» — исторический роман-эпопея Солженицына, который охватывает события в России с 1914 по 1917 годы. Он состоит из четырех романов. В книге есть два стрежневых образа — колесо и Крест. На метафизическом напряжении между ними и выстроено все повествование.
Все герои «Красного Колеса» стоят перед выбором. И некоторые выбирают Крест. Но большинство персонажей отказывается от Креста. А главное, множество людей вдруг осознают себя свободными от любого долга. Не жертвенность, но стремление к власти или к легкой, необременительной жизни определяют их поведение.
Народ попадает в рабство «кругового Обмана». Обман не случайно имеет форму круга. «Революция, — пояснял Солженицын в интервью, — огромнейшее космическое Колесо, подобное… закрученной спиральной галактике. Огромное Колесо, которое начинает разворачиваться, — и все люди, включая и тех, которые начинали его крутить, становятся песчинками. Они там и гибнут во множестве».
Колесо становится лейтмотивом повествования. В романах некий предмет (крылья горящей мельницы, шелковая розочка) начинает медленно поворачиваться; затем вращение ускоряется и предмет превращается в красное или огненное колесо. Колесо кружится, заведенное «не своею силой». Чья же это сила — Бога или дьявола?
Мотив демонического Колеса, которое нужно уничтожить ради спасения нормальной жизни, объединяет тетралогию Солженицына с «Властелином Колец» Толкина.
Кольцо Всевластья, которое Фродо несет в Мордор, в начале выглядит как обыкновенное золотое колечко, но обладает собственной злой волей и совершает, как предупреждал Гэндальф, предательски скользкие движения. А перед развязкой оно трижды предстает как огненное колесо. Таково оно и в видении Сэма, и по ощущению Фродо, все более страдающего от крестной ноши.
У Солженицына тайна Колеса есть тайна власти над ходом мировой истории, и этот ход обретает на страницах эпопеи явно сатанинский характер. Напомним, кто хозяин Кольца Всевластья в книге Толкина. Порядочные существа предпочитают называть этого хозяина просто «Враг», избегая упоминать имя Саурон. В английском языке, точно так же, как в русском, «враг» (the Enemy) — эвфемизм, обозначающий дьявола.
По словам Сергея Аверинцева, в лице Саурона Толкин возрождает забытый образ сатаны как «страшного, унылого и внутренне мертвого космического властолюбца» и тем самым бросает вызов всем «реабилитациям» этой фигуры.
Героическая попытка уничтожить кольцо — единственный шанс на спасение свободных народов от власти Врага в те дни, когда, по словам правителя эльфов Элронда, «сдвигаются космические колеса». В обеих эпопеях образ колеса напрямую связан с проблемой исторической роли личности и ее свободного нравственного выбора.
И Толкин, и Солженицын показывают момент, когда в считанные дни завершается одна эпоха и определяется лицо другой. Судьба мира у обоих зависит от того, насколько трезвыми и ответственными будут в эти дни и полководец, и садовник, и наследник династии, и владелец уютной усадьбы, всегда сторонившийся великих дел.
Каждый персонаж становится действующим лицом Истории, в которой важен каждый личный выбор. И выбор этот проходит под знаком Кольца Всевластья — огненного колеса. Сказанное в равной степени относится к обеим эпопеям.
--
Автор: Светлана Шешунова, доктор филологических наук