Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Шестичасовой рабочий день: идеальная формула или иллюзия?

В России сегодня обсуждают инициативу о сокращении рабочего дня с восьми до шести часов. Исследования показывают: работники действительно меньше испытывают стресс и больше получают удовольствия от работы. Но эксперты предупреждают, все это пока «слишком идеально», чтобы стать реальностью. Концепция сокращенного рабочего дня, несмотря на положительные результаты исследований, по-прежнему вызывает много споров. Фото: 1MI Юлия Литвиненко В России предложили сократить рабочий день граждан с восьми до шести часов, таким образом уменьшив стандартную трудовую неделю до 30 часов. Авторы соответствующего законопроекта объяснили это «ускорением научно-технического прогресса и автоматизацией производства». По их мнению, введение такой нормы увеличит производительность труда, одновременно с этим уменьшив уровень стресса и выгорания у россиян. Что говорит наука об эффективности подобных мер и что показал реальный опыт? Шесть или восемь часов — есть ли разница? Что говорит наша биология Каждый из н
Оглавление

В России сегодня обсуждают инициативу о сокращении рабочего дня с восьми до шести часов. Исследования показывают: работники действительно меньше испытывают стресс и больше получают удовольствия от работы. Но эксперты предупреждают, все это пока «слишком идеально», чтобы стать реальностью.

Концепция сокращенного рабочего дня, несмотря на положительные результаты исследований, по-прежнему вызывает много споров. Фото: 1MI
Концепция сокращенного рабочего дня, несмотря на положительные результаты исследований, по-прежнему вызывает много споров. Фото: 1MI

Юлия Литвиненко

В России предложили сократить рабочий день граждан с восьми до шести часов, таким образом уменьшив стандартную трудовую неделю до 30 часов. Авторы соответствующего законопроекта объяснили это «ускорением научно-технического прогресса и автоматизацией производства».

По их мнению, введение такой нормы увеличит производительность труда, одновременно с этим уменьшив уровень стресса и выгорания у россиян.

Что говорит наука об эффективности подобных мер и что показал реальный опыт?

Шесть или восемь часов — есть ли разница? Что говорит наша биология

Каждый из нас знает о таком явлении, как прокрастинация, то есть откладывание дел на последний момент или медленный переход к полной концентрации. Этому феномену есть научное объяснение.

Как показывали ранние исследования, наш мозг просто не предназначен для долгой концентрации. На самом деле мы можем сосредоточиться максимум три-четыре часа из восьми, а дополнительные усилия после этого приводят к снижению эффективности.

Некоторые ученые в связи с этим вспоминают и так называемый закон Паркинсона — принцип, который гласит: «Работа занимает все отведенное на нее время». Простыми словами — сколько времени человек отводит на дело, столько он им и занимается. Хотя эта фраза родилась в далеком 1955 году, концепция остается актуальной и сегодня.

По данным исследований, шестичасовой рабочий день может быть предпочтительнее с точки зрения достижения того же или даже более высокого уровня продуктивности, чем типичный восьмичасовой день.

По результатам исследований, человеческий мозг не предназначен для долгой концентрации. Фото: 1MI
По результатам исследований, человеческий мозг не предназначен для долгой концентрации. Фото: 1MI

Формула «идеального дня»

Примечательно, что концепция шестичасового рабочего дня соотносится с формулой «идеального дня», которую недавно «вывели» исследователи из Университета Британской Колумбии. Они проанализировали данные American Time Use Survey, где участники указывали, сколько времени они тратят на 100 различных занятий (работу, общение, занятия спортом и т. д.). Затем они посмотрели, какие дни респонденты считали «лучше обычного», и подсчитали продолжительность той или иной активности. Так они и выяснили, из чего состоит «идеальный день». Его формула выглядит следующим образом:

Шесть часов качественного времени с семьей + два часа с друзьями + полтора часа на общение + шестичасовой рабочий день с короткой 15-минутной дорогой + два часа упражнений + один час «экранного» времени (ТВ, кино, компьютерные игры и т. д.).

Впрочем, такой «рецепт» пока кажется слишком идеальным, чтобы его можно было применить в реальной жизни. В Швеции, однако, попробовали и ввели шестичасовую рабочую неделю.

Шведский эксперимент

Вообще в стране проводились несколько пилотных проектов шестичасового дня. Один из первых был еще в 2003 году.

Тогда завод Toyota в Гетеборге перешел на модель коротких рабочих дней. Инициатива предусматривала две смены: с 6 утра до 12 часов дня и с 12 до 18 часов, что фактически увеличивало ежедневные рабочие часы сервисного центра с 8 до 12 часов. Результаты показали 25%-е увеличение прибыли, снижение числа увольнений и уменьшение больничных дней. При этом продуктивность оставалась на прежнем уровне или увеличивалась. Сами работники отмечали снижение стресса.

Другие компании в Швеции также пробовали этот подход в 1990-х и начале 2000-х, но затем отказались от идеи, поскольку не смогли измерить успех реформ.

Другой известный эксперимент проводили в доме престарелых в Швеции. Он продолжался два года.

С января 2015-го по январь 2017-го исследователи отобрали около 80 сотрудников домов престарелых в Гетеборге, чтобы они работали именно по такому графику — шесть часов в день. По итогам эксперимента люди признались, что меньше испытывали стресс и больше получали удовольствие от работы. Однако инициативу признали краткосрочно нерентабельной, так как дому престарелых пришлось нанять еще 17 медсестер, чтобы компенсировать сокращенное рабочее время существующего персонала.

Российские депутаты предложили шестичасовой рабочий день, аргументировав это «ускорением научно-технического прогресса и автоматизацией производства». Фото: 1MI
Российские депутаты предложили шестичасовой рабочий день, аргументировав это «ускорением научно-технического прогресса и автоматизацией производства». Фото: 1MI

Качество важнее количества

Пятерка стран, где люди работают меньше, но остаются продуктивными

Правилу «главное качество, а не количество» сегодня с успехом следуют ряд европейских стран.

  • Нидерланды (32,1 часа в неделю). Как правило, это четырехдневная неделя с выходными по пятницам, благодаря развитой культуре неполной занятости и гибкого графика. Такая модель ориентирована на высокую продуктивность в час, лучший баланс между работой и личной жизнью и повышение участия в трудовой деятельности, а не просто на сокращение часов для сотрудников на полной ставке. При этом многие получают ту же зарплату за меньшее количество часов.
В Нидерландах люди работают меньше всех в Европе: около 32 часов в неделе. При этом они получают ту же зарплату за меньшее количество часов. Фото: Надежда Комаренко. newizv.ru
В Нидерландах люди работают меньше всех в Европе: около 32 часов в неделе. При этом они получают ту же зарплату за меньшее количество часов. Фото: Надежда Комаренко. newizv.ru
  • Норвегия (33,7). В этой стране стандартная рабочая неделя на полной ставке юридически ограничена 40 часами, но фактически она значительно короче — 7,5 часов в день без учета обеда. Дополнительные часы часто компенсируются оплатой (не менее 40%) или временем отдыха.
  • Дания (33,9). Хотя в стране официально не введена четырехдневная рабочая неделя, Дания тем не менее находится среди стран-членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) с самой короткой рабочей неделей. Это позволяет работникам, занятым полный рабочий день, тратить около 66% своего дня на отдых и досуг. Дания входит в число самых продуктивных и счастливых (второе место в рейтинге 2025 года) стран мира.
На сегодняшний день ни одна европейская страна официально не ввела четырехдневную рабочую неделю с сокращенным количеством часов во всех секторах. Фото: Евростат/ec.europa.eu
На сегодняшний день ни одна европейская страна официально не ввела четырехдневную рабочую неделю с сокращенным количеством часов во всех секторах. Фото: Евростат/ec.europa.eu
  • Германия (33,9). Здесь стоит отметить, что общий средний показатель сильно зависит от высокой доли сотрудников на неполной ставке. Количество рабочих часов в неделю на полной ставке обычно составляет около 40, на неполной — 20,8. Впрочем, большинство контрактов на полную ставку предусматривают 35–40 часов в неделю. Немецкая рабочая культура тоже делает упор на эффективность и продуктивность в рабочее время, а не на длинные часы.
  • Австрия (33,9). Хотя средняя рабочая неделя в этой стране короткая, типичный стандартный контракт на полную ставку обычно предполагает больше часов, например 38–40 в неделю, а общий средний показатель снижается из-за высокой доли сотрудников на неполной занятости.

Вообще стоит отметить, что четырехдневная рабочая неделя испытывалась в разных странах Европы. Компании участвовали в пилотных проектах и тестах в таких странах, как Великобритания, Германия, Португалия, Исландия, Франция и Испания.

Однако ни одна европейская страна официально не ввела четырехдневную рабочую неделю с сокращенным количеством часов во всех секторах.

Примечательно, что Бельгия (34,5 часа) стала первой европейской страной, которая закрепила короткую неделю в законе в 2022 году. И хотя сотрудники могут выбирать работу четыре дня вместо пяти, им все равно нужно отрабатывать то же количество часов.

Эксперты: идея хороша, но не идеальна

Впрочем, концепция сокращенного рабочего дня по-прежнему вызывает много споров.

Так, профессор организационной психологии Уортонской школы Пенсильванского университета Адам Грант отмечает, что восьмичасовой день стандартен для многих отраслей, и эту структуру сложно изменить — «люди часто воспринимают за норму то, с чем выросли». Однако, по его мнению, отсутствие изменений — это просто «дефицит воображения».

«Это [сокращенный график] помогает расставлять приоритеты. Когда у тебя меньше времени, ты фокусируешься на действительно важном. Это может привести к тому, что менеджеры станут давать меньше бессмысленных задач, а встреч станет меньше», — предположил он, признавая при этом, что это не идеальный инструмент.

Прежде всего, нет гарантии, что все сотрудники будут одинаково продуктивны в таком режиме, особенно если кто-то не слишком мотивирован.

Кроме того, сокращенный рабочий день может усложнить работу международных компаний: меньшее количество рабочих часов уменьшает окна пересечения часовых поясов. Вдобавок к этому могут появиться издержки — как в случае со шведским домом престарелых.

Некоторые обращают внимание на риск того, что сокращение рабочего дня ничего не изменит: сотрудники, как и при восьмичасовом графике, могут продолжать работать вне своих часов.

Есть также опасения, что при введении шестичасового рабочего дня может быть снижена зарплата, а число срочных трудовых договоров возрастет.

В целом, по мнению стратега по вопросам организации рабочего процесса из Нью-Джерси Кали Уильямс Йост, ключ к успешному сокращению рабочего дня — понимание того, что изменение часов может быть не оптимальным для всех или для каждой компании: такие варианты нужно адаптировать под конкретную работу и потребности рабочего места.

---