Предыдущая часть:
Какую же роль во всей этой истории сыграл шаман Александр Прокопьевич Бахтияров?
Шаман дает "добро"
Ранее я уже отмечал, что обычные мансюки, охотники и оленеводы, никогда бы не решились на столь дерзкое нападение сразу на девятерых советских туристов без одобрения своих шаманов. Все ключевые и наиболее важные вопросы, связанные с их религией, мансюки всегда решали только с одобрения своих шаманов. И никогда прежде они столь дерзких нападений на местных жителей или туристов не совершали.
А у кого же мансюки могли получить такое одобрение перед нападением на дятловцев? У шамана Степана Курикова? Ха-ха. Про Степана Курикова я писал чуть ранее: если бы мансюки обратились к нему за таким "одобрением" - Степан Куриков сам же их первым и сдал местным властям, тут же донес бы об этом местному советскому начальству. И мансюки, выехавшие в конце января на охоту на Ауспию из Суеватпауля, прекрасно это знали - ведь Степан Куриков проживал в том же Суеватпауле.
А значит, такое одобрение они могли получить только от второго своего главного шамана - от Александра Прокопьевича Бахтиярова. И они его получили.
То есть получается, что шаман Бахтияров выступил организатором нападения и убийства дятловцев. Он не был инициатором этого нападения - инициатором, очевидно, выступил Андрей Анямов-старший, хранитель идола Сорт-Хури-Аки, которого он прятал в пещере "Китовая пасть", и которого, как он решил, похитили дятловцы.
Но Андрей Анямов-старший не был шаманом - он был только "хранителем" этого идола (была у мансюков такая "должность"). И перед тем, как напасть на дятловцев - с целью вернуть этого идола и жестоко наказать похитителей их религиозных святынь - Андрей Анямов-старший с другими мансюками должны были получить одобрение на это у их главного шамана. У Александра Прокопьевича Бахтиярова. И они его получили.
Шаманское зелье
Но этим роль шамана Бахтиярова во всей этой истории вовсе не ограничивается.
Ранее мы установили, что во время нападения мансюков на дятловцев почти все дятловцы (кроме Тибо - он погиб первым) подверглись сильнейшему отравлению атропином.
И пришли к выводу, что мансюки во время своего нападения на дятловцев вбросили в палатку дятловцев ядовитый порошок из белладонны. Именно поэтому кто-то из дятловцев (скорее всего, Юра Кривонищенко) сделал несколько небольших разрезов палатки изнутри. И, судя по всему, именно это сильнейшее отравление атропином (наряду с сопутствующим замерзанием) и стало главной причиной гибели некоторых дятловцев.
Но для того, чтобы приготовить такой ядовитый порошок, нужно было обладать очень специальными знаниями. Нужно было знать, где, когда и как следует собирать нужную траву. Как из нее приготовить ядовитый порошок. И какое воздействие и в каких дозах он оказывает на людей.
А кто у мансюков обладал такими знаниями и всем этим занимался? ШАМАНЫ. У русских и других народов подобными вещами издавна занимались различные "ведьмы", "колдуньи" и "знахари". Ну, скажем, забеременела девка случайно от какого-то мужика, а замуж выйти за него по каким-то причинам не может (например, этот мужик уже женат). И чтобы избежать позора, она решает сделать аборт. К кому она за этим обращалась? Врачей, гинекологов и акушеров в деревнях тогда не было. А вот к такой бабке-"колдунье" и обращалась. А та ей специальный напиток приготовит, "заклинание" какое-нибудь прочитает и помогает сделать аборт. Или еще какая-нибудь болезнь или недуг на кого-нибудь в деревне нападет. Или нужно прельстить мужика или же, напротив, "нагнать порчу" на свою соперницу. И за всеми подобными вещами жители деревень (особенно часто женщины) обращались к какой-нибудь местной "колдунье".
А у мансюков всеми подобными вещами издавна занимались шаманы. Знали они, какие травы какими свойствами обладают, умели готовить лечебные или ядовитые вещества. И нередко использовали психотропные вещества во время своих камланий: дадут всем мансюкам, принимавшим участие в таких камланиях, отведать какой-нибудь "волшебный напиток" или вбросят в костер какой-нибудь порошок - и все мансюки тут же с "духами" начинают общаться, впадают в религиозный транс. Подобные практики использования различных психотропных веществ во время религиозных праздников и камланий были распространены не только у мансюков, но и у многих других народов Сибири. Да и у многих коренных народов Америки (индейских племен) и племен в Африке.
И все подобные знания мансийские шаманы хранили в тайне от других мансюков и передавали их из поколения в поколение, от отца сыну.
Он там был, на перевале, у горы Холатчахль, этот шаман Александр Прокопьевич Бахтияров. Бахтияров не просто дал свое "добро" мансюкам на нападение на дятловцев - он и сам принимал участие в этом нападении. И скорее всего, не один, а с кем-то еще из Бахтияровых (возможно, со своим сыном или племянником). И именно Александр Прокопьевич Бахтияров вбросил в палатку дятловцев ядовитый порошок из белладонны, приведший к сильнейшему отравлению дятловцев атропином.
"Сашка-шаман ребят убил"
Что Александр Прокопьевич Бахтияров принимал участие в нападении на дятловцев - об этом ходили слухи даже среди самих мансюков, даже среди мансийских женщин.
Так, Майя Пискарева записала свидетельство некоей Анны Осетровой: у ее бабушки - по национальности коми-пермячки - была сестра, баба Роза, которая была замужем за кем-то из Куриковых. И однажды Осетрова стала свидетельницей разговора своих старших родственниц, во время которого они обсуждали, кто убил дятловцев (в том, что они были убиты, у них сомнений не было). Вот что вспоминала Осетрова:
"Начнем с того, что двоюродная сестра моей прабабушки, коми-пермячка по национальности, была замужем за товарищем из рода Куриковых. И я помню, хотя мне было 4-5 лет, когда баба Роза приезжала в гости в Юсьву (а меня периодически на лето "ссылали" туда к прабабушке), несколько раз обсуждалось, кто же все-таки убил туристов: ханты или манси...
Я лично с шаманом не знакома, даже знакомые мои не знакомы, которые там живут...Говорят, что молодой (лет 40-50), но так это или нет, проверить сложно, ибо Интернетом такие люди не увлекаются и даже телевизор не смотрят. Причем эта информация о мансийском шамане, о хантыйском - не в курсе...А они разные...
Четко помню, как моя прабабушка и баба Роза вели разговор по типу, ну, кто ребят-то убил, Сашка и братья его, наверное... А Роза сказала, что это не наши, это остяки (вот запомнила я, что было это слово...хантами и манси раньше никто их не называл). Потом пришла мама наругалась на них, что при ребенке такое обсуждают, и дальше бабушки стали говорить на коми-пермяцком".
И эта же Осетрова также рассказала следующее:
"Я сама не очень доверяла этим воспоминаниям, честно говоря, до тех пор, пока я будучи уже в совершенно в сознательном возрасте (25 лет) не побывала по работе в ХМАО в Казыме на каком-то празднике - это в ноябре, где услышала хантыйские песни (горловое пение), увидела пляски с бубнами и попробовала их чай. Это было достаточно разнесено во времени, и я была строго предупреждена, что с чаем нужно быть о-о-о-очень аккуратной. После этого я уверена, что один хант может довести до бессознательного состояния, не то, что девять, а 100 человек!...
Был там врач-токсиколог, который сказал, что манси - прекрасные фармакологи, и что если дятловцы с ними загодя виделись, то они могли им дать что-нибудь долгоиграющее, а потом прийти на подготовленную почву..."
Пять загадочных остяков
Осетрова утверждает, что ее старшие родственницы говорили о каких-то "остяках". И, видимо, решила, что речь идет о хантах: раньше мансюков называли "вогулами", а "остяками" обычно называли хантов - народ, родственный мансюкам.
Однако в этой истории какие-то загадочные "остяки" появились еще в 1959 году - о них проговорился Григорий Куриков (родной брат Степана Курикова). Из допроса Артемия Горбушина, мента из местного Ивдельского отделения милиции, от 20 марта 1959 года (Лист 228 УД):
"Свидетель показал: В начале марта 1959 года я находился в дежурке милиции и в это время шел разговор, что погибли туристы. В дежурке сидел вернее подошел один манси фамилию его не знаю но говорили, что это Куриков а как зовут – не знаю. Курикова спросили, как могли погибнуть туристы. Куриков сказал, что около святой горы, где эта гора находится он не сказал, живут пять человек остяков. Они как дикари, не дружат ни с манси и не с русскими людьми. В г. Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того что они туристы хотели взойти на святую гору или из-за того что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются.
Куриков высказывал только предположения свои, а как получилось на самом деле он Куриков не знает. Но ранее Куриков этих дикарей остяков видал, но давно несколько лет тому назад. Где гора находится святая, Куриков не знает. Но еще утверждаю, что Куриков высказывал свое предположение. Он это сказал так как мы вели разговор, что нашли мертвых туристов и спросили манси Курикова как это могло получиться. При этом разговоре был работник милиции Панов".
Однако когда тремя днями позже, 23 марта 1959 года, допросили самого Григория Курикова, он напрочь отрицал, что говорил в ментовке о каких-то "остяках", которые убили дятловцев. Из допроса Григория Курикова (Лист 232 УД):
"Свидетель показал: По русски я понимаю хорошо. Расписываюсь только по мансийски. Я лично не думаю, чтобы кто либо из манси напал на русских туристов, так как этого никогда не было. Я бы всё равно узнал бы от манси, кто напал на туристов и этим интересуюсь. Но никаких причин нападать манси на туристов не имеется. Молебная гора я точно знаю находится в верховьях р. Вижай и там никто ни летом ни зимой не живут. Молебную гору ни кто не охраняет. Русским людям разрешается ходить туда.
О том что около молебной горы живут пять манси или другой народ не манси, которых боятся манси я лично этого не говорил нигде в том числе и в милиции. Таких людей манси чтобы не ходили в Ивдель нет у нас. Каких либо людей посторонних, манси не знали у нас в районе не имеется. Мы бы знали о постороннем народе, т. как охотничают манси и встретили бы кого-нибудь. Таких манси, чтобы плохо относились к русским не имеется у нас в районе. Отчего и как погибли туристы я совершенно не знаю, как это могло получиться".
Как мы видим, рассказ Осетровой полностью подтверждается материалами УД: среди Куриковых еще в 1959 году действительно ходили разговоры, что дятловцев убили какие-то "остяки", которые "живут у святой горы", и живут они "как дикари, не дружат ни с манси, ни с русскими людьми".
Заметим также, с какой легкостью Григорий Куриков во время допроса начал отрицать, что в своем разговоре в ментовке накануне он говорил о каких-то "остяках". Это к вопросу о том, могли ли мансюки лгать в своих показаниях. ЗАПРОСТО. Не нужно их представлять какими-то совсем уж первобытными дикарями, которые даже врать не умели - мансюки были народцем довольно хитрым, и когда им было нужно, могли и наврать запросто. Другое дело, что врали они обычно довольно примитивно.
Остяки у "святой горы"
Но кто же были эти загадочные "остяки", о которых Куриковы еще в 1959 году и позднее говорили как об убийцах дятловцев и которые жили у "святой горы"?
Ответ на этот вопрос я нашел все у той же Майи Пискаревой, в ее беседе с Владимиром Андросовым, старожилом Вижая:
"М.П.: В Уголовном деле есть один протокол допроса оперуполномоченного Горбушина А.В., где он доводит до сведения, что кто-то из манси Куриковых говорил, "что около святой горы, где эта гора находится, он не сказал, живут пять человек остяков. Они, как дикари, не дружат ни с манси, и ни с русскими людьми. В городе Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того, что они, туристы, хотели взойти на святую гору или из-за того, что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются".
В.А.: Дикие манси, это манси, пришедшие с запада, в частности, род Бахтияровых, про них и говорили раньше "дикие люди". Нынешние манси забыли, что это такое. Живут и сейчас они около реки Тошемка, там их считаются родовые угодья. Старики все померли, остался один Прокопий с сыном.
"Святая гора" - это Молебный камень, Ялпинг-Ньер, Священная гора, почитаемая гора для народа манси. Находится в верховьях реки Вижай. Конечно, где-то до сих пор стоят священные амбарчики манси в тайге. Но где, они есть, это точно неизвестно. В реку Вижай впадает река Анчуг, и там на устье жило много мансей Бахтияровых. Я приезжал туда на машине осенью 70-го года. Была, большая дружная семья, много мансей жило".
Вот оно что, оказывается! Под "остяками" Куриковы имели в виду вовсе не хантов, а Бахтияровых!
Бахтияровы жили когда-то на западном склоне Уральского хребта, в Пермском крае, у хребта Молебный камень (Ялпинг-Ньер по-мансийски). А потом переселились в Екатеринбургскую губернию (Свердловскую область). И жили они в основном на реке Вижай и Большая и Северная Тошемка, недалеко от горы Ойкачахль (Ойка-Чакур), главной вершины Молебного хребта, на которой мансюки издавна регулярно совершали свои самые большие и важные камлания. И среди Бахтияровых издавна было много шаманов - род Бахтияровых считался "шаманским".
Так что Бахтияровы действительно жили несколько отдельно от других мансюков. И держались тоже отдельно. И с другими мансюками и местными русскими они общались гораздо меньше, чем другие мансюки.
Но как Александр Прокопьевич Бахтияров во время нападения на дятловцев мог оказаться на перевале, у горы Холатчахль? От Северной Тошемки, где он жил, до Холатчахля вообще-то приличное расстояние. Но об этом - уже в следующей статье.
Продолжение: