Предыдущая часть:
Таким образом, если внимательно изучить материалы "уголовного дела" (протоколы допросов свидетелей), то мы обнаружим:
1). В этом деле, на начальном этапе "следствия", некто неизвестный проходил в качестве "обвиняемого". Но протокола допроса самого этого "обвиняемого" в материалах УД почему-то нет.
2). Все мансюки, протоколы допросов которых сохранились в материалах УД, этого "обвиняемого" знали. И все они во время допроса указали, что приходятся к нему "посторонними".
3). Но этого "обвиняемого" также знали и некоторые местные жители Ивделя и Вижая, не из мансюков. И все они также были к нему "посторонними".
Так кто же был этот "обвиняемый"? И почему протокол его допроса исчез из материалов "уголовного дела"?
Мансийские шаманы сразу подпали под подозрение
Ответ на этот вопрос нам поможет найти интервью Владимира Ивановича Коротаева от 1996 года - тогда, в 1959 году, еще совсем молодого следователя, только начинавшего свою карьеру в прокуратуре Ивделя и принимавшего участие в расследовании убийства дятловцев.
"Палатка была у меня потом в кабинет доставлена. Штопаная, значит, а разрезы снаружи. Раз снаружи разрезана, следовательно, была дана команда: только манси. Кто там может быть? Cемейство Самбиндаловых, семейство Анямовых, шаман Куриков со своими знакомыми и родственниками. Естественно, многие прошли через камеру предварительного заключения".
Шаман Степан Куриков
Степан Куриков, как и многие Анямовы (и некоторые Самбидаловы), тогда проживал в Суеватпауле. В том самом Суеватпауле, из которого в конце января 1959 года выехали на охоту на Ауспию четверо мансюков. И при этом он был мансийским шаманом. Поэтому вполне естественно, что он сначала подпал под подозрение в качестве организатора нападения на дятловцев.
В самом деле, ведь вряд ли обычные мансюки, охотники и оленеводы, решились бы на такое дерзкое нападение и убийство сразу девяти человек, советских туристов, без одобрения и "санкции" своего шамана: никогда прежде мансюки подобных нападений на местных жителей или туристов не совершали. Тем более, что это нападение мансюков на дятловцев явно было совершено не по каким-либо "криминальным мотивам" (в целях грабежа или разбоя - ничего из вещей дятловцев мансюки не взяли), а по каким-то "религиозным причинам".
Проблема, однако, в том, что в материалах "уголовного дела" есть протокол допроса Григория Курикова - родного брата Степана Курикова. И в графе "В каких отношениях состоит с обвиняемым" он также указал, что по отношению к "обвиняемому" он является "посторонним". А значит, этот "обвиняемый" не был близким родственником для Григория Курикова - и Степан Куриков этим "обвиняемым" не был.
Кроме того, Степан Куриков был не только мансийским шаманом, но и депутатом в Свердловском облсовете. И пользовался у советских властей того времени большим доверием. Я ранее об этом писал: Степан Куриков был довольно хитрым мансюком, который постоянно лавировал между интересами своими личными, интересами всех мансюков и интересами советской власти. И выступал неким "посредником" между советской властью и мансюками - так что местная советская власть многие свои дела с мансюками вела именно через Степана Курикова.
В частности, Степан Куриков отвечал за то, чтобы мансюки доставляли в местный "колхоз" необходимое количество соболей, белок и другой пушнины, а также оленьего мяса. И тесно сотрудничал с местными чекистами и вертухаями Ивдельлага в поиске и поимке беглых заключенных - за что неоднократно удостаивался от них почетных грамот.
Кроме того, как мы знаем, Степан Куриков (со своим братом Григорием Куриковым и еще несколькими мансюками) принимал участие в "поисковых работах" на перевале. И сыграл в этом спектакле весьма заметную роль.
Так, именно Степан Куриков (с другими мансюками), по указанию Масленникова, соорудил 1 марта 1959 года липовый "лабаз" в верховьях Ауспии, недалеко от лагеря поисковиков. А затем, на следующий день, 2 марта, вывел на этот липовый "лабаз" студентов-поисковиков Слобцова и Брусницына.
А в начале мая 1959 года, на заключительном этапе этого спектакля, именно Степан Куриков (со своим братом Григорием), по указанию Ортюкова и Неволина, сделали "дорожку" из еловых веточек лапника, ведущую к оврагу - чтобы "вывести" поисковиков на то место в овраге, где советские товарищи в ходе своей инсценировки закопали "настил" и тела четверки.
Степан Куриков вне подозрений
Нет, Степан Куриков никакого отношения к нападению на дятловцев не имел. Не тот это был человек, который ради какого-то идола стал бы так сильно рисковать своим положением и своими доверительными отношениями с советской властью. Советская власть, за его "заслуги" перед ней, даже отстроила ему в Суеватпауле большой двухэтажный дом. Степан Куриков очень любил власть, и он прекрасно понимал, что ссориться с советской властью из-за какого-то идола ему не стоит.
Более того, я полагаю, что именно Степан Куриков и был первым, кто донес местным властям о том, что его сородичи-мансюки из Суеватпауля совершили нападение на группу туристов в районе горы Холатчахль (после чего местные советские товарищи тут же, в первых числах февраля, вылетели на перевал для проверки этого сообщения, поступившего от Степана Курикова). И если он и подпал под подозрение в какой-то момент, то только у местных ментов, да и то ненадолго. И "обвиняемым" в этом деле он точно проходить не мог.
Да и следователь Коротаев, в другом своем интервью, признавал, что Степан Куриков активно сотрудничал со следствием - помогал найти и доставить в прокуратуру Ивделя для допроса других мансюков:
"Я говорю о фактах бесспорных, которые необходимо отрабатывать и писать, и фактах, подлежащих сомнению. Так вот фактом бесспорным также являются, когда они навязали версию, пришлось устанавливать и ловить манси, что не так-то просто, но помогал Степан Куриков, шаман".
Разве стали бы советские товарищи сначала привлекать Степана Курикова к "поисковым работам", а потом предъявлять ему обвинение? И разве стали бы они для допроса других мансюков обращаться за помощью к человеку, который и сам в этом деле проходил "обвиняемым"?
Нет, "обвиняемым" в этом деле проходил не Степан Куриков, а какой-то другой мансийский шаман. Но кто? Как его звали? Об этом - в следующей статье.
Продолжение: