Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Первый грузовик Skoda в СССР

В первые послевоенные годы советский грузовой автопарк был весьма разнообразен. Помимо привычных «нашемарок» на дорогах страны можно было встретить трофейные немецкие, ленд-лизовские американские и совершенно новые грузовики, изготовленные в союзных социалистических странах. Наиболее известными из них стали машины из Чехословакии. Первым из автомобилей марки Шкода в нашей стране появился тихоходный, но очень выносливый грузовик Skoda 706R. Предвоенный газогенераторный Skoda 706G История марки Шкода началась с небольшого заводика по производству промышленного оборудования, основанного в 1859 году в городе Пльзень. Десять лет спустя его приобрел талантливый инженер Эмиль Шкода, который к концу века превратил завод в крупнейшее машиностроительное предприятие Австро-Венгрии. В 1905 году там началось производство тяжелых военных грузовиков Шкода мощностью 45-90 л.с. В годы Первой мировой Шкода выпускала грузовики и бронеавтомобили, а в 1925 году она объединилась с фирмой Лаурин-Клемент, пос

В первые послевоенные годы советский грузовой автопарк был весьма разнообразен. Помимо привычных «нашемарок» на дорогах страны можно было встретить трофейные немецкие, ленд-лизовские американские и совершенно новые грузовики, изготовленные в союзных социалистических странах. Наиболее известными из них стали машины из Чехословакии. Первым из автомобилей марки Шкода в нашей стране появился тихоходный, но очень выносливый грузовик Skoda 706R.

Предвоенный газогенераторный Skoda 706G
Предвоенный газогенераторный Skoda 706G

История марки Шкода началась с небольшого заводика по производству промышленного оборудования, основанного в 1859 году в городе Пльзень. Десять лет спустя его приобрел талантливый инженер Эмиль Шкода, который к концу века превратил завод в крупнейшее машиностроительное предприятие Австро-Венгрии. В 1905 году там началось производство тяжелых военных грузовиков Шкода мощностью 45-90 л.с.

В годы Первой мировой Шкода выпускала грузовики и бронеавтомобили, а в 1925 году она объединилась с фирмой Лаурин-Клемент, после чего в ее производственной программе появились стандартные грузовики с мощными 4- и 6-цилиндровыми моторами. К началу Второй мировой пльзеньский завод предлагал разнообразную линейку грузовиков и автобусов на их основе, однако после немецкой оккупации он полностью переключился на производство военной продукции. В годы войны Skoda выпускала артиллерию, танки, бронетехнику, автомобили и боеприпасы. Это привело к тому, что в конце войны заводы Шкода подверглись интенсивным бомбардировкам и были практически полностью разрушены.

Skoda 706R
Skoda 706R

После освобождения Чехословакии производство пришлось перестраивать заново. Отныне пльзеньское отделение Skoda переключилось на железнодорожные локомотивы, а грузовики и автобусы передали фирме Avia в Летнянах. Там приступили к изготовлению первой послевоенной модели 706R. Она представляла собой модернизированную версию довоенной серии 706 и имела весьма простую и надежную конструкцию. В основании машины находилась прочная лонжеронная рама с мощными поперечинами. К ней через продольные полуэллиптические листовые рессоры были подвешены передняя ось и ведущий мост с гипоидной главной передачей.

Центральной особенностью автомобиля стал массивный рядный 6-цилиндровый дизель объемом почти 11,8 л. Он имел облегченные алюминиевые поршни, верхние клапаны, шестеренчатый привод распредвала и тяжелый семиопорный коленчатый вал с подшипниками большого диаметра. Двигатель развивал 135 л.с. и 618 Нм крутящего момента, доступного уже с 1750 об/мин. С ним в связке трудилась простая 5-ступенчатая механическая КП с тремя парами шестерен. Характеристики переданных чисел трансмиссии ограничивали максимальную скорость Skoda 706R в 55 км/ч, однако на практике грузовик редко эксплуатировался на скорости более 40 км/ч. Средний расход топлива при этом не превышал 35 л на 100 км.

В 1952 году машина получила обновленную внешность с простой решеткой радиатора и форсированный до 145 л.с. мотор
В 1952 году машина получила обновленную внешность с простой решеткой радиатора и форсированный до 145 л.с. мотор

Крупный мотор предопределил характерную внешность 706-го - грузовик имел вытянутый округлый капот и необычную «витиеватую» решетку радиатора. Кабина формально четырехместная, была собрана на деревянном каркасе и обшита стальными листами. Стандартная бортовая платформа - деревянная с тремя откидывающимися бортами.

В Летнянах модель 706R собирали пять лет, с 1946-го по 1951 год. Затем конвейер переместился в город Рыновице. Вскоре, вместе с филиалами в Либереце, новая площадка стала ядром созданной в 1952 году группы предприятий, которые в дальнейшем превратились в знаменитую фирму LIAZ, чья продукция была известна далеко за пределами соцлагеря.

Двигатель S706R имел ТНВД с регулятором центробежного типа и двойную систему фильтрации в системе смазки
Двигатель S706R имел ТНВД с регулятором центробежного типа и двойную систему фильтрации в системе смазки

В первые послевоенные годы грузовики Skoda 706R сыграли важную роль в восстановлении Чехословакии. Наиболее востребованной версией оказался самосвал. Бездисковые колеса размерностью 12,00-22, впечатляющий дорожный просвет 250 мм и тяговитый дизель обеспечили машине отличную проходимость. Наличие отопителя и умеренное усилие на органах управления создали 706R репутацию удобной и комфортабельной машины, а отработанная десятилетиями конструкция двигателя и трансмиссии, высокое качество сборки гарантировали превосходную надежность и долговечность.

Впервые 7-тонный грузовик Skoda 706R был представлен в СССР на Промышленной выставке в Москве в 1949 году. Вскоре начались официальные поставки. Достоверно неизвестно, сколько именно машин попало в нашу страну, однако установлено, что не менее 30 автомобилей Шкода 706R применялись на строительстве Иркутской ГЭС.

В 1957 году на смену модели 706R пришла легендарная бескапотная серия 706RT. В Советском Союзе она активно применялась в международных и междугородних автоперевозках, а в середине 1960-х Skoda 706RT стала основой импортного автопарка легендарного предприятия Совтрансавто. Впрочем, об этом впору говорить отдельно.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Больше материалов в моем телеграм!

Читайте также: