В автопроме концепт-кары зачастую играют роль эффектных прототипов, служащих для демонстрации передовых технологий, существующих в отрыве от реального производства. Однако были в истории экспериментальные автомобили, созданные с четким пониманием дальнейшего развития всей автомобильной индустрии. Одним из таких стал Mercedes-Benz Auto 2000, созданный в 1981 году. Формально это был прототип, созданный для пространного ответа на вопрос, каким будет автомобиль нового века. На деле же он оказался пугающе точным прогнозом того, как будет выглядеть Mercedes-Benz образца 2000 года.
Осенью 1981 года на выставке во Франкфурте на стенде Mercedes-Benz посетители обнаружили весьма необычный экспонат. Рядом с элегантным купе на базе 126-го кузова находился прототип с говорящим названием Auto 2000. Интересно, что проект не был собственной инициативой компании. Машину создали с подачи Федерального министерства исследований и технологий ФРГ (BMFT). Правительство выделило серьезный бюджет - около 110 миллионов немецких марок - и поставило задачу перед ведущими концернами (в гонке также участвовали Audi и Volkswagen): создать безопасный, практичный и комфортабельный автомобиль с расходом топлива не более 11 л на 100 км.
Задача оказалась не из простых. Для ее решения потребовалось уделить значительное внимание аэродинамике. Auto 2000 получил низкий и широкий кузов с вытянутым носом и покатым ветровым стеклом. Кроме того, инженеры убрали все лишние декоративные элементы, а стеклоочистители припрятали в специальные ниши у основания стоек. Впрочем, самым ярким элементом стала корма. Мерседесовцы применили так называемый «хвост Камма» (Kammback) - корму с резким, почти вертикальным завершением. Сегодня подобное решение регулярно встречается на гибридных и электрических моделях, но сорок лет назад оно выглядело крайне необычно. Результат превзошел все ожидания: коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,28 - показатель, сопоставимый с Porsche 911 (992) предыдущего поколения.
Борьба за снижение расхода топлива велась не только через совершенствование аэродинамики. Mercedes-Benz подготовил для своего детища целых три принципиально разных силовых установки, и каждая представляла отдельное направление развития моторостроения.
Первый прототип оснастили бензиновым V8 объемом 3,8 л с системой отключения цилиндров. Технология, которая сегодня кажется привычной, в начале 1980-х являлась настоящим прорывом. При размеренной езде по трассе или неспешном движении в городском режиме половина цилиндров автоматически отключалась, превращая 8-цилиндровый мотор в 4-цилиндровый. Благодаря этому удалось достичь расхода 9,3 л на 100 км.
Второй двигатель оказался еще экономичнее. Рядный дизель на 3,3 л получил систему двойного турбонаддува. При движении с крейсерской скоростью 120 км/ч прототип потреблял всего 7,5 л топлива на «сотню». Причем данный результат был получен не на полигоне, а при испытаниях на реальных дорогах.
Третий вариант - самый радикальный. В Auto 2000 применили двухвальный газотурбинный двигатель Typ 0M 301. В его конструкции активно использовались керамические компоненты. В частности, лопатки турбинных колес были изготовлены из нитрида кремния, что позволило им эффективно работать при экстремально высоких температурах, достигающих 1350 °C. Благодаря этому ГТД имел высокий тепловой КПД и относительно низкий уровень выбросов. Двигатель развивал 150 л.с. и потреблял 10 л на 100 км, хотя в определенных условиях его расход мог значительно превышать этот показатель.
Салон Auto 2000 тоже опередил свое время. Перед водителем располагалась полностью цифровая приборная панель, на которой отображалась вся сервисная информация с бортового компьютера. Кроме того, автомобиль получил двойное звукоизолирующее остекление, улучшенные уплотнители дверей и окон, инерциальную систему навигации, интегрированные в сиденья ремни безопасности, штатные крепления для детских удерживающих устройств и подушку безопасности водителя. Из активных средств следует отметить антиблокировочную систему ABS и антипробуксовочную систему ASR.
Самое поразительное в истории Auto 2000 - это то, насколько точно концепт предсказал будущее. Многие технологии, казавшиеся фантастикой в 1981 году, перекочевали в серийное производство. Особенно ярко это проявилось на флагмане S-класса в кузове W140, который дебютировал спустя десятилетие.
Сегодня единственный экземпляр Auto 2000 занимает почетное место в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, напоминая о том, как немецкие инженеры сумели заглянуть в будущее.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Больше материалов в моем телеграм!
Читайте также: