Найти в Дзене

Загадка шамана. Кто принимал участие в нападении на дятловцев? - 2

Предыдущая часть: Таким образом, если внимательно изучить материалы "уголовного дела" (протоколы допросов свидетелей), то мы обнаружим: 1). В этом деле, на начальном этапе "следствия", некто неизвестный проходил в качестве "обвиняемого". Но протокола допроса самого этого "обвиняемого" в материалах УД почему-то нет. 2). Все мансюки, протоколы допросов которых сохранились в материалах УД, этого "обвиняемого" знали. И все они во время допроса указали, что приходятся к нему "посторонними". 3). Но этого "обвиняемого" также знали и некоторые местные жители Ивделя и Вижая, не из мансюков. И все они также были к нему "посторонними". Так кто же был этот "обвиняемый"? И почему протокол его допроса исчез из материалов "уголовного дела"? Мансийские шаманы сразу подпали под подозрение Ответ на этот вопрос нам поможет найти интервью Владимира Ивановича Коротаева от 1996 года - тогда, в 1959 году, еще совсем молодого следователя, только начинавшего свою карьеру в прокуратуре Ивделя и принимавше
Оглавление

Предыдущая часть:

Таким образом, если внимательно изучить материалы "уголовного дела" (протоколы допросов свидетелей), то мы обнаружим:

1). В этом деле, на начальном этапе "следствия", некто неизвестный проходил в качестве "обвиняемого". Но протокола допроса самого этого "обвиняемого" в материалах УД почему-то нет.

2). Все мансюки, протоколы допросов которых сохранились в материалах УД, этого "обвиняемого" знали. И все они во время допроса указали, что приходятся к нему "посторонними".

3). Но этого "обвиняемого" также знали и некоторые местные жители Ивделя и Вижая, не из мансюков. И все они также были к нему "посторонними".

Так кто же был этот "обвиняемый"? И почему протокол его допроса исчез из материалов "уголовного дела"?

Мансийские шаманы сразу подпали под подозрение

Ответ на этот вопрос нам поможет найти интервью Владимира Ивановича Коротаева от 1996 года - тогда, в 1959 году, еще совсем молодого следователя, только начинавшего свою карьеру в прокуратуре Ивделя и принимавшего участие в расследовании убийства дятловцев.

Владимир Иванович Коротаев (1936-2012). В 1959 году работал в прокуратуре города Ивделя следователем и принимал участие в расследовании убийства дятловцев. Позднее был от следствия по этому делу отстранен - за то, что он отказался поддержать "официальную версию" гибели дятловцев в результате "природной стихии", и настаивал, что дятловцы были убиты.
Владимир Иванович Коротаев (1936-2012). В 1959 году работал в прокуратуре города Ивделя следователем и принимал участие в расследовании убийства дятловцев. Позднее был от следствия по этому делу отстранен - за то, что он отказался поддержать "официальную версию" гибели дятловцев в результате "природной стихии", и настаивал, что дятловцы были убиты.
"Палатка была у меня потом в кабинет доставлена. Штопаная, значит, а разрезы снаружи. Раз снаружи разрезана, следовательно, была дана команда: только манси. Кто там может быть? Cемейство Самбиндаловых, семейство Анямовых, шаман Куриков со своими знакомыми и родственниками. Естественно, многие прошли через камеру предварительного заключения".
Выступление помощника следователя Коротаева 1996

Шаман Степан Куриков

Степан Куриков, как и многие Анямовы (и некоторые Самбидаловы), тогда проживал в Суеватпауле. В том самом Суеватпауле, из которого в конце января 1959 года выехали на охоту на Ауспию четверо мансюков. И при этом он был мансийским шаманом. Поэтому вполне естественно, что он сначала подпал под подозрение в качестве организатора нападения на дятловцев.

В самом деле, ведь вряд ли обычные мансюки, охотники и оленеводы, решились бы на такое дерзкое нападение и убийство сразу девяти человек, советских туристов, без одобрения и "санкции" своего шамана: никогда прежде мансюки подобных нападений на местных жителей или туристов не совершали. Тем более, что это нападение мансюков на дятловцев явно было совершено не по каким-либо "криминальным мотивам" (в целях грабежа или разбоя - ничего из вещей дятловцев мансюки не взяли), а по каким-то "религиозным причинам".

Проблема, однако, в том, что в материалах "уголовного дела" есть протокол допроса Григория Курикова - родного брата Степана Курикова. И в графе "В каких отношениях состоит с обвиняемым" он также указал, что по отношению к "обвиняемому" он является "посторонним". А значит, этот "обвиняемый" не был близким родственником для Григория Курикова - и Степан Куриков этим "обвиняемым" не был.

Протокол допроса Григория Курикова, родного брата Степана Курикова, от 23 марта 1959 года (Лист 232 УД). В графе "В каких отношениях состоит с обвиняемым" Григорий Куриков указал, что обвиняемому он приходится "посторонним" (то есть не является его близким родственником).
Протокол допроса Григория Курикова, родного брата Степана Курикова, от 23 марта 1959 года (Лист 232 УД). В графе "В каких отношениях состоит с обвиняемым" Григорий Куриков указал, что обвиняемому он приходится "посторонним" (то есть не является его близким родственником).

Кроме того, Степан Куриков был не только мансийским шаманом, но и депутатом в Свердловском облсовете. И пользовался у советских властей того времени большим доверием. Я ранее об этом писал: Степан Куриков был довольно хитрым мансюком, который постоянно лавировал между интересами своими личными, интересами всех мансюков и интересами советской власти. И выступал неким "посредником" между советской властью и мансюками - так что местная советская власть многие свои дела с мансюками вела именно через Степана Курикова.

В частности, Степан Куриков отвечал за то, чтобы мансюки доставляли в местный "колхоз" необходимое количество соболей, белок и другой пушнины, а также оленьего мяса. И тесно сотрудничал с местными чекистами и вертухаями Ивдельлага в поиске и поимке беглых заключенных - за что неоднократно удостаивался от них почетных грамот.

Степан Куриков, мансийский шаман и депутат Свердловского облсовета, в фуражке советского вертухая. Кто-то из чекистов подарил ему фуражку и форму чекиста, и Куриков любил иногда в Суеватпауле в них наряжаться, чтобы показать другим мансюкам, что он является для них не только шаманом, но еще и "большим советским начальником". Настоящий "советский человек"!
Степан Куриков, мансийский шаман и депутат Свердловского облсовета, в фуражке советского вертухая. Кто-то из чекистов подарил ему фуражку и форму чекиста, и Куриков любил иногда в Суеватпауле в них наряжаться, чтобы показать другим мансюкам, что он является для них не только шаманом, но еще и "большим советским начальником". Настоящий "советский человек"!

Кроме того, как мы знаем, Степан Куриков (со своим братом Григорием Куриковым и еще несколькими мансюками) принимал участие в "поисковых работах" на перевале. И сыграл в этом спектакле весьма заметную роль.

Так, именно Степан Куриков (с другими мансюками), по указанию Масленникова, соорудил 1 марта 1959 года липовый "лабаз" в верховьях Ауспии, недалеко от лагеря поисковиков. А затем, на следующий день, 2 марта, вывел на этот липовый "лабаз" студентов-поисковиков Слобцова и Брусницына.

Обнаружение липового "лабаза" 2 марта 1959 года. Слева - студент-поисковик Слобцов, справа - Степан Куриков. Слобцов: "Что это???" Куриков: "Лабаз, однако!" Слобцов: "Лабаз??!" Куриков: "Лабаз! Туристы сделали, однако!".
Обнаружение липового "лабаза" 2 марта 1959 года. Слева - студент-поисковик Слобцов, справа - Степан Куриков. Слобцов: "Что это???" Куриков: "Лабаз, однако!" Слобцов: "Лабаз??!" Куриков: "Лабаз! Туристы сделали, однако!".

А в начале мая 1959 года, на заключительном этапе этого спектакля, именно Степан Куриков (со своим братом Григорием), по указанию Ортюкова и Неволина, сделали "дорожку" из еловых веточек лапника, ведущую к оврагу - чтобы "вывести" поисковиков на то место в овраге, где советские товарищи в ходе своей инсценировки закопали "настил" и тела четверки.

Степан Куриков вне подозрений

Нет, Степан Куриков никакого отношения к нападению на дятловцев не имел. Не тот это был человек, который ради какого-то идола стал бы так сильно рисковать своим положением и своими доверительными отношениями с советской властью. Советская власть, за его "заслуги" перед ней, даже отстроила ему в Суеватпауле большой двухэтажный дом. Степан Куриков очень любил власть, и он прекрасно понимал, что ссориться с советской властью из-за какого-то идола ему не стоит.

Более того, я полагаю, что именно Степан Куриков и был первым, кто донес местным властям о том, что его сородичи-мансюки из Суеватпауля совершили нападение на группу туристов в районе горы Холатчахль (после чего местные советские товарищи тут же, в первых числах февраля, вылетели на перевал для проверки этого сообщения, поступившего от Степана Курикова). И если он и подпал под подозрение в какой-то момент, то только у местных ментов, да и то ненадолго. И "обвиняемым" в этом деле он точно проходить не мог.

Да и следователь Коротаев, в другом своем интервью, признавал, что Степан Куриков активно сотрудничал со следствием - помогал найти и доставить в прокуратуру Ивделя для допроса других мансюков:

"Я говорю о фактах бесспорных, которые необходимо отрабатывать и писать, и фактах, подлежащих сомнению. Так вот фактом бесспорным также являются, когда они навязали версию, пришлось  устанавливать и ловить манси, что не так-то просто, но помогал Степан Куриков, шаман".

Разве стали бы советские товарищи сначала привлекать Степана Курикова к "поисковым работам", а потом предъявлять ему обвинение? И разве стали бы они для допроса других мансюков обращаться за помощью к человеку, который и сам в этом деле проходил "обвиняемым"?

Нет, "обвиняемым" в этом деле проходил не Степан Куриков, а какой-то другой мансийский шаман. Но кто? Как его звали? Об этом - в следующей статье.

Продолжение: