Найти в Дзене
Альтернативная история

Успехи и прогресс китайских БПЛА

Вооруженные силы и индустрия Китая уже давно осознали огромный потенциал беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Они активно продвигают эту область авиационной промышленности, инвестируя в разработку многочисленных инновационных проектов. Создаются новые прототипы всех ключевых категорий техники, предназначенные как для нужд собственной армии, так и для экспортных поставок. Достигнуты существенные успехи, что позволяет Китаю претендовать на лидирующую позицию в глобальном секторе беспилотной авиации. Успехи и прогресс китайского беспилотного авиастроения
БПЛА Wing Loong II на одной из выставок. Фото Wikimedia Commons Разведка и удары Особое внимание традиционно уделяется разработкам в сфере тяжелых разведывательно-ударных БПЛА. Подобные проекты крайне сложны и требуют применения широкого спектра передовых технических решений. Фактически, они служат индикатором общего уровня развития авиационной промышленности страны-разработчика. Китай уже продолжительное время разрабатывает собств
Оглавление

Вооруженные силы и индустрия Китая уже давно осознали огромный потенциал беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Они активно продвигают эту область авиационной промышленности, инвестируя в разработку многочисленных инновационных проектов. Создаются новые прототипы всех ключевых категорий техники, предназначенные как для нужд собственной армии, так и для экспортных поставок. Достигнуты существенные успехи, что позволяет Китаю претендовать на лидирующую позицию в глобальном секторе беспилотной авиации.

Успехи и прогресс китайского беспилотного авиастроения
БПЛА Wing Loong II на одной из выставок. Фото Wikimedia Commons
Успехи и прогресс китайского беспилотного авиастроения БПЛА Wing Loong II на одной из выставок. Фото Wikimedia Commons
БПЛА - главное оружие ближайшего будущего | Альтернативная история | Дзен

Разведка и удары

Особое внимание традиционно уделяется разработкам в сфере тяжелых разведывательно-ударных БПЛА. Подобные проекты крайне сложны и требуют применения широкого спектра передовых технических решений. Фактически, они служат индикатором общего уровня развития авиационной промышленности страны-разработчика.

Китай уже продолжительное время разрабатывает собственные образцы техники этого класса. Например, в 2010-х годах концерн Chengdu Aircraft Industry создал и продемонстрировал ряд тяжелых БПЛА семейства Wing Loong. Клиентам предлагались различные модификации данной техники с уникальными характеристиками.

-2

Разведывательно-ударный «Винлун-3» на выставке в 2022 г. Фото Wikimedia Commons

Все БПЛА Wing Loong имеют схожую конструкцию. Это полноразмерные беспилотные самолеты, с массой при взлете, достигающей нескольких тонн, оснащенные турбовинтовыми или турбореактивными двигателями. Они характеризуются высокими летными характеристиками, в первую очередь, дальностью и продолжительностью полета. Предусмотрена установка различных средств наблюдения и узлов подвески вооружения.

Последней моделью в линейке является Wing Loong-3, представленный в 2022 году. Он имеет длину около 12 метров и размах крыльев 24 метра. Максимальная взлетная масса составляет 6,2 тонны, треть из которых приходится на полезную нагрузку. Благодаря турбовинтовому двигателю с толкающим винтом, БПЛА способен развивать скорость до 500-600 км/ч. Заявленная продолжительность полета составляет 35-40 часов.

Wing Loong-3 и другие беспилотники этого семейства оснащаются оптико-электронными системами для наблюдения и обнаружения целей. Возможна также установка радиоэлектронных средств аналогичного назначения. Под фюзеляжем и крыльями имеются точки подвески для вооружения. БПЛА могут нести ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также управляемые авиабомбы малого калибра.

-3

Первая демонстрация БПЛА GJ-11 на параде, 2019 г. Фото CGTN

Недавно корпорация Hongdu Aviation Industry впервые опубликовала информацию о разработке GJ-11. Этот БПЛА выполнен по схеме «летающее крыло» и отличается пониженной радиолокационной заметностью, что должно облегчить выполнение разведывательных и ударных задач. Существует информация о разработке других проектов техники аналогичной конструкции.

По имеющимся данным, БПЛА GJ-11 имеет длину около 12 метров и размах крыльев 14 метров. Его полезная нагрузка превышает 2 тонны. Как и другие тяжелые беспилотники, он оснащен оптико-электронными системами для наблюдения и обнаружения целей. Также предусмотрена подвеска вооружения, размещенного во внутреннем отсеке для снижения заметности.

Разведывательно-ударные БПЛА китайского производства уже нашли своих покупателей. Известно, что БПЛА серии Wing Loong серийно производятся для НОАК. Кроме того, беспилотники различных моделей поставлялись в десяток иностранных государств. Вероятно, в скором времени появятся новые заказы. В свою очередь, GJ-11 пока проходит испытания. Однако можно ожидать, что после их завершения он также поступит на вооружение. Будет ли он продаваться за рубеж, пока неизвестно.

Ударные системы

В современных конфликтах широко применяются одноразовые ударные БПЛА и барражирующие боеприпасы. НОАК обратила внимание на это направление, и китайская промышленность уже серийно производит соответствующую технику. В производстве находятся беспилотники-камикадзе различных классов.

-4

Опытный образец транспортного БПЛА R6000, июль 2025 г. Фото Weibo

Ведется разработка барражирующих боеприпасов классической конструкции. Например, в прошлом году был впервые представлен продукт PD-2900. Это летательный аппарат с треугольным крылом и двумя поршневыми двигателями. Он способен развивать скорость до 250 км/ч и находиться в воздухе до 12 часов. Полет осуществляется по заданной программе. Полезная нагрузка составляет 100 кг. В качестве полезной нагрузки рассматриваются боевые части различных типов.

Встречаются также неординарные проекты. Сообщается о масштабной переделке списанных истребителей J-6 (лицензионная копия советского МиГ-19) в беспилотники-камикадзе. В исходном виде эти самолеты больше не представляют ценности для ВВС, но переоборудование в БПЛА позволяет их использовать в последний раз. По данным зарубежных источников, переделку прошли десятки истребителей.

Транспортное направление

Беспилотные технологии также планируется использовать в логистике. Уже существует целый ряд проектов транспортных БПЛА различных классов с различными возможностями. Наибольший интерес в этой категории представляют тяжелые аппараты, способные конкурировать с полноценными военно-транспортными самолетами.

-5

Ударный беспилотник-камикадзе PD-2900. Фото Telegram / Dambiev

Например, компания United Aircraft работает над перспективным транспортным БПЛА R6000 или «Чжан Ин». К настоящему времени разработан технический проект и построен опытный беспилотник. С осени прошлого года он проходил предварительные наземные испытания. Первый полет был запланирован на 2025 год, но о нем до сих пор не сообщалось. При этом серийное производство и поставки заказчикам планируется начать не позднее 2027 года.

«Чжан Ин» представляет собой конвертоплан с двумя воздушными винтами для вертикального и горизонтального полета. Переход между режимами обеспечивается поворотом мотогондол. Этот БПЛА имеет длину около 12 метров при максимальной ширине (с учетом винтов) около 17,5-18 метров. Взлетная масса превышает 6 тонн. Грузоподъемность составляет 2 тонны. Планируется строительство грузовых конвертопланов или пассажирских машин с салоном на 10 мест.

Двойное назначение

Стоит отметить, что в Китае разрабатываются и производятся БПЛА не только военного назначения. Китайская промышленность выпускает широкий спектр беспилотников коммерческого назначения. Эта техника активно поставляется за рубеж и пользуется популярностью во всем мире. При этом среди ее пользователей есть армии разных стран и различные вооруженные формирования.

-6

истребитель J-6, переоборудованный в дистанционно управляемый БПЛА, 2025 г. Фото SCMP

Наибольшую известность в этой области получили БПЛА компании DJI. Она производит мультикоптеры различных размеров с возможностью установки оптики или другой полезной нагрузки. Изделия Mavic и Phantom могут подниматься на высоту в сотни метров и удаляться от места взлета на несколько километров.

Подобная техника активно закупается армиями и волонтерскими организациями для использования в частях и подразделениях, в том числе в зонах боевых действий. Прежде всего, коптеры используются в качестве дополнительного средства воздушной разведки на тактическом уровне. Также проводятся кустарные модернизации, позволяющие БПЛА нести боевую нагрузку.

Коммерческие БПЛА массово поставляются иностранным клиентам. Удачное сочетание качества, характеристик и цены позволило китайской продукции завоевать значительную часть мирового рынка подобных технологий.

Примечательно, что успехи китайской промышленности в этой области давно беспокоят иностранные государства, и они принимают меры. Например, США в ближайшее время запретят импорт БПЛА компании DJI. Официальная причина — риск передачи конфиденциальных данных стране-производителю. Инициаторы не уточняли, как именно должен осуществляться такой «шпионаж».

-7

Коммерческий БПЛА китайского производства в российской армии. Фото Минобороны РФ

Мировое лидерство

В последние десятилетия Китай активно развивал свою авиационную промышленность, в том числе беспилотные аппараты. Результаты этих процессов можно наблюдать прямо сейчас. Китайские компании регулярно представляют и внедряют в производство различные модели БПЛА основных классов. Некоторые из этих моделей принимаются на вооружение НОАК или экспортируются.

Параллельно активно развивается гражданская беспилотная авиация. В этой области были достигнуты особенно впечатляющие результаты, и китайская промышленность занимает лидирующие позиции в мире. При этом коммерческие БПЛА часто переходят в категорию продуктов двойного назначения и используются армиями.

В целом, это огромный прогресс для китайской индустрии беспилотников. На сегодняшний день эта отрасль прошла долгий путь и многого добилась. Очевидно, что китайская промышленность не остановится на достигнутом и продолжит разрабатывать новые БПЛА всех основных классов.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Военно-транспортная авиация Китая будущего будет беспилотной. В Чжухае представлен тяжёлый транспортный БПЛА W5000 - Альтернативная История
Чинук по-китайски. Китайский тандемный БПЛА вертолётного типа Boying T1400 совершил первый полет - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/uspehi-i-progress-kitajskih-bpla/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉