И опрос.
Как-то мне сказали, что Латинский квартал пахнет зеленью, греческой едой и философией, а площадь Тертр на Монмартре - красками и лимоном. С красками понятно, а вот лимон тут - исключительно субъективный показатель, как в памяти осталось, возможно в окрестных кафе были выставлены устричные витрины, на которых солоноватый устричный дух смешивался с разложенными между раковинами лимонами, или еще какая причина для лимонов была, но вот так. Устрицами, кстати, в Париже зимой пахнет, каштанами жареными еще должно, из дверей Больших универмагов тянет всеми духами сразу, такой довольно специфический сборный аромат, который вызывает трудно преодолимое желание покупать. Из дверей дорогих отелей пахнет специальными отельными ароматами, часто специально для таких отелей разработанными. Пахнет жареными колбасками с уличных рынков, вечным глинтвейном, иногда снегом и пожухлой бурой листовой, этим снегом прикрытой. Множество запахов в любом городском пространстве создают уникальную атмосферу, только этому городу присущую, но не всякий городской воздух продают.
Сколько вы готовы заплатить в буквальном смысле за воздух? За баночку парижского воздуха? Где-то с 1970-х появилась роскошная идея продавать консервные банки, вроде как из-под сардин, не пустые, вовсе нет, а с парижским воздухом. Не помню сколько они стоили, но у меня до сих пор лежит одна, да. Надувательство или нет, но я хотела привезти с собой парижский воздух. Не открывала. А не так давно на аукционе продали винтажную баночку парижского воздуха за 170 евро. Хотя сейчас, кажется, продажа воздуха происходит и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Но еще в 1919 г. Марсель Дюшан купил старый аптечный сосуд и подарил его своему другу: «Я задумал это как подарок для Аренсберга, у которого было всё, что можно купить за деньги. Поэтому я принёс ему ампулу парижского воздуха».
Это все к чему? К тому, что до Нового года предлагаю поговорить о парижских запахах (серия "Запахи Парижа", да), с вашим участием, обязательно. Выбрала 5 картин, которые, ИМХО, отражают парижскую жизнь в разное время, опишем место, рассмотрим детальки, узнаем, что на картине происходит и придумаем к ним соответствующие ароматы. И нет, не будем говорить о том, как плохо пахло в средневековых городах, да и позднее. Вернее пока не будем, после праздников поговорим обязательно, но в другом формате. Это чтоб не итоги подводить, а планы строить.
Сегодня будет работа, относящаяся по времени к действию, происходившему в романе "Парфюмер" - картина парижского художника Жана-Батиста Рагне, посвящена торжествам по случаю рождения сына дофина в 1751, герцога Бургундского, мальчика, который умер, не дожив до своего 10-го дня рождения. (Да, мы ее уже видели, но она такая колоритная). Но эта версия картины могла быть написана в 1756.
Здесь изображена игра, турнир лодочников, видите, здесь 2 команды с красными и синими поясами, синими и красными шестами (копьями), которыми они сбивают противников в воду (несколько человек уже в воде, один запечатлен в момент падения). Интересно, что у "красных" в команде есть девушка, вот она на переднем плане. Дальше, под одной из арок моста видим плавучую мельницу.
Из окон за турниром наблюдает множество зрителей. Из окон домов на мосту Нотр-Дам, потому как это мероприятие происходит между мостами Менял, который у нас за спиной и Нотр-Дам. Тут пыталась приручить ИИ и оживила для вас эту картину, чтоб атмосферу немного прочувствовать, но Дзен не позволяет вставлять видео в статью! Только ссылки на видео! Как-то возможности площадки начинают удручать, если честно, ищите видосик в телеграм-канале.
Известно, что на мосту Нотр-Дам, в момент его трагического обрушения в 1499 г., жили книготорговец, художники, и еще один бедняк, у которого не осталось ничего, кроме того, что было на нем. В XVII веке на мосту жило изрядное количество шляпников и представителей смежных профессий: ювелиры, мастера по перьям, галантерейщики. Купив шляпу у шляпника, оставалось лишь обратиться за плюмажем, потом за лентами и украшениями — к галантерейщикам или ювелирам. Мы знаем и самого известного жителя моста - Франсуа Жерсена и вывеску его лавки, написанную Ватто.
Чтобы максимально эффективно использовать узкое пространство дома, жители со временем придумывали надстройки над водой, что тоже ясно видно на картине. В реку сливали отходы и оттуда же брали питьевую воду, но хоть не приходилось за нее платить водоносам. И еще с этого моста ловили рыбу для города, между опорами устанавливали сети, каждый раз этот процесс заставлял дома ходить ходуном.
Всего 68 домов после 1500 г., принадлежащих городу, который получает доход от их сдачи в аренду, все с одинаковыми фасадами. Над магазинами расположены скульптуры и медальонами с изображениями королей Франции. Мост Нотр-Дам стал со временем практически парадной аллеей города, местом проведения торжественных мероприятий.
Вдоль реки, между мостами, слева, видите там еще такие арки, которые как бы делают этот участок реки закрытым? В сер. XVII века построили набережную Жевр, высокую набережную, не у воды, построили ее над затапливаемой сводчатой галереей, чтобы не изменять русло Сены. Когда арки не заливало, там была торговая зона всем подряд, а ночами всякое происходило, в 1727 г. эти арки закрыли решетками, но просуществовали они еще более 100 лет.
И еще для вдохновения скажем, что за мостом, вперед, выше по течению располагался рынок пшеницы. Ну а теперь вопрос, какие у вас обонятельные ассоциации, чем вам пахнет в этом районе, чем пахнет картина с лодками и Париж на ней? Напишите свои варианты в окошке ответа или выбирайте из предложенных, но это будет не так интересно:)