Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Балкон на бульваре Осман

В прошлом посте по опросам победили мокрые камни, которые, наверное, уже немного поросли какими-нибудь водорослями и потемнели. Сегодня в серии "Запахи Парижа" предлагаю яркое солнце (почему-то кажется, что это конец мая- июнь, по цвету зелени?), видимое с балкона возможно прохладной, вполне буржуазной, комфортабельной квартиры братьев Кайботт на бульваре Осман, 31. И хотя никаких примет интерьера на картине не видно, известно, что семья Кайботт была очень состоятельной и после смерти отца сыновья получили приличное наследство, которое позволяло старшему, Гюставу, покупать картины своих друзей, снимать им жилье, оплачивать материалы и самому заниматься своими увлечениями: живописью, филателией, садоводством и яхтами. Огромный, в 2,5 км длиной бульвар был задуман бароном Османом, как главная артерия IX округа, он начинается от бульвара Итальянцев и доходит практически до Триумфальной арки, имя свое бульвар получил еще при жизни барона-строителя. Когда братья Гюстав и Марсьяль сюда пе

В прошлом посте по опросам победили мокрые камни, которые, наверное, уже немного поросли какими-нибудь водорослями и потемнели. Сегодня в серии "Запахи Парижа" предлагаю яркое солнце (почему-то кажется, что это конец мая- июнь, по цвету зелени?), видимое с балкона возможно прохладной, вполне буржуазной, комфортабельной квартиры братьев Кайботт на бульваре Осман, 31. И хотя никаких примет интерьера на картине не видно, известно, что семья Кайботт была очень состоятельной и после смерти отца сыновья получили приличное наследство, которое позволяло старшему, Гюставу, покупать картины своих друзей, снимать им жилье, оплачивать материалы и самому заниматься своими увлечениями: живописью, филателией, садоводством и яхтами.

Мужчина на балконе. Бульвар Осман. 1880 Christie's На картине, как предполагают, изображен семейный нотариус, Альбер Куртье, ему полотно и было передано самим художником сразу после завершения.
Мужчина на балконе. Бульвар Осман. 1880 Christie's На картине, как предполагают, изображен семейный нотариус, Альбер Куртье, ему полотно и было передано самим художником сразу после завершения.

Огромный, в 2,5 км длиной бульвар был задуман бароном Османом, как главная артерия IX округа, он начинается от бульвара Итальянцев и доходит практически до Триумфальной арки, имя свое бульвар получил еще при жизни барона-строителя. Когда братья Гюстав и Марсьяль сюда переехали в 1878 г. бульвар все еще не был завершен. И оставался таковым до 1927 г., когда его наконец провели до Итальянского бульвара и состоялось торжественное открытие, президент Республики перерезал ленточку в присутствии разных чиновников и потомков Османа.

Бульвар Осман в 1929 г.
Бульвар Осман в 1929 г.

А до этого момента в прессе постоянно сетовали на незаконченный проект, особенно в 1878 г., когда в Париже проходила Всемирная выставка. В газете Le Figaro немного высокопарно описывается, что "самый красивый по своим размерам, самый богатый по своим постройкам, самый центральный по своему расположению, самый незаменимый по своему маршруту, этот проспект, уникальный и великолепный превыше всех остальных" все еще не достроен.

Балкон. Бульвар Осман. ок. 1880. Christie's
Балкон. Бульвар Осман. ок. 1880. Christie's

Но универмаг Printemps открылся там еще в 1865 году, немного позже открыли двери Galeries Lafayette. Так 2 огромных универмага сегодня там и процветают, занимая несколько кварталов, в нескольких зданиях, соединенных стеклянными переходами, являясь, наверное, главной точкой притяжения на этом бульваре, особенно зимой, когда торжественно и официально открываются праздничные витрины. Китайских туристов туда привозят автобусы. Но магазины эти сегодня и правда могут многое предложить, от персонального консультанта до модного ресторана на крыше, можно там целый день провести, точно. Ну, конечно, когда Кайботт здесь жил, Printemps, хоть и не такой огромный, как сегодня, привлекал публику, торгуя тканями (пишут, что в ассортименте был какой-то уникальный черный шелк) и товарами для дома и демонстрируя новый способ розничной торговли. Соответственно, по бульвару постоянно перемещались коляски, лошади, пешеходы, посыльные, горничные, зеваки.

Островок безопасности на бульваре Осман. ок. 1880. Частное собрание
Островок безопасности на бульваре Осман. ок. 1880. Частное собрание

Тут честно скажу, что: 1. После посещения даже одного из этих двух магазинов гулять, ИМХО, уже не захочется и 2. На бульваре Осман гулять особенно негде и некуда, вот правда, если только нужен какой-то конкретный адрес, определенный бутик, конкретное кафе или салон чего-нибудь. Или если вы хотите навестить Пруста, который прожил здесь в 6 комнатах несколько лет в доме 102 и увидел «триумф буржуазного дурного вкуса» . Из обязательного –– музей Жакмар-Андре. Часть, что ближе к центру –– больше деловая, та же, что ближе к Триумфальной арке занята скорее жилыми домами, говорят, здесь очень мало предложений о продаже квартир, никто не хочет уезжать.

Маляры (фасадов). 1877 Musée d'Orsay
Маляры (фасадов). 1877 Musée d'Orsay

А вот Кайботта иногда упрекали в излишней "буржуазности" его картин. Но он любил новый город Османа, его очевидно увлекала новая городская жизнь, на новых, прямых и широких, уходящих к горизонту бульварах, с вокзалами, поездами, вечной стройкой (что-то напоминает, наболевшее), постоянными работами, запахами краски, дерева, цемента, металла, нагретого солнцем или мокрой брусчатки. В конце концов, он рос с этим, все это постоянно происходило на его глазах. Но сюжеты эти, конечно, не только он изображал на своих картинах, достаточно вспомнить 12 работ Моне, посвященных вокзалу Сен-Лазар, который не совсем по соседству, но недалеко отсюда располагается.

Бульвар, вид сверху. Частное собрание
Бульвар, вид сверху. Частное собрание

Один из исследователей творчества Кайботта утверждает, что в Париже времен Османа балконы были в моде. На балконах «парижане могли не только наблюдать за пешеходами на улице, но и быть объектом их наблюдения. С тех пор балкон стал живописным мотивом для художников, изображавших современную жизнь, своего рода обсерваторией для привилегированных». Стоит заметить, что даже в новых домах, предназначенных для состоятельной публики, были балконы далеко не во всех квартирах. У Кайботта вот были, несколько его работ изображают его балкон или вид с него. В квартиру эту сегодня не попасть, интересно, сохранилось ли там что-нибудь, никаких данных, здание занимает банк.

Игра в безик. 1881. Лувр Абу-Даби
Игра в безик. 1881. Лувр Абу-Даби

А вот тут можно увидеть небольшой фрагмент интерьера гостиной братьев, за игрой собрались их друзья детства.

Ул. Алеви. Вид с балкона. 1877 Musée Barberini, Potsdam
Ул. Алеви. Вид с балкона. 1877 Musée Barberini, Potsdam

Ну вот такой еще вид с этого балкона, тоже летний, утро или вечер? Кажется - утро. Ну и вопрос (напомню, что мы ищем обонятельные ассоциации к главной картине, остальные, да и текст, в общем - для вдохновения). В этот раз решила не предлагать, варианты, очень жду ваших в окошке ответа или в комментариях.