В прошлом посте по опросам победили мокрые камни, которые, наверное, уже немного поросли какими-нибудь водорослями и потемнели. Сегодня в серии "Запахи Парижа" предлагаю яркое солнце (почему-то кажется, что это конец мая- июнь, по цвету зелени?), видимое с балкона возможно прохладной, вполне буржуазной, комфортабельной квартиры братьев Кайботт на бульваре Осман, 31. И хотя никаких примет интерьера на картине не видно, известно, что семья Кайботт была очень состоятельной и после смерти отца сыновья получили приличное наследство, которое позволяло старшему, Гюставу, покупать картины своих друзей, снимать им жилье, оплачивать материалы и самому заниматься своими увлечениями: живописью, филателией, садоводством и яхтами.
Огромный, в 2,5 км длиной бульвар был задуман бароном Османом, как главная артерия IX округа, он начинается от бульвара Итальянцев и доходит практически до Триумфальной арки, имя свое бульвар получил еще при жизни барона-строителя. Когда братья Гюстав и Марсьяль сюда переехали в 1878 г. бульвар все еще не был завершен. И оставался таковым до 1927 г., когда его наконец провели до Итальянского бульвара и состоялось торжественное открытие, президент Республики перерезал ленточку в присутствии разных чиновников и потомков Османа.
А до этого момента в прессе постоянно сетовали на незаконченный проект, особенно в 1878 г., когда в Париже проходила Всемирная выставка. В газете Le Figaro немного высокопарно описывается, что "самый красивый по своим размерам, самый богатый по своим постройкам, самый центральный по своему расположению, самый незаменимый по своему маршруту, этот проспект, уникальный и великолепный превыше всех остальных" все еще не достроен.
Но универмаг Printemps открылся там еще в 1865 году, немного позже открыли двери Galeries Lafayette. Так 2 огромных универмага сегодня там и процветают, занимая несколько кварталов, в нескольких зданиях, соединенных стеклянными переходами, являясь, наверное, главной точкой притяжения на этом бульваре, особенно зимой, когда торжественно и официально открываются праздничные витрины. Китайских туристов туда привозят автобусы. Но магазины эти сегодня и правда могут многое предложить, от персонального консультанта до модного ресторана на крыше, можно там целый день провести, точно. Ну, конечно, когда Кайботт здесь жил, Printemps, хоть и не такой огромный, как сегодня, привлекал публику, торгуя тканями (пишут, что в ассортименте был какой-то уникальный черный шелк) и товарами для дома и демонстрируя новый способ розничной торговли. Соответственно, по бульвару постоянно перемещались коляски, лошади, пешеходы, посыльные, горничные, зеваки.
Тут честно скажу, что: 1. После посещения даже одного из этих двух магазинов гулять, ИМХО, уже не захочется и 2. На бульваре Осман гулять особенно негде и некуда, вот правда, если только нужен какой-то конкретный адрес, определенный бутик, конкретное кафе или салон чего-нибудь. Или если вы хотите навестить Пруста, который прожил здесь в 6 комнатах несколько лет в доме 102 и увидел «триумф буржуазного дурного вкуса» . Из обязательного –– музей Жакмар-Андре. Часть, что ближе к центру –– больше деловая, та же, что ближе к Триумфальной арке занята скорее жилыми домами, говорят, здесь очень мало предложений о продаже квартир, никто не хочет уезжать.
А вот Кайботта иногда упрекали в излишней "буржуазности" его картин. Но он любил новый город Османа, его очевидно увлекала новая городская жизнь, на новых, прямых и широких, уходящих к горизонту бульварах, с вокзалами, поездами, вечной стройкой (что-то напоминает, наболевшее), постоянными работами, запахами краски, дерева, цемента, металла, нагретого солнцем или мокрой брусчатки. В конце концов, он рос с этим, все это постоянно происходило на его глазах. Но сюжеты эти, конечно, не только он изображал на своих картинах, достаточно вспомнить 12 работ Моне, посвященных вокзалу Сен-Лазар, который не совсем по соседству, но недалеко отсюда располагается.
Один из исследователей творчества Кайботта утверждает, что в Париже времен Османа балконы были в моде. На балконах «парижане могли не только наблюдать за пешеходами на улице, но и быть объектом их наблюдения. С тех пор балкон стал живописным мотивом для художников, изображавших современную жизнь, своего рода обсерваторией для привилегированных». Стоит заметить, что даже в новых домах, предназначенных для состоятельной публики, были балконы далеко не во всех квартирах. У Кайботта вот были, несколько его работ изображают его балкон или вид с него. В квартиру эту сегодня не попасть, интересно, сохранилось ли там что-нибудь, никаких данных, здание занимает банк.
А вот тут можно увидеть небольшой фрагмент интерьера гостиной братьев, за игрой собрались их друзья детства.
Ну вот такой еще вид с этого балкона, тоже летний, утро или вечер? Кажется - утро. Ну и вопрос (напомню, что мы ищем обонятельные ассоциации к главной картине, остальные, да и текст, в общем - для вдохновения). В этот раз решила не предлагать, варианты, очень жду ваших в окошке ответа или в комментариях.