Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Mercedes-Benz 2000: как немцы предсказали будущее автопрома

В автопроме концепт-кары зачастую играют роль эффектных прототипов, служащих для демонстрации передовых технологий, существующих в отрыве от реального производства. Однако были в истории экспериментальные автомобили, созданные с четким пониманием дальнейшего развития всей автомобильной индустрии. Одним из таких стал Mercedes-Benz Auto 2000, созданный в 1981 году. Формально это был прототип, созданный для пространного ответа на вопрос, каким будет автомобиль нового века. На деле же он оказался пугающе точным прогнозом того, как будет выглядеть Mercedes-Benz образца 2000 года. Mercedes-Benz Auto 2000 Осенью 1981 года на выставке во Франкфурте на стенде Mercedes-Benz посетители обнаружили весьма необычный экспонат. Рядом с элегантным купе на базе 126-го кузова находился прототип с говорящим названием Auto 2000. Интересно, что проект не был собственной инициативой компании. Машину создали с подачи Федерального министерства исследований и технологий ФРГ (BMFT). Правительство выделило серьез

В автопроме концепт-кары зачастую играют роль эффектных прототипов, служащих для демонстрации передовых технологий, существующих в отрыве от реального производства. Однако были в истории экспериментальные автомобили, созданные с четким пониманием дальнейшего развития всей автомобильной индустрии. Одним из таких стал Mercedes-Benz Auto 2000, созданный в 1981 году. Формально это был прототип, созданный для пространного ответа на вопрос, каким будет автомобиль нового века. На деле же он оказался пугающе точным прогнозом того, как будет выглядеть Mercedes-Benz образца 2000 года.

Mercedes-Benz Auto 2000
Mercedes-Benz Auto 2000

Осенью 1981 года на выставке во Франкфурте на стенде Mercedes-Benz посетители обнаружили весьма необычный экспонат. Рядом с элегантным купе на базе 126-го кузова находился прототип с говорящим названием Auto 2000. Интересно, что проект не был собственной инициативой компании. Машину создали с подачи Федерального министерства исследований и технологий ФРГ (BMFT). Правительство выделило серьезный бюджет - около 110 миллионов немецких марок - и поставило задачу перед ведущими концернами (в гонке также участвовали Audi и Volkswagen): создать безопасный, практичный и комфортабельный автомобиль с расходом топлива не более 11 л на 100 км.

Коэффициент Cx у Auto 2000 составлял всего 0,28 - аналогичный показатель имеют современные спортивные автомобили
Коэффициент Cx у Auto 2000 составлял всего 0,28 - аналогичный показатель имеют современные спортивные автомобили

Задача оказалась не из простых. Для ее решения потребовалось уделить значительное внимание аэродинамике. Auto 2000 получил низкий и широкий кузов с вытянутым носом и покатым ветровым стеклом. Кроме того, инженеры убрали все лишние декоративные элементы, а стеклоочистители припрятали в специальные ниши у основания стоек. Впрочем, самым ярким элементом стала корма. Мерседесовцы применили так называемый «хвост Камма» (Kammback) - корму с резким, почти вертикальным завершением. Сегодня подобное решение регулярно встречается на гибридных и электрических моделях, но сорок лет назад оно выглядело крайне необычно. Результат превзошел все ожидания: коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,28 - показатель, сопоставимый с Porsche 911 (992) предыдущего поколения.

Борьба за снижение расхода топлива велась не только через совершенствование аэродинамики. Mercedes-Benz подготовил для своего детища целых три принципиально разных силовых установки, и каждая представляла отдельное направление развития моторостроения.

Первый прототип оснастили бензиновым V8 объемом 3,8 л с системой отключения цилиндров. Технология, которая сегодня кажется привычной, в начале 1980-х являлась настоящим прорывом. При размеренной езде по трассе или неспешном движении в городском режиме половина цилиндров автоматически отключалась, превращая 8-цилиндровый мотор в 4-цилиндровый. Благодаря этому удалось достичь расхода 9,3 л на 100 км.

Второй двигатель оказался еще экономичнее. Рядный дизель на 3,3 л получил систему двойного турбонаддува. При движении с крейсерской скоростью 120 км/ч прототип потреблял всего 7,5 л топлива на «сотню». Причем данный результат был получен не на полигоне, а при испытаниях на реальных дорогах.

Третий вариант - самый радикальный. В Auto 2000 применили двухвальный газотурбинный двигатель Typ 0M 301. В его конструкции активно использовались керамические компоненты. В частности, лопатки турбинных колес были изготовлены из нитрида кремния, что позволило им эффективно работать при экстремально высоких температурах, достигающих 1350 °C. Благодаря этому ГТД имел высокий тепловой КПД и относительно низкий уровень выбросов. Двигатель развивал 150 л.с. и потреблял 10 л на 100 км, хотя в определенных условиях его расход мог значительно превышать этот показатель.

По современным меркам графика панели Auto 2000 выглядит примитивной, но в начале 1980-х монохромный дисплей считался довольно современным и отображал всю необходимую информацию, будь то показания навигации или актуальный расход топлива
По современным меркам графика панели Auto 2000 выглядит примитивной, но в начале 1980-х монохромный дисплей считался довольно современным и отображал всю необходимую информацию, будь то показания навигации или актуальный расход топлива

Салон Auto 2000 тоже опередил свое время. Перед водителем располагалась полностью цифровая приборная панель, на которой отображалась вся сервисная информация с бортового компьютера. Кроме того, автомобиль получил двойное звукоизолирующее остекление, улучшенные уплотнители дверей и окон, инерциальную систему навигации, интегрированные в сиденья ремни безопасности, штатные крепления для детских удерживающих устройств и подушку безопасности водителя. Из активных средств следует отметить антиблокировочную систему ABS и антипробуксовочную систему ASR.

Самое поразительное в истории Auto 2000 - это то, насколько точно концепт предсказал будущее. Многие технологии, казавшиеся фантастикой в 1981 году, перекочевали в серийное производство. Особенно ярко это проявилось на флагмане S-класса в кузове W140, который дебютировал спустя десятилетие.

Сегодня единственный экземпляр Auto 2000 занимает почетное место в музее Mercedes-Benz в Штутгарте, напоминая о том, как немецкие инженеры сумели заглянуть в будущее.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также: