Найти в Дзене
Петр Власов

Асы 2МВ. Статистика побед (03). Советско-германский фронт: Люфтваффе и ВВС

Оглавление

Предыдущая статья: Асы 2МВ: статистика побед (02). Асы Африки и Средиземного моря

Немецкие асы «Восточного фронта»:

На 22.06.1941 г. (день нападения Германии на СССР) Люфтваффе располагали 4.600 самолетами, из которых во вторжении на советскую территорию приняли участие 3.664 самолета (в том числе 1.285 бомбардировщиков, 340 пикировщиков и штурмовиков, 1.036 истребителей и 604 разведчика). В дальнейшем численность поставок авиатехники на советско-германский фронт постоянно возрастала, но возрастали и потери Люфтваффе на этом фронте, ставшем для Германии чуть ли не основным. Как уже говорилось в предыдущих статьях, цифры боевых потерь Люфтваффе в разных публикациях довольно сильно «плавают» (напомню: за войну - от 63.000 до 85.650 самолетов); то же происходит и с информацией немецких боевых потерь на Востоке - от 44.000 до 52.000 самолетов. Не менее противоречива и информация по количеству одержанных здесь немецкими летчиками побед. Общеизвестно, что среди «высших» асов Люфтваффе подавляющее большинство заявивших по 100 и более побед, воевали именно на «Восточном» (т.е. советско-германском) фронте. Это вроде бы подтверждается и статистикой победных заявок: из 70.000 общих победных реляций Люфтваффе, в отношении Запада (Европы, Африки и Средиземноморья) сделано только 25.000, а 45.000 приходятся на советско-германский фронт!

-2

Но, если верить тому, что только истребители Люфтваффе за 1941-1945 гг. уничтожили 45 тысяч советских самолетов, то получается, что общее число одержанных лишь немецкими истребителями «побед» почти соответствует всему количеству реально потерянных в боях советских самолетов! Словно в «истреблении советской авиации» вовсе не участвовали ни немецкие бомбардировщики, засыпавшие бомбами наши аэродромы и отстреливавшиеся от атакующих их краснозвездных истребителей, ни немецкая зенитная артиллерия, отражавшая постоянные налеты советских бомберов и штурмовиков. А уж об истребительной авиации многочисленных союзников Германии (кстати, зачастую просто презиравшихся немецкими «супер-асами»), так же воевавших против СССР, и заявивших еще 7.000 побед над советскими самолетами, даже и говорить «как-то неловко»…

Казалось бы, еще одним аргументом в пользу достоверности числа побед Люфтваффе на Востоке может служить описанная мною в предыдущей статье система подсчета успехов немецких пилотов в стиле «одна победа – один летчик», и многочисленность необходимых условий фиксации для утверждения каждой победы. Однако эта в целом добротная система, рассчитанная на небольшие расстояния Европы, где нетрудно точно обозначить место падения жертвы и затем проверить наличие ее обломков, начала давать сбои уже в пустынях Африки (не говоря уж о просторах Средиземного моря, скрывавшего в своих водах все обломки). Уже тогда немецкому командованию то и дело приходилось верить только «слову джентльмена» в лице свидетелей боя (обычно занятых в это время своей схваткой, и борьбой за собственное выживание) - ведь пленка фотокинопулемета обычно фиксировала только попадание по цели, но редко – ее непосредственную гибель. А масштабы и расстояния советско-германского фронта, растянувшегося от Балтийского до Черного моря, и сплошь покрытого лесами и болотами, в которых почти невозможно сориентироваться, где же именно упала (и вообще – упала ли?) сбитая жертва? Тем более, что уже с конца 1942 г. проверить заявку на сбитие немцам стало просто невозможно - ввиду постоянного откатывания линии фронта на запад. А составлять отчеты о расходе боеприпасов, дистанции открытия и прекращения огня по противнику при совершении до десятка боевых вылетов в день, когда от напряжения и усталости в голове путается то, что произошло всего час-два назад? А метания между фронтами разных природных зон, на которые то и дело перебрасывались подразделения из-за катастрофической нехватки у немцев авиации… Все это не могло не сделать основным аргументом германского аса пресловутое «слово джентльмена» (после которого, как мы знаем, «так попёрло…»).

-3

И это вот «так попёрло» пришлось как нельзя кстати политическим балаболам-пропагандистам, взявшимся неуёмно прославлять в прессе превосходство арийской расы над всякими там «унтерменшами». А доказательством этого превосходства служила «астрономическая цифирь» побед над русскими в стиле «одним махом семерых побивахом»… И добывалась эта «цифирь» методом перевода отличившихся своей перспективой летчиков с обычных выматывающих боевых вылетов на метод «свободной охоты» - без выполнения определенных заданий и обязательного требования вступать в бой. «Свободный охотник» сам решал – атаковать врага, или «смыться», если не уверен в успехе. В затяжной бой он не ввязывался – внезапно бил, и сразу уходил, а победу фиксировала «группа поддержки» из таких же «охотников», наблюдавшая сверху за «схваткой». И бил «свободный охотник» обычно «подранков» или новичков, отставших от строя. С отплевывающимися огнем бомберами и штурмовиками «охотник» уже больше не связывался – ведь могут и убить… Вот в этих почти идеальных условиях и набирали свои астрономические счета немецкие асы, пока их рядовые пилоты погибали в массовых схватках с советской авиацией. Практически все заявившие 100 и более побед асы Люфтваффе занимались исключительно «свободной охотой», позволившей им набрать огромное количество заявок, и большинству дожить до конца войны. Вот только Германия при такой системе набора «максимальных рекордов» при минимальном риске, несмотря на «астрономические» счета побед этих «спортсменов», ставших после войны сплошь записными мемуаристами, воздушную войну проиграла…

-4

В результате как масштабности войны в Советском Союзе и бесспорно хорошей выучки летчиков Люфтваффе, так и прелестей «свободной охоты», и описанных выше «поправок» к «наиболее точной и совершенной среди всех стран, участвовавших в войне» методике учета побед германской авиации, немцы практически перестали считать настоящими асами летчиков, подавших заявки менее чем на 60 побед. (Вообще-то в Люфтваффе вместо слова «ас» употребляли «эксперт»). Так вот, к концу войны в списках Люфтваффе из 5.000 летчиков, добившихся не менее 5 побед, было зафиксировано 128 экспертов, заявивших от 60 до 99 побед; 68 экспертов, заявивших от 100 до 149 побед, и 35 «высших» экспертов с заявками от 150 до 352 побед (только их общий счет составил 7.016 заявок). Как нетрудно догадаться, подавляющее число 100-победных, и абсолютно все 150-победные асы (за исключением «Звезды Африки» Марселля), прошли через «Восточный фронт», именно на нем подав большинство своих заявок. Но вот сколько из этих заявок в действительности были реальными – уже так и останется «загадкой века»…

Самым результативным асом не только Восточного фронта, а и всей авиации Германии считается Эрих Хартман (Hartmann), заявивший 352 победы: 347 над советскими самолетами, и 5 – над американскими в последние дни войны (правда, имеющийся список официально зафиксированных побед Хартмана не превышает 150 самолетов; остальные записи «потерялись»). Вторым после Хартмана называют Герхарда Баркхорна (Bаrkhorn), заявившего о 301 победе (все - на Восточном фронте). Замыкает «высшую тройку» Гюнтер Ралль (Rall) – его заявка 275 побед: 272 на Восточном фронте, и 3 на Западном. Вся тройка этих немецких асов служила вместе в Эскадре (авиадивизии) JG-52, и воевала на южном и юго-западном участках Восточного фронта.

-5

А на западном и северо-западном участках советско-германского фронта действовали другие «высшие» асы Люфтваффе, чьи Группе (авиаполки) часто перемещались по линии ведения войны - из-за недостатка у немцев истребительной авиации для охвата всего фронта. Самый результативный из этих асов Отто Киттель (Kittel) до своей гибели в феврале 1945 г. (на свою беду атаковал Ил-2, и получил в ответ) сделал 267 заявок на победы. Несколько меньше (255) заявок на советско-германском фронте сделал Вальтер Новотны (Nowotny). Отозванный в ноябре 1943 в Германию, Новотны за год службы в Европе смог одержать до своей гибели в ноябре 1944 только 3 победы, доведя свой общий счет до 258 побед. Еще одним «высшим» асом 2МВ, занявшим в рейтинге Люфтваффе благодаря своему общему счету в 222 победы 7-е место, стал воевавший на северо-западном участке советско-германского фронта Эрих Рудорффер (Rudorffer). За время его боев в СССР Рудорффер заявил о 136 победах. Остальные 86 заявок он сделал, «блуждая» с фронта на фронт, в Африке (26) и в Европе 60).

-6

Асы СССР

-7

На 22.06.1941 г. (день вторжения Германии в СССР) советская авиация имела в общем наличии около 20.000 самолетов; из них непосредственно на западных границах СССР располагалось 9.917 самолетов (в том числе 3.888 бомбардировщиков и 4.989 истребителей). Всего за время войны согласно официальному изданию «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах» общая численность авиатехники в ВВС СССР составила (включая имевшуюся ранее, поступившую от промышленности в ходе войны, и переданную союзниками по ленд-лизу) 170.600 самолетов. Общие потери по разным причинам к концу войны - 106.400 самолетов; из них непосредственно боевые потери – 46.100 самолетов (по другим сведениям – вообще 88.300 общих и 43.100 боевых потерь). Это почти столько же, сколько заявили сбитыми одни только немецкие летчики-истребители, без учета потерь, нанесенных еще и германскими бомбежками, зенитным огнем противника, и истребителями союзников Германии. А по заявкам истребителей-союзников Люфтваффе они вместе сбили около 7.000 советских самолетов. Т.е., по показаниям противника, только их истребители, без учета потерь, нанесенных бомбардировщиками и зенитками, уничтожили 52.000 советских самолетов, что далеко не соответствует реальным потерям ВВС СССР…

-8

Советская система учета успехов делила победы на личные и групповые. Причем до конца 1942 года в советских ВВС в соответствии с традициями коллективизма предпочтение отдавалось групповым победам, а заявки на личные победы иногда даже осуждались! Но с начала 1943 г. система награждения летчиков стала привязываться именно к личным победам, а групповые победы считались теперь как бы «не совсем полноценными». Ведь звание Героя Советского Союза с 1943 года советский ас мог получить только за 10, а впоследствии за 15 ЛИЧНЫХ побед; количество побед групповых на присвоение этого звания почти не влияло. Именно поэтому я здесь выстроил рейтинг самых результативных асов СССР по количеству личных побед, без учета повышающих общий счет летчика групповых.

Наибольшее число «высших» советских асов воевало на южных участках фронта. Среди них особо результативными были летчики, летавшие на ленд-лизовских «Аэрокобрах». Это Григорий Речкалов (обычно считается, что он одержал 56 личных + 6 групповых побед, но в архивных документах за ним значатся 61+4 победы). На «Кобре» воевал и Николай Гулаев (советская пресса утверждала за ним 53+4 победы, но по архивным документам Гулаев одержал 57+5 побед). Третьим из наиболее результативных «Кобра-асов» можно назвать Дмитрия Глинку, одержавшего 50 личных побед…

-9

Вы конечно, спросите: «А где самый знаменитый ас «Аэрокобры» Александр Покрышкин»? О нем нужно сказать особо. Советская пресса утвердила за Покрышкиным счет в 59+6 побед, но в разных архивных документах даются разные результаты – от 43+3 до 53+6 побед. Однако противоречивость архивной документации, возможно вызванной тем, что Покрышкин часто дарил свои победы молодым летчикам, прикрывшим его в бою, не может подвергнуть сомнению главного. Заслуги Александра Ивановича в борьбе с Люфтваффе огромны, и далеко выходят за рамки обычного математического подсчета лично сбитых вражеских самолетов. Александр Покрышкин был не просто летчиком, а теоретиком воздушного боя. Он разработал и внедрил в советскую авиацию свои тактические приемы - «скоростные качели» и «Кубанскую этажерку», принесшие и ему, и многим другим советским летчикам огромные успехи в борьбе с асами Люфтваффе. Кроме того, Покрышкин был еще и учителем, вырастившим целый ряд выдающихся асов (среди которых были и уже упоминавшиеся выше Речкалов и Глинка).

-10

Другие наиболее результативные советские асы воевали на юго-западном, западном и северо-западном направлениях фронта. Самым успешным среди них был Иван Кожедуб, за которым традиционно числились 62 победы, хотя по архивным документам он сбил 64 вражеских самолета. Его соратник Кирилл Евстигнеев заявил 52+3 победы, подтвержденные архивными документами. А Арсений Ворожейкин одержал за время Великой Отечественной войны 46+13 побед; но он имел еще и 6 личных побед в 1939 г. на Халхин-Голе (итого: 52 личных + 13 групповых).

-11

Здесь перечислены только самые результативные асы СССР, на счету которых не менее 50 подтвержденных личных побед. Всех же асов (даже только самых результативных) в рамках небольшой статьи перечислить невозможно. Ведь лишь летчиков-истребителей – Дважды Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за одержанные каждым 30 и более побед, имелось 26 человек, а их общий результат составил 1.051 победу. Еще свыше 600 советских авиаторов были удостоены звания Героя Советского Союза за результативность от 16 и выше воздушных побед. В боях Великой Отечественной войны только германская авиация (не считая ее союзников) лишилась свыше 44.000 самолетов, значительная часть которых (не менее трети) была уничтожена асами – Героями и Дважды Героями Советского Союза. Остальные же потери были нанесены немцам нашими летчиками, среди которых уже трудно выделить массу асов, одержавших не менее 5 или 10 воздушных побед; а так же советскими бомбардировщиками и зенитчиками, тоже принимавшими активное участие в уничтожении вражеской авиации…

-12

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Асы 2МВ: статистика побед (04). Советско-германский фронт: союзники Люфтваффе и ВВС

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.