Изучая различие между дорамной и реальной историей, можно узнать, что на самом деле творится в голове китайского общества. Первое, что бросается в глаза, — вера в свою мифологию, где исторические факты должны лишь подтверждать ее. И такое не только в головах простого люда (свойственно любому обществу), но настоящая государственная политика, что очень хорошо видно на примере династии Шан.
(все главы будут собраны в подборку, первая глава уже там)
Открытие династии Шан
Династия Шан достаточно последовательно и подробно для такого далекого времени описаны и у Сыма Цяня в «Ши Цзи», и в «Бамбуковых Анналах». Ничего особенного, обычный для китайской истории список смены правителей и их деяний. Не стоит подробного разбора и интересно только китайским историкам. Труды созданы примерно через 1000 лет после последнего правителя Шан, и многие на Западе полагали, что, как и Ся, Шан — легендарная династия.
В конце XIX века (1899 г.) Лю Те Юнь, интеллектуал династии Цин, посетил аптеку, где ему предложили необычное снадобье, изготовленное из «костей дракона». Его зоркий глаз заметил на костях нечто, напоминающее древние письмена. Оказалось, что расхитители гробниц добывали кости из древних захоронений и информацией о месте оных с властями не желали делиться. После длительных поисков, уже при коммунистах в 1950-х годах, в районе современного Аньяна (бассейн Хуанхэ) был обнаружен древний город, поражавший своими размерами и уровнем развития.
Самое главное, при раскопках обнаружили тысячи костей животных и панцирей черепах с гадательными надписями (цзягувэнь 甲骨文), подтверждающих историческое существование династии Шан.
Мифы и реальность
С одной стороны, это было радостью для китайских историков, поскольку они наконец-то смогли подтвердить историчность почти всех правителей Шан, особенно позднего периода. С другой, оказалось, что формирование китайской цивилизации происходило немного на иных принципах, чем это записано в мифологии китайских хроник.
Первое, что бросилось в глаза исследователям, в цзягувэнь периода Шан совсем не упоминается ни династия Ся, ни мифология периода «трех правителей и пяти императоров». После долгих размышлений многие сошлись во мнение, что в основе развитие Китая было не династическое формирования империи начиная от мудрого Желтого Императора (Хуанди), как это представляет китайская история, а постепенное сращивание и взаимообогащение разных обществ (культур) в бассейне реки Хуанхе и позднее Янцзы. Скорее всего, и Ся, и Шан, и даже Чжоу существовали одновременно и между ними постоянно шла борьба за лучшие участки в долинах рек Хуанхэ.
Это подтверждается тем, что в исторических записях периода Чжоу династию Шан называют династией Инь. И только надписи цзягувэнь показали, что сами они себя называли Шан. Вполне возможно, что династия Чжоу — банальный бандюган, захвативший земли Шан, а тамошних жителей выселили по принципу «владение тремя поколениями для двух царей» на окраины Великой Равнины, где они основали провинцию Сун периода Чуньцю.
Это в корне меняет нарратив конфуцианства о развитии китайской империи. Так, в дораме «Жизнеописание Сун Цзы» можно услышать конфуцианские мотивы, что предки жили лучше, единым государством, и было у них всё правильно, потому что так повелел Желтый Император. Историческая правда в том, что Китай развивался за счет захвата и поглощения окружавших его территорий и народов.
Печаль Конфуция, что люди утратили добродетель и потеряли свою единую империю, а теперь страдают от раздробленности, никогда не было правдой. Никакая добродетель не смогла бы восстановить, чего не существовало, объединение Китая в империю начиная от Ся и заканчивая последним днем Чжаньго всегда шло через жесткую конкуренцию и чаще всего военным путем.
Значение династии Шан
И все же династия Шан — самое реальное начало китайской цивилизации, потому что создала два важных ее качества, существующих и по сей день: письменность и культ предков.
Письменность появилась как-то сразу и вдруг. От ранних и до поздних гадательных надписей перед нами практически один и тот же иероглифический текст, где меняется только каллиграфия. Как будто его сразу подарили боги в совершенном виде, и нет никаких свидетельств, как он зародился и развивался. Возможно, Шан его позаимствовала в готовом виде у неизвестной культуры и цивилизации. Но совершенно точно, иероглифы так и остались отличительной чертой китайской цивилизации и сформировали особый стиль метафорического мышления и изложения.
Точно так же в Шан зародился культ предков, и в последующем только в Китае возведенный в культ «культа предков» стараниями конфуцианства. Реальная мифология (а не поздние придумки) в Шан очень скудная. Там вообще страдали исторической амнезией и не записывали деяния предшественников, максимум их имена. В их представлении предки уходили на Небо, управляли судьбой живых, и надо их просить о милости, чтобы жить лучше. А чтобы предки лучше слышали, просить (указать путь в гадании) их должен был самый главный из них, т. е. император Шан. Он совмещал роли и правителя, и первосвященника, так что неудивительно, что со временем его стали называть Сыном Неба с полномочием дарить благость Неба своим подданным.
Отражение в дорамах
В династию Мин написали фантастический роман о противостоянии Шан и Чжоу «Возвышение в ранг духов» (封神演義), где всё было представлено как битва людей, поддерживаемых богами и демонами, «Илиада» на китайский лад. Герой Нэ Чжа, причесанный для детей в самой популярной анимации современности, родом из этого романа.
И весь жанр сянь-ся вышел их этого романа. Утрирую немного, боги и демоны постоянные гости китайского эпоса, но так масштабно только в этом романе.
Правда, к реальной Шан он имеет мало отношения, лично мне про Шан исторические дорамы не попадались, подскажите если знаете.
Еще одним косвенным подтверждением, что Шан и Чжоу были разными племенами на одной территории, может служить рассказ о женщине-генерале Фу Хао времен династии Шан. Разительно разное отношение к женщинам в разных династиях, как будто совершенно разные культуры. Писал о ней в отдельном обзоре на «Легенду о женщине-генерале».
На очереди династия Чжоу, когда, собственно, окончательно и сложилась китайская цивилизация, какой мы ее знаем сегодня.
А на сегодня все, и традиционный котик выпрашивающий лайк 😊