Уже практически четыре года боевых действий на Украине ясно показали, что в современных военных конфликтах беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали ключевым элементом вооружения, предоставляющим возможность регулярно и значительно ослаблять противника, одновременно сокращая собственные потери.
Согласно статистическим данным, опубликованным в марте текущего года в Военно-медицинском журнале, 75% потерь личного состава наших войск обусловлены применением вражеских беспилотников.
При этом, помимо нанесения урона личному составу, дроны уничтожают военную технику, автомобили и разрушают оборонительные сооружения.
В настоящее время обе стороны конфликта активно используют десятки различных моделей беспилотников как вблизи линии боевого соприкосновения, так и на расстоянии до 50 километров от нее.
Одновременно и Россия, и Украина наращивают интенсивность и эффективность атак вглубь территории противника.
Обе стороны открыто заявляют о целях данных действий и ведут работу по совершенствованию средств поражения этих целей.
В условиях ограниченного количества ракет с радиусом действия более 300–500 километров и, несмотря на заявления украинских СМИ о якобы массовом производстве дальнобойных тяжелых беспилотников, Украина не может достичь уровня России по количеству и качеству ракетного вооружения и дальнобойных дронов.
В то же время, следует признать, что, обнаружив уязвимости в системе противовоздушной обороны российских городов и стратегических объектов, украинские силы систематически проводят болезненные атаки на промышленные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы, транспортную инфраструктуру, нефте- и газопроводы и жилые районы российских городов.
Недавно, в ночь с 30 на 31 октября, украинские беспилотники нанесли очередной массированный удар по объектам во Владимирской, Ярославской, Орловской, Воронежской, Белгородской, Тамбовской, Тульской, Брянской, Волгоградской, Калужской, Рязанской и Московской областях.
Пока ответственные лица и военные чины разрабатывали стратегии борьбы с этой угрозой, в том числе создание мобильных огневых групп (МОГ) из резервистов с использованием средств радиоэлектронной борьбы, отключения GPS и интернета, а также пассивных мер защиты, противник эффективно наносил и продолжает наносить ощутимые удары по территории России.
В первые месяцы боевых действия на Украине создание мобильных огневых групп на Украине вызывало насмешки, предполагалось, что с их помощью будут сбивать «Герани» старыми пулеметами.
Сегодня ситуация изменилась, и никто не смеется.
Но речь сейчас пойдет не о средствах защиты, а о другом виде вооружения, которое активно использует противник при поддержке «друзей Украины».
Речь идет о самолетах.
Не об F-16, «Миражах», «Сухих» или «МиГах», которые еще остались в ВВС противника.
А о сверхлегких самолетах, весом до 495 килограммов, переоборудованных в беспилотники, способных незаметно доставлять десятки или сотни килограммов взрывчатки на расстояние до двух тысяч километров вглубь России, где их не ожидают и не могут перехватить.
Первый случай применения такого аппарата был зафиксирован в небе Татарстана.
Аэропракт A-22 Foxbat
2 апреля 2024 года Украина предприняла попытку атаковать промышленную зону «Алабуга» под Елабугой, использовав два переоборудованных сверхлегких самолета A-22 Foxbat.
Этот самолет был превращен в беспилотник-камикадзе. A-22 Foxbat оснащен австрийским двигателем Rotax 912 (70-100 л.с.), имеет взлетный вес 450 кг и среднюю скорость 130 км/ч, а с дополнительным баком может пролететь 1200 км. Сообщается, что с 1999 года на Украине было собрано около 1000 таких аппаратов.
Беспилотник не попал в завод, но врезался в студенческое общежитие, в результате чего 13 человек получили ранения. Предполагаемое расстояние от точки запуска составило около 1200 километров, что позволяет предположить, что аппарат мог нести около 100 килограмм взрывчатки.
В интернете можно найти и другие примеры успешного применения Foxbat для атак на цели в России.
Например, 15 декабря 2024 года был нанесен удар по объекту в Грозном, а 14 апреля 2025 года такой же аппарат врезался в жилой дом в Ростове-на-Дону.
YouTube-канал «Techno Thunder” утверждает, что преобразование самолета Aeroprakt A-22 Foxbat в беспилотный ударный комплекс большой дальности (UCAV) является революционным шагом в современной войне.
Украинские силы переоборудовали этот гражданский самолет, изначально предназначенный для спортивной авиации, в средство для стратегических атак вглубь территории противника. Благодаря увеличенной топливной емкости, продвинутым системам управления и возможности нести взрывчатку, UCAV на базе A-22 Foxbat представляет собой серьезную угрозу для критической инфраструктуры.В беспилотник устанавливают оборудование, обеспечивающее высокоточную работу GPS и инерциальных навигационных систем, что позволяет точно наводиться на цель даже в условиях радиоэлектронных помех.
Зашифрованные каналы связи позволяют передавать данные и корректировать полет в режиме реального времени, повышая вероятность успешного выполнения задачи. В зависимости от дальности полета, дрон может нести от 50 до 200 кг взрывчатки. A-22 можно приобрести в США, Франции, Великобритании, Германии и даже Австралии, как в собранном виде, так и в виде конструктора.
Этот простой самолет был разработан украинским конструктором Юрием Яковлевым. В России этот аппарат под названием «Шарик» до сих пор используется.
SkyRanger
Самолет, разработанный в 1990-х годах французским конструктором Филиппом Прево (Philippe Prévot) и предлагаемый в виде конструкторского набора, продается фирмой Best Off.
Основные детали изготавливаются киевской компанией AEROS. Всего французы изготовили около 1200 комплектов такого конструктора.
SkyRanger имеет взлетный вес 450-473 кг, крейсерскую скорость 140 км/ч, дальность около 500 км и оснащен двигателем Rotax 912 UL мощностью 80-100 л.с.
Украинский новостной портал «Babel» сообщил, что украинские спецподразделения начали использовать ультралегкие самолеты французского производства в качестве ударных беспилотных платформ для атак на объекты российской нефтегазовой инфраструктуры.
По данным источников, одно из подразделений 14-го полка Сил беспилотных систем Украины выполнило 102 боевые миссии с использованием этих беспилотников, из которых 78 признаны успешными.
Речь идет об ультралегких аппаратах типа SkyRanger, которые собираются из комплектующих и переоборудуются в боевые дроны.
Конструкция самолета выполнена из легких металлических труб, которые быстро и легко скрепляются болтами.
Под фюзеляж таких самолетов подвешиваются артиллерийские боеприпасы или авиационные бомбы, чаще всего два 120-мм миномётных боеприпаса или одна авиационная фугасная бомба ОФАБ-100-120.
Сообщается, что украинские специалисты отправляли этот аппарат на удар с более тяжелой бомбовой нагрузкой, ОФАБ-250.
После сброса боекомплекта самолет используется в режиме «камикадзе». По словам командира одного из подразделений, эти самолеты нанесли ущерб российской нефтегазовой отрасли, который оценивается в 3–5 миллиардов долларов.
Эти цифры невозможно проверить, но применение этого оружия и его эффективность нельзя отрицать.
По информации Babel, деятельность подобных подразделений строго засекречена. Ультралёгкие самолёты, благодаря малой скорости и высоте полёта, обходят зоны радиолокационного контроля и выходят на цели в глубине территории России, атакуя объекты военно-промышленного и энергетического назначения.
Возможность складывать плоскости самолёта для траспортировки или укрытия также является преимуществом при выполнении спецопераций
Breezer B400 и Bussard
Раз французы проявили активность, нельзя забывать и о немцах.
Известно, что на Украине есть некоторое количество сверхлегких самолетов компании Breezer Aircraft, и их число может быть увеличено за счет поставок из других стран. Всего немцы произвели более 2000 таких машин.
По личному опыту могу сказать, что это отличный самолет, которым я имел удовольствие управлять.
Пока нет подтвержденных данных о переоборудовании самолетов «Breezer» в беспилотные аппараты. Однако, это не исключает возможности проведения подобных работ украинскими или немецкими специалистами.
Учитывая готовность Германии испытывать собственную технику в условиях реальных боевых действий на Украине, вполне вероятно, что модификацию «Бризеров» в дроны они делегируют украинской стороне, а сами сосредоточатся на испытаниях нового автономного сверхлегкого самолета (СЛА), получившего название «Bussard» (Канюк).
Проект реализован на базе спортивной модели Breezer Sport от Breezer Aircraft при участии компании Avilus и предназначен для выполнения специализированных миссий, связанных с наблюдением и разведкой.
«Мы быстро пришли к выводу, что Breezer Sport – оптимальная платформа для такого рода воздушного судна. Высокая скорость и дальность полета имеют решающее значение в подобных задачах. В течение всего полугода мы разработали и построили прототип», – отметил технический директор и руководитель проекта Хеннинг Бойзен.
Конструкция фюзеляжа рассчитана на максимальный взлетный вес в 800 кг, а емкость топливных баков увеличена до 250 литров. Самолет, оснащенный двигателем Rotax 916iS, способен оставаться в воздухе не менее 15 часов.
Технический директор открыто заявляет о военном предназначении аппарата. Многие конструктивные элементы «Bussard» разработаны с учетом обеспечения повышенной устойчивости и живучести беспилотника.
Он оснащен высокоточной инерциальной навигационной системой, способной интегрироваться с аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
«Разумеется, мы не ведем огонь – мы только наблюдаем», – подчеркивает Бойзен. Однако, представляется, что противник не ограничится одной лишь разведкой, поскольку идея нанесения ударов вглубь территории России не оставляет в покое немецких политиков.
К сожалению, почти каждый день (и каждую ночь) мы наблюдаем последствия атак украинских и других «интернациональных» беспилотников в глубине Российской Федерации.
В результате любому, имеющему доступ в интернет, очевидно, что официальные заявления о количестве сбитых вражеских аппаратов и «незначительных повреждениях от осколков сбитых дронов» вряд ли способны отразить реальную картину происходящего.
А тут у противника появляется возможность, пока не удается реализовать поставки «Томагавков» и «Таурусов», начинить взрывчаткой нечто подобное «Канюку», подарить это Украине, причем не в единственном экземпляре.
И намекнуть: «Ну что, ребята, слабо вам по Москве ударить?». Не сомневаюсь, что они даже не задумаются.
А вот всем нам, кто переживает за Россию, и в особенности тем, в чьих руках находится ее судьба, следует серьезно задуматься.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉