Исканян Жорж
Он был не из МАПа. Я даже толком не знаю, откуда он появился. Небольшого роста, ниже среднего, худощавый, с фиолетового цвета лицом и постоянно с папиросой в зубах. Командир самолета Ил-76, пилот инструктор Моржаков или просто Моржак, собственной персоной! Имя отчество я уже и не помню, но, по-моему, все обращались к нему - Николаич. Брали его в отряд с определенной целью - вводить в строй командиров, отобранных для переучивания с Ан-12 на новую технику.
Как только Домодедовский отряд МАПа получил первую машину Ил-76, сразу встал вопрос ребром: Кто на ней будет летать. Первым, по всем законам авиации, командир объединенного авиаотряда Чумак В. А. Вот для этого и пригласили Моржакова, имевшего к этому времени уже приличный налет на реактивной машине. Когда я пришел в МАП, отряд Илов только создавался и меня в составе большой группы пилотов, штурманов, радистов, инженеров и операторов сразу командировали в Ташкент на переучивание. Как только мы переучились и вернулись в отряд, нас ожидал сюрприз - еще один самолет Ил-76. Кроме Моржакова и Чумака командирами начали летать Попов И. Н. и Жуков А.
Свой первый рейс я делал с Жуковым в Свердловск. Везли танк. Для меня все было интересно и необычно, масштабы происходящего передо мной, поражали. Когда танк своим ходом въезжал по подтрапникам в грузовую кабину, бедный самолет стонал и приседал, словно штангист, толкающий тяжеленную штангу, а от двух титановых дорожек, аккурат под гусеницами, летели искры. Такие рейсы мы выполняли регулярно, одно плохо - налет маленький.
Был у нас один маршрут, от которого, после информации дежурного по штабу о выпавшем тебе счастье, все внутри опускалось и настроение становилось отвратительным. Это Салка, будь она трижды неладна!
Салка - военный аэродром где-то под Свердловском. Летали мы туда из Питера. Т. е. сначала нужно было перелететь туда, где наш самолет ставили на самую дальнюю стоянку, от которой до Хельсинки минут двадцать пешком (шутка), после чего заселиться в портовскую раздолбанную гостиницу, а дальше молиться, чтобы все совпало: груз был готов, и Салка принимала. Со вторым условием была постоянная ж.... То у них полеты, то регламент, то ремонт полосы, то туман, то гололед или ветер (зимой), а то и просто не принимают. Было такое впечатление, что "игрушки", которые мы перевозили для них, им и даром не нужны, что они им в тягость.
Если дежурный говорил о предстоящих двух рейсах в эту дыру, я радовался, как ребенок, но такое случалось весьма редко. Обычно от четырех до семи. Хотя и тут все условно. Бывало, что пять рейсов выдавали за пять дней, а два за десять.
Один раз я так обидно пролетел с очень заманчивым и многообещающим свиданием.
Мой приятель, Олег, встречался с дочкой начальника ОРСа Певека, Мариной, которая жила недалеко от Внуково, в Селятино. Вообще то с ней, по всем условиям нашего знакомства, должен был встречаться я.
Так как в МАПе самолетов было два, а операторов десять, то приходилось долго ждать своей очереди, тем более, когда одна машина летала из Питера на Свалку. Поэтому я подрабатывал в "Надежде", сопровождая грузы на Север, а конкретнее в Певек.
В тот раз мы должны были лететь с Носом (Сашкой Ильиным) на Ан-12. Перед рейсом мне позвонил Хохряков из Надежды и сказал, что с нами полетит дочка большого начальника в Певеке, их компаньона, Марина, чтобы я окружил ее заботой и вниманием. Александр провожал ее лично, вручив авиабилет с открытой датой (она собиралась погостить у папеньки). Когда мы познакомились, я обратил внимание на ее необычный шарм. Бывают такие девушки и женщины, которые буквально с первых минут знакомства притягивают тебя чем-то к себе. Между нами пробежала искра, я это почувствовал. Она смотрела мне в глаза чуть дольше обычного взгляда, с таким выражением, будто говорила: А ты мне интересен. Посмотрим, что будет дальше, надеюсь, я не ошиблась...
Мы уселись в кабине сопровождения, готовые к полету. Возникла пауза. Нос болтал без умолку, рассказывая нашей пассажирке различные смешные истории. Она искренне смеялась, бросая на меня пронзительные взгляды.
И тут вышел командир и "обрадовал" нас, что Певек закрыт до завтра, что нам лучше вылетать на следующий день, часов в двенадцать.
Я был на машине, поэтому мог спокойно ехать ночевать домой.
- Хотите, поедемте ко мне? - вдруг предложила Марина и посмотрела на меня продолжительным, ожидающим ответа, взглядом.
- А как же муж? - спросил Нос.
- А муж объелся груш, - спокойно ответила она, - я вас приглашаю. У меня большая квартира и места хватит всем. Думайте.
Нос зашептал, что лучше ехать домой, в родную постель, чем неизвестно куда, да еще и с вариантом появления бывшего мужа с топором (местные, те же деревенские) ...
И я его послушал. С авантюризмом у меня было все в порядке, но мне ужасно не хотелось ехать неизвестно куда и ночевать неизвестно где, тем более что разборки с ревнивыми ухажёрами уже имелись в моей практике, а тут муж. Может они поругались, и она решила таким образом ему отомстить, кто ее знает. И все было бы по-другому, если бы мы прилетели, а в данной ситуации маловато времени оставалось для маневра. Посему мы перед ней извинились и отчалили. Нос был доволен тем, что я довезу его к дому, а на следующий день захвачу в аэропорт.
Весь полет до Певека Марина читала книгу и разговаривала сухо. Обиделась. Я особо не переживал, ну не хочет разговаривать и не надо, это ее личное дело. В Певеке за ней прислали машину, и она уехала.
Мы с Носом сдали груз Власьевне на склад, получили подписанные накладные и денежку за излишки, после чего улетели пассажирами в Москву.
Дома я рассказал Олегу о дочке его начальника (Олег был представителем Певекской заготконторы в Москве) и о несбывшихся мечтах Марины. Он заинтересовался этой особой и через два дня улетел в Певек. Там они и встретились. И закрутился бурный роман. Выяснилось, что у Марины два сына и бывший муж, бандит, из Солнцевских. Гулял по-черному, поэтому она его и выгнала. Скорее всего выгнал бы он ее, отдубасив на прощание, но дело в том, что у ее богатенького папеньки вся ментовка была прикормлена и ему сразу сказали, что, если только одна жалоба от нее поступит, ему кирдык!
Началось у них еще в Певеке. Папеньке Олег давно нравился, поэтому их водевиль он одобрил, пообещав кандидату в зятья свое место начальника, машину и, для начала, открытие совместного предприятия, где генеральным будет Марина, а Олег коммерческим директором.
В общем у моего дружбана снесло крышу. Влюбился! Так как жил он с женой и двумя детьми этажом выше меня, я его семью отлично знал, поэтому, когда Олег исповедался мне, что хочет уйти к Маринке, мне стоило больших усилий уговорить влюбленного хотя бы не торопиться и присмотреться.
Он со своей подружкой часто ночевал на "Рыбзаводе" у Монеткина. Как-то я неожиданно заехал к Славке и застал в его доме знакомые лица. Марина смутилась и молчала на протяжении всего нашего долгого разговора с Олегом о делах. Когда я собрался уезжать, Монеткин пошёл проводить меня и уже у лифта сказал:
- Слушай, она же влюблена в тебя, как кошка! Ты разве не видел, как она на тебя смотрела все время?
- Слава, тебе это показалось, - ответил я другу улыбаясь.
Но конечно же я все видел. Она сожалела...
Через неделю мне позвонил Олег из Селятино и сказал, что у Марины есть классная подруга, которая хотела бы со мной познакомиться. Можно устроить пикник на природе с шашлыками. Мясо с меня, а спиртное и закуска с них. Осталось только выбрать день.
Я уже знал, что утром следующего дня улетаю в Питер выполнять один рейс на Салку. Просчитав все "за" и "против", всякие "если" и "вдруг" я назначил рандеву через четыре дня.
Позвонив своему хорошему приятелю, директору чебуречной, Рагиму (бывший шеф повар ресторана Баку), я попросил замариновать мне шашлык из баранины по его рецепту килограмма три.
Ближе к вечеру мне оставалось только заехать к нему и забрать мясо. Поставив эмалированную кастрюлю с шашлыком в холодильник, я спокойно отправился в Домодедово в предвкушении предстоящей встречи и новых впечатлений.
Не буду утомлять вас той нервотрепкой, которую мне пришлось пережить с этим гребенным рейсом, скажу только о главном - мы приземлились в Домодедово в 17:30 именно в тот день, когда я должен был быть с шашлыком в Селятино к 11:00.
Настроение было на нуле. Позвонил Олегу. Услышал о себе много нового и изощренного, но все по делу.
Сначала мы надеялись, что ты вот вот приедешь и реагировали на каждую белую "шестерку", потом, часам к двум, стали посылать проклятья каждому пролетающему над нами самолету, - рассказывал мне чуть позже Олег, - Девушку жалко, она так надеялась! Ты, конечно, дурень, что упустил такой шанс! Девушка, что надо, я бы с такой сам закрутил и даже Маринку бы бросил!
Шашлык мы жрали дня три у меня дома, после чего от одного этого слова я вздрагивал.
Они встречались года два. Когда полетели во Владивосток по торговым делам на переговоры, после банкета Марина положила глаз на местного бизнесмена и уехала с ним куда-то. Вернулась через два дня ужасно оскорбившись обвинениям Олега в распутстве и непорядочности, заявив, что после таких оскорблений ей не о чем с ним разговаривать.
Олег улетел на следующий день. Потом месяц пытался вернуть свои вложенные в общее дело деньги, но бестолку... Вот такая братцы любовь.
Все-таки правильно я не поехал тогда к ней!
Но я отвлекся. Это Салка виновата, будь она неладна! А к чему я про нее стал рассказывать?
А к тому, что первый фортель Моржак выкинул именно при командировке в Питер для полетов на Салку. Полетели они на пять рейсов в эту черную дыру. Летали, как обычно, через пень колоду, три дня сидят, день летают. Когда сидели, играли в "храп" и пили, слегка, чтобы в случае чего, быть огурцами с грядки. Ходили в видеосалон, расположенный рядом. В составе экипажа Моржакова были операторы - Прохоров и стажер Александров (сын командира 64 отряда в Шереметьево). Оставался заключительный рейс, ждали "добро" на прием точки, и оно пришло. Стали быстро собираться в приподнятом настроении. Проша был в номере с радистом и двумя кочегарами, а Валерка Александров оказался один в четырехместной комнате. Когда все почти собрались, выяснилось, что в номере стажера сломался замок входной двери, отчего он не может выйти. Валера ждал за дверью помощи командира и экипажа и дождался:
- Х... р с ним, - решительно сказал командир, - пусть остается, пассажиром долетит до Москвы, а нам ждать некогда...
И улетел без него. А у Валерки денег на билет не было и пришлось звонить в Москву, чтобы прислали нужную сумму, целое дело!
На базе Чумак высказал Моржаку, что в МАПе так не принято поступать, на что тот уверенно ответил: - А я не ваш, я чужой!
После этого к нему и прилепилась эта кликуха.
Следующий прикол случился, когда мы летели с ним на Камбалу (точка). При подлете к ней вдруг стала меняться погода, причем ждали улучшения где-то в течении часа. Моржаков, недолго думая решил идти на запасной в Алма-Ата. Все стали отговаривать его от этой глупой затеи, предлагая подождать следующего прогноза в зоне ожидания, но командир уперся рогами, как баран и принял решение садиться на запасной. Когда мы сели, то нас поставили в хвост длиннющего ряда самолетов, севших сюда из-за тумана в Ташкенте. Это было худшее, что могло случиться. Теперь, чтобы улететь, даже если Камбала откроется, нам нужно будет ждать, когда разлетятся самолеты перед нами. Развернуться мы тоже не могли, потому что нас сзади уже подпирали вновь прибывшие на запасной. Настроение "улучшила" информация о том, что Камбала принимает.
Пошли в гостиницу, молчаливые и злые. Николаич всем своим видом старался показать, что все замечательно. Когда пришли, выяснилось, что и Алма-Ата закрылась туманом или смогом (там такое часто бывает из-за расположения города в котловине). Куковали мы там два дня, ожидая пока все разлетятся. Спать в номерах было невозможно из-за духоты и жары, поэтому ночевка походила на адовы муки. Утром третьего дня командир дал команду на вылет. Стали молча собираться, сонные и злые. Я с Коновалом Викто́ром пошел к кабинету доктора, где уже стоял, дымя папиросой Моржаков. Ждали механических людей во главе с Рашидом. Прошло минут десять, когда они наконец появились, шагая демонстративно, не торопясь в нашем направлении.
- Какие вы летчики, - стал возмущаться Моржак, - вам бы на печке спать, а не на самолетах летать!
И тут вулкан, под названием Рашид, взорвался: - Сам ты м...! Баран упертый! Тебе говорили умные люди не лететь в эту дыру! Я бы тебе и козу не доверил пасти, свалился на нашу голову!
Моржаков молчал. Ему нечего было сказать.
Ну а третий его закидон произошел во время нашего совместного полета из Баку в Магадан. Везли целый самолет помидор. Рейс с самого начала не задался. Магадан не принимал и Чужой с экипажем отправился в гостиницу. Был он, как всегда зол и нелюдим. Со мной в паре летел Урядник, забавный малый (я о нем рассказывал). Оператором он был никаким, но умел слушать и исполнять - немаловажное свойство характера.
Три азера, сопровождающих груз, пошли в аэропорт затариться сигаретами, чем непреминули воспользоваться два техника, летевших с нами. Они быстро освободили огромные чемоданы, похожие на футляры аккордеонов, для документации, формуляров и наставлений со схемами и стали набивать их помидорами. У технарей было неписаное правило - с коммерческого рейса привозить фрукты и овощи на всю бригаду.
Утром взлетели. Помидоры были в ящиках, уложенных высокими штабелями на шесть родных поддонов и увязанных швартовочными сетками.
Прилетели в Магадан. Был август месяц погода стояла жаркая и душная. Моржаков с мужиками поехали отдыхать. Гостиница в Магадане мне нравилась. Она была какой-то более уютной, что ли, чем вроде бы такие же в других аэропортах. А еще там вкусно кормили, можно сказать по-домашнему, с всегда обалденной выпечкой, с клюквенным морсом... Но нам с Игорем отдых не светил, да и разгрузка, похоже, тоже.
Летая на Ил-76, я взял за правило возить с собой, на всякий случай, какие-нибудь презенты, самые разные - от шоколада до пачек импортных сигарет. И это меня часто выручало в трудные минуты и окупалось сторицей. Другие мои коллеги жмотничали и игнорировали мои советы, ну да, как говорится: Колхоз, дело добровольное - хочешь вступай, не хочешь, не вступай...
Наши три сопровождающих пошлепали на грузовой склад узнать, что к чему. Так как мы стояли в кармане у самого начала полосы, то идти им нужно было минут сорок.
В нашей работе, в авиации, главное, что я уяснил, не щёлкать клювом и не хлопать ушами, а действовать, не дожидаясь, когда что-то само прийдет, поэтому тормознув машину РП, я помчался на грузовую.
Картина, которая открылась моему взору, была ужасной и удручающей. Вся огромная территория грузового склада была заставлена горами ящиков с фруктами и овощами. Рядом с ними сидели или ходили несчастные сопровождающие, ожидающие своей очереди для сдачи своего груза. Тут же стояли и многочисленные прицепы под два авиационных поддона с этими самыми поддонами, на которых стояли прямо под палящим солнцем ящики с помидорами. На землю ручейками стекал томатный сок. Мне достаточно было двух минут, чтобы понять, что нам писец. Мы зависнем с этими долбанными томатами здесь на неделю, минимум.
Войдя в кабинет сменной начальницы склада, я сразу приступил к делу, выложив на стол пачку Мальборо и плитку шоколада.
- Какие проблемы? - оживилась начальница.
- Срочно нужно выгрузиться и уйти, - проворковал я.
Наташа (так она представилась мне улыбаясь) включила селекторную связь и скомандовала кому-то: - Володя, берите три платформы под семьдесят шестой и мухой в дальний карман, нужно снять шесть поддонов.
- Понял, - гавкнули из селектора.
- Наташенька, - сказал я ей ласково, - век не забуду, но еще одна просьба - привезите нам шесть пустых поддонов и шесть сеток взамен выгруженных.
- Хорошо, - согласилась она, - сделаем.
С чистой совестью и отличным настроением я направился к самолету, зная, что тягач Кировец мимо меня никак не проскочит. Так и случилось. Когда этот огромный трактор подобрал меня и тронулся к нашей стоянке, навстречу нам бодро прошагали три азера, с подозрением оглядываясь нам вслед.
Промедление было смерти подобно, поэтому мы с Игорем тут же приступили к выгрузке. Выгрузка всегда происходит гораздо быстрее загрузки, поэтому поставив шустро два поддона на платформу, мы уже подвозили третий поддон, когда тягач подогнал вторую платформу под погрузку. Когда вывезли последний шестой, я перекрестился.
Быстро закрыл грузолюк и с чувством выполненного долга спустился вниз, на землю. Кировец медленно тянул платформу к грузовому складу.
Все это я обрисовал в темпе вальса, но на самом деле, время складывалось в часы, которые для меня пролетали незаметно.
Когда тягач наконец приехал за второй платформой прибежал запыхавшийся сопровождающий и стал еще издалека показывать скрещенные руки над головой и кричать: - Стоп, стоп! Нельзя выгружать, загружайте обратно!
Водитель с удивлением посмотрел на меня: - Не понял...
- Вези, вези, - скомандовал я ему.
Азер забежал вперед и встал перед Кировцем: - Не пущу! Вези обратно!
Конечно же я понимал этого торгаша, ему и его друзьям было бы намного спокойнее и комфортнее ждать очереди сдачи груза сидя в самолете вместе с помидорами, но ребята были жадными, как и все их земляки, когда дело касается благодарности за участие и для них было главным соблюсти свой интерес. Нам даже намека не было на какое-то поощрение и компенсацию за дополнительные расходы.
- Что делать то? - крикнул водитель.
- Дави его нахрен! - крикнул как можно убедительнее я, зная, что этот джигит скорее сгноит все помидоры, чем допустит малейшее телесное повреждение в отношении себя, любимого.
Водила газанул для испуга и рванул вперед. Герой быстро отскочил в сторону.
- Я буду звонить вашему начальству, жаловаться, - крикнул он.
- Звони, - ответил я, - телефон знаешь? 03.
Когда тягач приехал за третьей платформой, прибыл наш экипаж на вылет.
Второй пилот обрадовал, что нам с Игорем идти к врачу не нужно, за нас расписались. Но тут возникла другая проблема. Водитель мне сказал, что Наталья не может найти шесть поддонов, есть только четыре свободных, а сетки в комплекте. Нужно было что-то делать.
- Игорь, - обратился я к напарнику, - поезжай с водителем на грузовую, проследи чтобы ему загрузили все, что есть у них для нас, а на нехватку пусть напишут расписку о том, что обязуются вернуть при первой оказии. К ним сюда наш Ан-12 регулярно летает.
Игорь уехал.
Прошло полчаса. Из пилотской выскочил, как ошпаренный Чужой: - Все на борту?
- Второго оператора нет, он на складе оформляет документы на недополученное здесь оборудование, - ответил я.
- Если через десять минут его не будет, улетаем без него, пассажиром долетит, - ошарашил меня командир.
- Послушай, Николаич, он же не в карты там играет, а занят своими служебными обязанностями, - попытался вразумить его я.
- Мне ... чем он там занимается, к вылету операторы должны быть на самолете! - рявкнул Моржак.
Я пулей выскочил из самолета. Благо машина РП стояла рядом, очевидно, чтобы выпустить наш борт.
Я объяснил ситуацию руководителю полетов, и он любезно предоставил мне машину в мое распоряжение. Примчавшись к грузовой службе, я влетел в кабинет Наташи, где сидел Игорь и старательно выводил каракули расписки, высунув язык.
- Игорь, ноги в руки и на самолет! Там командир без тебя уже собрался лететь! Глянув мельком на расписку и убедившись, что она заполнена верно, я дал Наталье ее на подпись, оставив один экземпляр ей.
- Поддоны с сетками уже вам повезли, - крикнула она мне вдогонку.
Обогнав спешащий к нам налегке Кировец, мы при приближении к самолету услышали грохот запущенного двигателя. Выскочив из машины, я попросил РП не давать добро на руление, пока мы не загрузим поддоны. Он, улыбнувшись согласился.
Открыв быстро грузолюк, мы с Игорем подогнали тельферы в хвост и зацепив специальными захватами поддоны с подъехавшей платформы, завезли их в грузовую кабину.
Тем временем ревели уже четыре двигателя.
- Закрывай люк! - крикнул я Игорю и понесся к входной двери. РП стоял в отдалении и ждал моего сигнала. Я поднял вверх большой палец и жестом пожатия двух своих рук поблагодарил его, после чего уселся в свое кресло и доложил, что все операторы на борту и прочитал свой раздел карты.
Моржак ничего не сказал.
Игорь закрепил поддоны пока мы рулили на исполнительный, а я сидел злой, как черт и думал: - Ну что за скотина этот Чужой! Ничего человеческого нет!
По прилету на базу я доложил обо всем Чумаку.
Он вызвал Моржакова и попытался вразумить его: - Послушай, так нельзя поступать, как поступаешь ты! У нас один за всех и все за одного! Ты обязан был ждать операторов, пока они не закончат свои дела.
Моржак, выпустив облако дыма от папиросы безапелляционно отчеканил: - Все члены экипажа на момент вылета обязаны быть на борту! Если нет, это их проблемы.
Чумак задумался, а потом спокойно сказал: - Да, Моржаков, ты не наш человек. Чужой...
Исчез он как-то незаметно. Был вроде человек и не стало. Куда подевался, никто толком сказать не мог. Одни слухи. Говорили, что комиссию вроде как не прошел, говорили, что куда-то перевелся...
Но о нем быстро забыли, вроде как его и не было, Чужого.
---------
PS Уважаемый читатель! Буду благодарен любому участию в моем проекте издания новой книги. Каждому обещаю прислать эл. вариант моей книги "Чудеса залетной жизни". Просьба указывать эл. адрес.
Мои реквизиты: Карта Мир, Сбер N 2202 2036 5920 7973 Тел. +79104442019 Эл. почта: zhorzhi2009@yandex.ru
Предыдущая часть: