Предыдущая статья: Асы 2МВ. Статистика побед (03). Советско-германский фронт: Люфтваффе и ВВС
Союзники Германии на Восточном фронте
На рассвете 22 июня 1941 г. вместе с Люфтваффе советские аэродромы атаковали и румынские самолеты: Румыния стремилась вернуть себе Бессарабию, политическим путем отторгнутую у нее Советским Союзом летом 1940 г. С 27 июня 1941 боевые действия против СССР начали венгры. Решение о вторжении в Советский Союз они приняли после бомбовых ударов по венгерской территории неизвестными самолетами. И хотя это вполне могла быть провокация немцев или румын, чтобы втянуть Венгрию в войну, венгры согласно вечному европейскому принципу: «во всем виноваты русские» озлобились именно на СССР…
29 июня в войну против Советского Союза вступила Финляндия, еще задолго до этого предоставившая самолетам Люфтваффе свои аэродромы. С 1 июля 1941 г. к вторгшимся в СССР государствам присоединились войска Словацкой республики, пославшей на советскую территорию 2 из трех имевшихся у нее истребительных эскадрилий. В августе к борьбе с советской авиацией подключились 4 истребительные эскадрильи Италии (51 истребитель). В сентябре в состав немецкой Эскадры JG-27 вошла истребительная эскадрилья испанских «добровольцев борьбы с коммунизмом». А в октябре 1941 г. на советско-германский фронт прибыли 2 хорватские истребительные эскадрильи, с июля проходившие в Германии летную подготовку. Все авиачасти союзников Германии (кроме финских, воевавших на Ленинградском фронте) действовали на юге - в основном на Украине.
Что же представляли собой авиасилы союзников Люфтваффе на советско-германском фронте? Румыния выставила против СССР «Боевую авиагруппировку» из двух бомбардировочных и одной истребительной флотилий (в ней - 9 истребительных эскадрилий). Численность румынской авиации, атаковавшей Советский Союз, составляла 253 самолета; а общее количество ВВС Румынии на 22.06.1941 г. - 672 самолета. Всего же за 1939-1944 г. румынская промышленность дала ВВС Румынии 1.302 самолета; кроме того, румынские ВВС получали еще и немецкие самолеты, которые официально оставались собственностью Германии (для упрощения и ускорения восполнения потерь). Сколько румыны потеряли самолетов в борьбе против СССР я, к сожалению, не нашел (вполне вероятно, эти цифры и «не поднимались» советскими исследователями, чтобы «не обижать союзников» - ведь в 1944 г. Румыния переметнулась на сторону побеждающего СССР). Зато по короткому периоду сотрудничества с советскими ВВС известно, что румыны за 1944-1945 гг. заявили об уничтожении 126 немецких самолетов при потере 176 своих (из них 30 в боях, а остальные – под бомбежками, или в авариях).
Хотя информации по румынским потерям в период их сотрудничества с Германией я не нашел, зато нашел, что «не обиженные русскими» румынские «союзнички», без всякой боязни обидеть нас заявили об уничтожении ими с июня 1941 по август 1944 г. 1.500 советских самолетов. И еще о 399 самолетах США и 44 самолетах Великобритании, сбитых румынами при отражении бомбардировок объектов нефтяной промышленности Румынии. Асами были объявлены 77 румынских летчиков-истребителей, заявивших по 5 и более побед. Правда, далеко не все они являлись асами на самом деле - ведь победы в румынской авиации начислялись по баллам, выставлявшимся за количество моторов сбитых самолетов! Таким образом, асом называли летчика, сбившего не 5, а всего 2 бомбардировщика и 1 истребитель, или даже 1 тяжелый бомбардировщик и 1 истребитель… При этой в реальности не «победной», а «бальной» системе самыми результативными асами Румынии считаются Константин Кантакузино (Cantacuzino), получивший 56 баллов при заявке на 45 сбитых самолетов, и Александру Шербанеску (Serbanescu) – 47 баллов при заявке на 44 сбитых.
Итальянские ВВС воевали в СССР до начала 1943 г., пока государственный переворот в Италии не вывел эту страну из войны. «Приключения итальянцев в России» были, видимо, не очень активными: за 17 месяцев боев они заявили всего о 88 победах при потере 19 своих самолетов. Особой результативностью итальянцы в СССР не блистали: «самый крутой» итальянский ас Восточного фронта Германо ла Ферла (la Ferla) заявил всего о 6 победах…
За 1942-1943 гг. воевавшая в составе германской авиации испанская истребительная эскадрилья была дополнена еще четырьмя, вошедшими в состав разных немецких авиадивизий. Но в 1944 в связи с наметившимся будущим поражением Германии Испания объявила о своем полном нейтралитете и отозвала своих летчиков с фронта. Всего с 1941 по 1944 гг. пилоты 5 испанских эскадрилий заявили о 164 одержанных победах при потере 21 летчика (значит, не менее 21, а скорее и более самолетов). Самыми результативными испанскими асами стали: Гонзало Хевиа (Hevia), заявивший 12 побед, и Медина Марио Куадра (Cuadra) – 10 заявок.
На момент вступления в войну против СССР венгерская авиация насчитывала 269 боевых самолетов; всего же в состав ВВС Венгрии за время подготовки к войне и ведения боевых действий вошли 1.399 боевых самолетов. И опять – информация по потерям авиатехники венграми очень скудная: известно только, что за 1941-1942 гг. они потеряли не менее 118 самолетов. Дальше – «тайна, покрытая мраком». Хотя практически та же картина предстает и по вопросу успешности венгерских асов. Ведь само понятие «венгерский ас» очень условно, так как в венгерской авиации вообще не велся подсчет побед, из-за чего сегодня трудно составить достоверный рейтинг наиболее результативных венгерских летчиков. Опираясь на различные вторичные источники, исследователи высчитали, что возможно 125 пилотов-истребителей, участвовавших в боях, одержали в общей сложности 513 подтвержденных побед. Видимо, наиболее результативным из них был Дечо Шентьёрди (Dezso Szentgyorgyi), которому исследователи приписывают 34 победы.
К концу 1941 г. на советско-германском фронте осталась всего одна словацкая истребительная эскадрилья, включенная в состав германской JG-52; вторая была практически полностью уничтожена в боях. А в октябре 1943 и эта эскадрилья была отозвана с фронта в Словакию – с переходом Италии на сторону антигитлеровской коалиции и размещением на ее аэродромах американских дальних бомбардировщиков возникла острая необходимость авиационной защиты словацких промышленных объектов. Для этого у Германии были срочно закуплены 185 самолетов (но это уже не относится к советско-германскому фронту). Общее же число словацких побед на Восточном фронте составило 215 заявок; самым результативным асом Словакии стал Ян Режняк (Reznak), заявивший 32 победы.
Вступившие в войну в октябре 1941 г. две хорватские истребительные эскадрильи из-за высоких потерь уже в январе 1942 были сведены в одну, включившуюся в состав германской авиадивизии JG-52. Хорватская эскадрилья с многомесячными перерывами на отдых воевала на Восточном фронте до начала ноября 1944 г.; затем немцы отобрали у них самолеты, и перевели хорватов в пехоту – по причине начавшихся перелетов хорватских летчиков на сторону советских войск. Это сделал 20 сентября даже сам командир хорватской эскадрильи Мато Дуковач (Dukovac). Всего же за время участия в войне против СССР хорваты заявили о 259 победах при потере в боях 16 своих пилотов. И словаки, и хорваты, воюя в составе германской Эскадры JG-52, использовали немецкую систему подсчета побед. Самыми результативными хорватскими асами считаются Мато Дуковач (Dukovac), заявивший 35 личных побед, и погибший в апреле 1944 Цвитан Галич (Galic) счет которого не совсем ясен: в одних книгах говорится о 38 его заявках, в других же – только о 30, а 8 считаются неподтвержденными.
Довольно подробная информация имеется по финской авиации, воевавшей в районе Ленинграда. В 1941 г. финны вступили в войну с СССР уже второй раз. В первой, «Зимней войне 1939-1940 гг.» (по временным рамкам тоже входившей во 2-ю мировую войну), на титул аса претендовали 10 финских пилотов. Из них трое заявили по 5 побед, четверо – по 6, остальные трое дали 7, 8 и 13 заявок (общее число всех – 67 заявок).
На день вступления в войну с СССР в 1941 г. Финляндия имела 206 самолетов, в том числе 159 истребителей. В ходе войны финский авиапарк пополнялся как машинами собственного производства, так и купленными в Германии трофейными советскими и немецкими самолетами (всего в 1941-1944 ВВС Финляндии получили 371 самолет).
Так как финны считали «Зимнюю» и «Продолженную» войны одним конфликтом, лишь имевшим перерыв, они подвели общие итоги по обеим войнам, заявив, что с 30.11.1939 по 4.09.1944 Финляндия силами истребителей, бомбардировщиков и зенитных средств уничтожила 3.313 советских самолета при собственных потерях в 523 самолета.
В «Зимней войне» финнами были заявлены «сбитыми» 526 советских самолетов (207 авиацией, 314 армейскими зенитками, и 5 – зенитками кораблей), хотя на самом деле СССР в боях той войны потерял только 327 крылатых машин (не считая небоевых потерь). В «Продолженной войне» Финляндия претендует на 2.787 уничтоженных советских самолетов, из которых на долю авиации финны относят от 1.779 до 1.809 побед. Правда, в отличие от «Зимней войны», носившей локальный характер, провести сверку этих финских заявок с реальными потерями ВВС РККА очень затруднительно: ведь советские авиачасти на Ленинградском направлении воевали не только с финнами, но еще и с немецкой авиацией. А вот по числу погибших самолетов Финляндии информация довольно противоречивая. По одним публикациям общая цифра потерь за две войны составила 523 самолета; по другим – в «Зимнюю войну» финны потеряли 67 машин, а в «Продолженной войне» 536.
В финской авиации пилоту засчитывалась одна победа независимо от количества имевшихся на жертве моторов. Если самолет сбивался двумя пилотами, то победа делилась пополам, и эти 0,5 приплюсовывались к уже имевшемуся числу побед каждого из них. Если же победу одерживала группа из нескольких пилотов, то ее относили на общий счет эскадрильи. Но так как рейтинг финских летчиков формировался и из личных, и групповых побед (добавлявшихся в список по 0,5), довольно затруднительно высчитать, сколько же самолетов в действительности мог лично сбить каждый финский пилот...
Общий список самых результативных летчиков Финляндии составляют 124 аса. Из ни 11 заявили от 31 до 94 побед, еще 41 пилот – от 10 до 29,5 побед, и 72 летчика – от 5 до 9,5 побед. В тройку самых результативных вошли: Эйно Илмари Юуутилайнен (Juutilainen), которому засчитано 94 победы, Ханс Винд (Wind), - засчитано 75 побед, и Эйно Луукканен (Luukkanen), - 56 побед.
Союзники СССР на советско-германском фронте
Наиболее известными иностранными летчиками, воевавшими в составе ВВС СССР, были французы, составившие авиаполк «Нормандия-Неман» («Normandie-Niémen»). Поначалу, на рубеже-1942-1943 гг., была сформирована эскадрилья «Нормандия», состоявшая из 14 пилотов и 75 механиков, но в июле 1943 она за счет прибывавших в СССР новых французских летчиков была развернута в полк, состоявший из 4 эскадрилий.
Эскадрилья, а затем полк «Нормандия-Неман» участвовал в боевых действиях на советско-германском фронте с апреля 1943 по май 1945 гг. За это время летчики полка заявили 273 подтвержденные победы (еще 36 заявок не получили подтверждений). Количества потерянных полком в боях самолетов я не нашел, но известно, что в боевых вылетах погибли 42 пилота (из 96, проходивших службу в «Нормандии-Неман») – значит, потери авиатехники были не меньше. Из известной мне дюжины асов «Нормандии» тройку самых результативных составили три летчика, добившиеся по французской системе «вали все в кучу» общего счета в 16 побед. Однако, так как я уже упоминал в предыдущей статье одного из них - Марселя Альбера (Albert) - как признанного французами вторым по результативности асом Франции во 2МВ, я позволил себе освободить его место для упоминания следующего по результативности аса. Причем расставил эту новую «тройку» не по французской уравнивающей системе, а по советской (ведь служили-то они в составе ВВС СССР!), учитывающей первенство личной победы над групповой. Итак, первым по этой системе становится Герой Советского Союза Жак Андрэ (Andre), заявивший 11 личных и 5 групповых побед (= 16; но по личным победам Андрэ превзошел Альбера, имевшего только 7 личных). Герой Советского Союза Ролан де ла Пуап(de la Poype) заявил 6 личных +10 групповых побед (по французской системе тоже = 16). А погибший в июне 1944 г. Герой Советского Союза Марсель Лефевр(Lefevre) успел одержать 6 личных + 5 групповых побед (=11 по французской системе учета).
Кроме французов из «Нормандии-Неман» в советской авиации во время Великой Отечественной войны служили и другие иностранцы. С 1943 г. в составе ВВС СССР начали формироваться авиачасти Войска Польского, к концу 1944 г. оформившиеся в истребительную, бомбардировочную и штурмовую авиадивизии. Правда, так как польских летчиков в СССР попало немного, части эти формировались в основном из советских летчиков, имевших польское происхождение. Тогда же в 1943 г. в СССР попытались сформировать по тому же принципу авиачасти чехов и словаков, однако чешское эмигрантское руководство предпочло вместо «русских чехов» создать эскадрилью из присланных из Великобритании пилотов-чехов, уже воевавших в составе RAF. В эту же эскадрилью в 1944 г. влились и словаки, дезертировавшие из Люфтваффе и перелетевшие на советскую сторону. Но все эти иностранные авиачасти ВВС СССР приобрели боеспособность уже на заключительном этапе войны, и мне неизвестно, успели ли они сыграть заметную роль в воздушной войне, появились ли в их составе асы?
Однако асы имелись среди испанских летчиков-добровольцев, вступивших в ряды ВВС СССР еще с самого начала Великой Отечественной войны. В 1939 г., после поражения Испанской республики, спасаясь от преследования победивших фашистов, в Советский Союз перебрались несколько тысяч испанцев. Среди них были и бывшие испанские летчики-республиканцы. А после нападения Германии на СССР они вновь вернулись в боевой строй борцов с фашизмом.
Правда, к сожалению, в отличие от широко распиареных в нашей исторической литературе летчиков «Нормандии» информации о «советских» пилотах-испанцах почти нет. Во многом это связано с тем, что в отличие от собранных в один авиаполк французов испанские летчики были разбросаны по 2-3 человека по различным подразделениям. От первоначальной идеи организации испанского авиаполка по примеру «Нормандии» советские власти отказались по политическим мотивам – из-за провозглашения испанским государством нейтралитета во 2-й мировой войне (правда, не мешавшего отправлять на помощь немцам «добровольцев борьбы с коммунизмом»). К тому же не то из-за желания поддержать «нейтралитет» Испании, не то из-за почти маниакальной страсти советского правительства к секретности, испанские добровольцы брали себе русские имена и фамилии (как в ходе гражданской войны в Испании советские добровольцы назывались испанскими именами). А это обстоятельство еще больше усложняет исследование вопроса роли «советских» испанцев в Великой Отечественной войне. Во многом из-за разбросанности испанцев по разным подразделениям и их деятельности под другими именами сегодня мало что можно сказать о боевой результативности испанских асов в ВВС СССР. Здесь царят сплошные неясности и недоговоренности. Например, в одних отрывочных сведениях об Антонио Ариасе (Arias), одержавшем в гражданской войне в Испании 9 личных + 5 групповых побед, говорится, что в Великой Отечественной он сбил только 1 немецкий самолет (но тогда возникает вопрос: за что же Ариас на этой войне получил 3 боевых ордена ?). В других говорится, что боевой счет Ариаса составляет 16 личных побед в Великой Отечественной; в третьих же утверждается, что на счету Антонио Ариаса 24 сбитых самолета противника (причем не ясно – это только за Великую Отечественную, или вместе с испанскими победами?). Такая же неясность с успехами Франсиско Мероньо-Пеллисер (Merono-Pellicer): ему приписывают от 6 до 20 побед; причем неясно – только за Великую Отечественную, или это его общий счет и за Испанию? А самым результативным «советским испанцем» считается Хуан Ларио-Санчес (Lario Sanchez), заявивший в Испанской войне 7 побед, а в Великой Отечественной 27 личных + 8 групповых побед.
ОКОНЧАНИЕ: Асы 2МВ: статистика побед (05). Дальний Восток и Тихий океан
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.