Середина 1960-х - время, когда весь мир смотрел в будущее с большим оптимизмом. Война была позади, космическая гонка набирала обороты, а инженеры крупнейших автомобильных корпораций искали революционные решения для автотранспорта будущего. Именно в эту эпоху появился один из самых необычных грузовиков в истории - Chevrolet Turbo Titan III, машина, которая опередила свое время на десятилетия.
Для США то десятилетие запомнилось огромными, привлекательными машинами и невероятно низкими ценами на бензин. Кроме того, правительство активно вкладывало средства в аэрокосмическую и оборонную промышленность, что не могло не отразиться на автоиндустрии. Инженеры GM и Ford, работавшие над военными контрактами по созданию газотурбинных двигателей для бронетехники, начали адаптировать эту технологию для гражданского сектора.
Привлекательность газотурбинных силовых установок для тяжелых грузовиков была очевидна. ГТД развивали высокую мощность, были легче и компактнее традиционных ДВС, имели меньше движущихся частей и в целом были надежнее поршневых аналогов. Кроме того, они могли работать практически на любом виде горючего топлива и производили огромное количество тепловой энергии, которую можно было использовать, к примеру, для отопления салона.
Фирма Chevrolet заинтересовалась газотурбинными установками еще в начале 1950-х. Однако первые исследования в этой сфере, еще во время Второй мировой, провела корпорация Chrysler. Впрочем, именно в General Motors в на рубеже 1950–1960-х реализовали один из самых амбициозных проектов - двухвальный газотурбинный двигатель GT-309, который впоследствии стал сердцем грузовика Turbo Titan III.
Официальная премьера автомобиля состоялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1965 году. К этому времени грузовик уже совершил несколько демонстрационных пробегов через всю страну, доказав свою работоспособность. Titan III имел весьма необычный футуристический дизайн. Автором его облика стал знаменитый дизайнер Билл Митчелл. Кабина «Титана» была изготовлена из стеклопластика и имела две запоминающиеся особенности: вертикальные фары, скрытые в специальных нишах, и выдвигающиеся только при включении и откидывающиеся вверх подобно крыльям чайки двери.
Внутри кабины вместо традиционного рулевого колеса использовались два управляющих диска на регулируемой рулевой колонке. Сиденья напоминали кресла космонавтов и имели встроенные подголовники, тонированные стекла открывались при помощи электроприводов, а в оснащение входили FM-радиоприемник и даже телефон!
Газотурбинный двигатель GT-309, получивший маркетинговое обозначение Whirlfire, разрабатывался полтора десятилетия. До установки на Turbo Titan III этот агрегат прошел тысячи испытательных километров и побывал в различных прототипах, в том числе в скоростном купе Firebird и тяжелом автобусе GM TDH 4512.
Характеристики мотора впечатляли: отдача составляла 280 л.с., а крутящий момент достигал 1186 Нм! Максимальная частота вращения вала компрессора составляла 35700 об/мин, поэтому для связки ГТД с коробкой передач инженеры применили понижающий редуктор с передаточным отношением 7,27:1, который снижал обороты турбинного вала до рабочего диапазона автоматической АКПП Allison. В остальном Turbo Titan III имел конструкцию типичного грузовика той эпохи с лонжеронной рамой, рессорными подвесками и барабанными тормозами.
На шоссе при крейсерской скорости 60 миль/ч Turbo Titan III демонстрировал экономичность, сопоставимую с дизельными аналогами. Полная масса автопоезда достигала 32 т, максимальная скорость - 70 миль/час. В Шевроле действительно рассматривали возможность серийного производства Титана, однако газотурбинные установки, несмотря на все преимущества, имели один серьезный недостаток - очень горячие выхлопные газы. Для соответствия нормам безопасности была необходима сложная система охлаждения с мощным теплообменником. Кроме того, ГТД был чувствителен к загрязнениям и требовал многоступенчатую фильтровальную установку снижающую содержание пыли в поступающем воздухе. Все это значительно удорожало производство и делало проект нерентабельным.
В итоге, в надежде на более совершенные технологии, его решили отложить до лучших времен. Однако, они так и не наступили. В конце десятилетия стоимость топлива увеличилась, а новые экологические стандарты сделали применение ГТД практически невозможным.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Больше материалов в моем телеграм!
Читайте также: