Найти в Дзене
Эпоха Велеса

День Даждьбога и Марены

Наши предтечи жили по древнему арийскому календарю – Круголету Числобога. 1 числа месяца Бейлетъ они отмечали день свадьбы Даждьбога и Марены. Бейлетъ – Сороковник Белого Сияния и Покоя мира. Сороковник – аналог современных месяцев. В сороковниках было по 40 или по 41 дню. Бейлетъ приходится на время, когда снега укрывают землю, время словно замерзает, замирает, останавливается, а вокруг – белым-бело. В 2025 году 1 Бейлетъ выпадает на 10 декабря. Современный Григорианский календарь не такой точный относительно ДКЧ (Да'Арийский Круголет Числобога), поэтому дата свадьбы Даждьбога и Марены – плавающая. Даждьбог Тарх Перунович и Марена Свароговна – Великие Боги, только Даждьбог – представитель Светлых Богов, Ясуней, а Марена – Тёмных Богов, Дасуней. Даждьбог Тарх Перунович – внебрачный сын Перуна и русалки Роси (Богини Воды Даны). Рось (Дана) относится к стихиалям – к духам-представителям Стихий, а не к Богам, то есть в иерархической лестнице стоит ниже Богов. Русалки,

Наши предтечи жили по древнему арийскому календарю – Круголету Числобога. 1 числа месяца Бейлетъ они отмечали день свадьбы Даждьбога и Марены. Бейлетъ – Сороковник Белого Сияния и Покоя мира. Сороковник – аналог современных месяцев. В сороковниках было по 40 или по 41 дню. Бейлетъ приходится на время, когда снега укрывают землю, время словно замерзает, замирает, останавливается, а вокруг – белым-бело.

В 2025 году 1 Бейлетъ выпадает на 10 декабря. Современный Григорианский календарь не такой точный относительно ДКЧ (Да'Арийский Круголет Числобога), поэтому дата свадьбы Даждьбога и Марены – плавающая.

Даждьбог Тарх Перунович и Марена Свароговна – Великие Боги, только Даждьбог – представитель Светлых Богов, Ясуней, а Марена – Тёмных Богов, Дасуней.

Даждьбог Тарх Перунович – внебрачный сын Перуна и русалки Роси (Богини Воды Даны). Рось (Дана) относится к стихиалям – к духам-представителям Стихий, а не к Богам, то есть в иерархической лестнице стоит ниже Богов. Русалки, водяные, болотники, болотницы, бродники и бродницы, мавки, даже сам Морской Царь – всё это духи водной стихии.

Даждьбог Тарх Перунович – Хранитель Великого Знания. Наречён Даждьбогом за то, что подарил людям 9 Сантий (пластин из благородных металлов, скреплённых между собой, с высеченными на них славяно-арийскими рунами; по сути, книг). Эти книги – носители Священных Вед – Заветов Богов, их вразумлений и напутствий для потомков Белой Расы. Даждьбог – внук Сварога, правнук Вышеня. В представлении расичей – сверкающий Бог света, лучистый жар, озаряющий мир, податель всяческих благ – добра, счастья, благополучия, благодетель, великий просветитель умов, заступник Родов Свята Расы от Сил Тьмы.

Марена Свароговна – дочь Сварога и Лады (в некоторых источниках – самого Рода Небесного); Богиня Тьмы, Ночи, всего непроявленного (тумана, зыби, мглы), зимы, холода и смерти. Такой же у неё и характер – неопределённый, неявный, загадочный, неконкретный, двусмысленный, туманный, тёмный, сразу непонятный, сомнительный, ненадёжный, коварный. В представлении наших пращуров Марена нисходит на землю более, чем на 120 дней, и царит в Северном полушарии вплоть до наступления Весны-Живы. Удаляется в свои студёные Хоромы на второй день после весеннего равноденствия.

Но сегодня мы посмотрим на Даждьбога и Марену не как на Богов, а оценим их отношения в качестве мужского и женского начал. Для этого нам потребуется привести отрывок из «Песен птицы Гамаюн».

Мара-Морена.
Мара-Морена.

«Песни птицы Гамаюн.

Клубок четырнадцатый

— Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как женился Дажьбог на Маренушке.

— Ничего не скрою, что ведаю...

Ко Рипейским горам в светлый Ирий со всего света белого птицы слетались. Собирались они, солетались, о Сырую Землю ударились, обернулись птицы в небесных богов.

Прилетели то ко Рипейским горам: Огнебог-Семаргл, Ураган-Стрибог, бог Перун-громовержец с Дивою, ясный Хорс с Зарёй-Зареницею, Волх сын Змeя с прекрасной Лелею и Дажьбог сын Роси Пeрунович.

Их встречали Сварог вместе с Ладою, приводили в чертоги хрустальные, угощали яствами разными, наполняли чаши хмельной Сурьей.

Как садились гости за златые столы, за златые столы, за камчаты скатерти — поднимали чаши одной рукой, выпивали единым духом.

После пира было гуляние по небесному саду Ирию. И гулял Дажьбог сын Пeрунович, подходил к расписному терему. А в тот терем высокий прохода нет.

Тут услышал Дажьбог сын Пeрунович как играют в тереме гусельки и звенят золочёные струны. И заслушался Дажьбог, и задумался, и понравились Тарху гусельки:

— Это терем Марены Свароговны — видно там у неё гуляние!

Стал он биться-стучаться в терем — зашатались стены у терема, распахнулись двери железные. Поднялся сын Перуна по лестницам и вошёл в палату Маренушки.

У Маренушки — развесёлый пир. У Марены гости приезжие из далёкого царства тёмного: в ряд сидят Горыня с Дубынею и Усыня с Кащеем Виевичем.

Поздоровался с ними Пeрунович и садился за стол на скамеечку.

— Что ж не ешь, Дажьбог сын Пeрунович? — так спросила Марена Свароговна.

А Дажьбог Марене ответил:

— Сыт, Марена, я — только что с пира у отца Сварога небесного.

А сам думает: если поешь у неё, заворожит она, иль отравит, ведь Марена колдунья известная.

Продолжался пир и гуляние. Здесь Кащей к Маренушке сватался, и хвалился своими богатствами, и хвалился своим он бессмертием:

— Все, Марена, тебе подвластны! Все боятся Марены-Смерти! Только я не боюсь — Бессмертный! Мы с тобою, Марена, вместе подчиним, покорим поднебесную!

Наконец, пришло время позднее, стали гости прощаться с Маренушкой. Провожала Марена гостей, проводила Кащея Бессмертного, а Дажьбога стала удерживать:

— Оставайся, Дажьбог сын Пeрунович, до рассвета, до света белого, и со мною, Мареною, сделай любовь! Будет мужем моим пусть Бессмертный Кащей, ну а ты, Дажьбог, — полюбовником!

Тарх спасает Кощея.
Тарх спасает Кощея.

Отвечал тут Дажьбог сын Пeрунович:

— Ты прощай, Марена Свароговна! Ты прощай уж, Маренушка-душенька, я не буду тебе полюбовником!

Обернулся Дажьбог от Марены и ушел один на широкий двор. Тут вскочила Марена Свароговна и брала ножища-кинжалища, и стругала следочки Дажьбожии, их бросала в печку муравлену, как бросала их — приговаривала:

— Вы пылайте, следочки Дажьбожии, вы горите во печке муравленной! И пылай в Дажьбоге Пeруновиче по Марене душа его светлая! Чтоб не мог Дажьбог жить без душеньки — чтоб не мог без меня он ни есть, ни спать! Подымайтесь, дымочки, из печечки, подымайтесь, вы, ветры буйные! Соберите тоску-ту тоскучую со всех вдов, сирот, с малых детушек, соберите со света белого, понесите её в сердце молодца — молодого Тарха Пeруновича! Посеките булатной саблею сердце Тархово молодецкое, поселите тоску-ту тоскучую, дайте и сухоту сухотучую в его кровь, и в жилы, и в печень! Чтоб казалась ему Маренушка милей матери, отца-батюшки, и роднее Рода небесного!

Будьте крепче булата, слова мои! Ключ к словам моим в небесах, а замок в морской глубине, проглотила замок этот рыба кит. Рыбу-кит не добыть, и замок не открыть! А кто рыбу добудет и замок отопрет — того гром убьёт и спалит огонь!

*

А Горыня, Дубыня с Усынею возвращались назад в царство тёмное. Растворились вдруг небеса, сокатились колёса златые, золотые колёса — огненные. А на той колеснице огненной сам Перун Громовержец покатывал, златокудрой главою встряхивал, в небо молнии посылая. И поглядывал вниз на Землю. Видит он — Горыня с Дубынею и Усыня идут по дороженьке.

— Где вы были? — спросил Громовик-Перун.

— Были мы в гостях на Рипейских горах у Марены Свароговны в тереме. Пили-ели мы, веселились мы, веселился там и твой сын Дажьбог!

Тут нахмурился Громовержец, покатил к Дажьбогу к Рипейским горам:

— Мне не нравится, сын, что ты ходишь к Марене! Не прельстился ль ты красотой её? По-хорошему с ней ты сходишься — по-хорошему ль разойдёшься с ней? Не пеняй тогда ты на батюшку, на пеняй на родимую матушку, а пеняй, Дажьбог, на себя самого!

Огорчился Дажьбог и пошёл к Роси. И спросила Дажьбога матушка:

— Что случилось — скажи, чадо милое?

— Я скажу тебе правду сущую. Изобидел меня мой отец Перун, говорил — будто я у Марены сижу! Я всего заходил-то разочек, посидел у Марены часочек.

— За тебя Перун беспокоился. Та Марена — колдунья ужасная! Не ходи к ней, Дажьбог, в светлый терем, не прельщайся ты красотой её!

Перун и Рось.
Перун и Рось.

Тут сказал Дажьбог слово резкое:

— Ты по роду мне будешь матушка, а по речи своей — будто мачеха!

И пошёл он в терем к Маренушке:

— Проведу я с ней ночку тёмную на её кроваточке мягкой, а наутро возьму в замужество!

Тут в Дажьбоге кровь разыгралась, и сердечко в груди растревожилось, и расправил он плечи широкие. И пошёл Дажьбог сын Пeрунович, подходил к высокому терему. А в тот терем Марены прохода нет.

Тут натягивал сын Перуна лук тугой за тетивочку шелковую и стрелял стрелою калёною. Полетела стрела позлачёная, попадала в окошко косявчато — проломила окошко косявчато и расшибла стекольчато зеркало. Стал он биться-стучаться в терем. Зашатались стены у терема, распахнулись двери железные. И вошел сын Перуна к Маренушке.

У Марены — пир и гуляние. У Марены гость с царства темного: сам Кащей Бессмертный сын Виевич.

Пир у Марены. Картина "Царевна Несмеяна". Художник Виктор Михайлович Васнецов.
Пир у Марены. Картина "Царевна Несмеяна". Художник Виктор Михайлович Васнецов.

И сказал Дажьбогу Бессмертный Кащей:

— Ты почто, Дажьбог, к нам в окно стрелял? Проломил ты окошко косявчато и расшиб стекольчато зеркало!

Тут Дажьбогу досадно стало — вынимал он сабельку острую, поднимал её над своей головой:

— Я тебя, Кащей, на куски изрублю!

Тут Марена со смехом говаривала:

— Не пугайся, Кащей, мил сердечный друг! Хочешь я Дажьбога могучего оберну златорогим туром?

Тут брала Маренушка чашечку, а в той чашке — водица холодная, колдовала она над чашечкой, выливала она ту чашечку на Дажьбога Тарха Пeруновича.

Вдруг не стало в светлице Дажьбога, вдруг не стало сына Перуна, встал в светлице Тур златорогий. Золотые рога у Тура, а копытца его серебряные, в каждой шерсточке по жемчужинке.

Приказала тогда Маренушка отогнать его в чисто полюшко.

Трое суток бродил златорогий Тур по высоким горам, по долинушкам. Увидали его пастухи, увидали — сказали матушке.

Рось тогда пастухам ответила:

— То не Тур златорогий ходит, ходит то мой сынок родимый Тарх Дажьбог, Мареной обёрнутый.

И просила она Перуна:

— Громовержец, скажи Марене, чтоб вернула она мне сына, обернула Тура Дажьбогом!

И сказал Перун Громовержец, раскатился гром в поднебесье:

— Ай же ты, сестрица Марена! Ты зачем златорогим Туром повернула Дажьбога доброго? отпустила его в чисто полюшко? Обрати ты его обратно, а иначе, сестрица Марена, я пущу в тебя громовой стрелой!

Даждьбог, превращённый Мареной в Златорогого Тура.
Даждьбог, превращённый Мареной в Златорогого Тура.

Обернулась Марена сорокою, полетела в чистое полюшко — там где ходят по полю туры, — девять туров — обычные туры, а десятый Тур — златорогий.

Тут садилась сорока на правый рог златорогого Тура Дажьбога, стала Туру Дажьбогу выщёлкивать:

— Ай же ты, Дажьбог — златорогий Тур! Не наскучило ль тебе в чистом полюшке? По долам гулять, по горам плутать, по дубравам дремучим, по болотам зыбучим? И не хочешь ли — пожениться на мне? Ты со мной сделай заповедь вечную — и возьми Марену в замужество!

— Ай же ты, Марена Свароговна! Обрати ты меня обратно — я согласен на заповедь вечную!

И брала вновь Маренушка чашечку, наполняла её ключевой водой, и брала три щепоточки маленьких из печи, от золы, от сырой земли. Посыпала щепоточки в чашечку, говорила над ней колдовские слова — очень странные, очень страшные.

И из чашечки Тура обрызнула. И чихнул тот Тур три разочка — обернулся снова Дажьбогом.

И пришли они снова к Рипейским горам ко Сварогу небесному в кузницу. Им сковал Сварог по златому венцу, и сыграл Дажьбог Тарх Пeрунович со Мареною вскоре свадебку.

Супруги Марена и Даждьбог.
Супруги Марена и Даждьбог.

Солетались на свадьбу веселую со всего света белого птицы. Ударялись птицы о Матушку Землю, обернулись птицы в небесных богов.

Собирались они, солетались, поздравляли Дажьбога с Мареною. И сплела им Леля любви венок, подарила Рось голубой платок, подарила Лада гребёночку: коль махнешь платком — будет озеро, а гребёночкой — встанет тёмный лес.

Стали гости гулять, пить и есть, плясать.

И плясала на свадьбе Жива — и кружилась она всем на диво: правой ручкой махнёт — встанет лес и река, левой ручкой — летят птицы под облака.

И плясала на свадьбе Марена — и махала она рукавами: правой ручкой махнёт — лёд на речке встаёт, левой ручкой махнёт — снег из тучи идёт.

Говорил сын Перуна Маренушке:

— Замело, завияло дороженьки, и нельзя пройти мне к Маренушке. Промету я дорожку — сам к милой пройду. Постелю постелю пуховую, обниму Маренушку милую!

Продолжается свадьба небесная!

Клубок пятнадцатый

— Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как Кащей у Дажьбога Марену украл, как Дажьбог Марену отыскивал, как спасала Дажьбога Жива!

— Ничего не скрою, что ведаю...

Как узнал про свадьбу Бессмертный Кащей, запрягал колесницу огненную, и собрал несметную силушку, и надвинулся тьмою на Ирий сад.

То не тёмная туча приблизилась — то надвинулась сила кащеева, затопила мглой Землю-матушку.

Как в ту порушку в светлом Ирии никого из богов не случилось — там один оставался могучий Дажьбог. Снаряжался он в чисто полюшко драться с той несметною силою.

Бился с нею Дажьбог трое суточек, и побил он силу великую, а потом возвратился обратно в рай. Лёг он спать — и спит непробудным сном, над собою невзгоды не чувствует.

Небесное Царство Ирий. Художник Виктор Корольков.
Небесное Царство Ирий. Художник Виктор Корольков.

Тут подъехал к высокому терему сам Кащей Бессмертный сын Виевич. Стал Марену он подговаривать, соловьём перед нею выщёлкивал, говорил Марене-кукушечке:

— Полетим, дорогая кукушечка, в золотое царство Кащеево! Там совьём мы, кукушка, по гнёздышку, и устелим его чёрным бархатом, и украсим его чистым золотом!

Говорил Бессмертный Маренушке:

— Я к тебе, Маренушка, сватался, ты должна была быть моею! Ты пойди за Кащея замуж! Моя матушка — Мать Сыра Земля, а мой батюшка Вий — подземельный князь сын великого Змея Чёрного! А Дажьбог — внебрачный Перуна сын от Роси — всего лишь русалки! Лишь со мною ты будешь царицею, а с Дажьбогом — лишь портомойницей!

И Марена тут призадумалась:

— Для чего мне слыть портомойницей? Лучше буду с Кащеем царицею!

И пошла за Кащея замуж. А Дажьбог всё спит непробудным сном, над собою невзгоды не ведает, что была у него молодая жена, да пошла за Кащея Бессмертного.

Марена и Кощей.
Марена и Кощей.

Улетели Марена с Кащеем — пробудился Дажьбог сын Пeрунович. Тут вернулись в сад боги вечные, стал их спрашивать удалой Дажьбог:

— Вы скажите мне — где жена моя? Куда скрылась моя Маренушка?

Отвечал Дажьбогу великий Перун:

— Слышал я от Сварога небесного, что Маренушка замуж опять пошла — за царя Кащея Бессмертного.

Говорил тогда сильный бог Дажьбог:

— Надо ехать нам за угоною!

Отвечал Перун:

— Честь ли мне, хвала ль за чужою женою следовать? Ты езжай один за угоною. Ничего с них, Дажьбог, не спрашивай, как застанешь их в чистом полюшке — отсеки у Кащея голову!

Поезжал Дажьбог за угоною. Как Марена Дажьбога увидела — наливала вина чару полную, заступала ему дороженьку. Как увидел Марену могучий конь — тут же встал на дороге, как вкопанный. Стал коня стегать удалой Дажьбог, конь не слушает, не идёт вперед.

Тут сказала Марена Дажьбогу:

— Свет мой ясный, Тарх сын Перуна! Меня силой везет Бессмертный! Выпей чару вина зелёного ты с великой тоски и досады!

Выпил чару Дажьбог — захотел ещё, наливал ещё — по другой горит. Тут напился Дажьбог допьяна и упал на Матушку Землю.

— Велика власть Хмеля могучего! — рассмеялось Марена грозная и сказала Кащею слово: — Ты, Бессмертный Кащей, отсеки главу неразумному Тарху Пeруновичу!

Отвечал Бессмертный Маренушке:

— Как Дажьбог меня из пещеры спас — я ему обещал три вины простить. Это будет прощение первое.

Тут Марена Дажьбога подхватывала и столкнула в колодец глубокий — тот, что вёл в подземное царство. И упал Дажьбог в царство тёмное.

Пробудился в провале великий бог, он вставал на ноженьки резвые и свистел молодецким посвистом.

Подбегал к провалу могучий конь, опустился он на колени и свой длинный хвост опустил в провал.

Ухватился крепко Дажьбог за хвост, и на Землю Сырую поднялся он. И вскочил тогда на лихого коня, и поехал вновь по дороженьке.

Любимый конь Тарха вызволил его из беды.
Любимый конь Тарха вызволил его из беды.

*

Вновь стоит на дороге Марена. Как увидел Марену могучий конь — тут же встал на дороге, как вкопанный. Стал коня стегать удалой Дажьбог, конь не слушает, не идёт вперёд.

Вновь сказала Дажьбогу Марена:

— Если конь не идёт, значит он устал. Дай коню отдохнуть, отдохни и сам. Слезь с коня, Дажьбог, и с усталости зелена вина выпей чарочку. Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет, не могу я есть, не могу и спать!

Выпил чару Дажьбог — захотел ещё, наливал ещё — по другой горит. Тут напился Дажьбог допьяна и упал на Матушку Землю.

— Велика власть Хмеля могучего! — рассмеялось Марена грозная, и сказала Кащею слово: — Ты, Бессмертный Кащей, отсеки главу неразумному Тарху Пeруновичу!

Отвечал Бессмертный Маренушке:

— Раз Дажьбог меня из пещеры спас — обещал я ему три вины простить. Это будет второе прощение.

Тут Марена Дажьбога подхватывала и бросала его чрез своё плечо, как бросала его — приговаривала:

— Там где был удалой добрый молодец — там горючий стань белый камешек. Пeрвый год пройдёт — ты лежи на Земле, и второй пройдёт — ты лежи на Земле, третий год пройдёт — ты сквозь Землю пройди, и низвергнись в царство подземное!

Как тут конь Дажьбога несчастного побежал один ко Рипейским горам, стал он бегать по саду Ирию.

Сад Ирий. Художник Виктор Корольков.
Сад Ирий. Художник Виктор Корольков.

И увидел коня Громовик Перун:

— Не видать что-то сына родимого, не видать Дажьбога могучего, знать случилось что-то неладное!

Тут Перун Громовержец коня оседлал и поехал по полю широкому. Пeреехал он лесушки тёмные, переехал поля Сарачинские и доехал до камня горючего. Тут он камень горючий покатывал, а покатывал — приговаривал:

— Там где был бел горючий камешек — стань на месте том добрый молодец — молодой Дажьбог сын Пeрунович. Стань ты, камень, легчее лёгкого!

Тут Перун поднимал этот камешек, чрез плечо его перекидывал. Там где был бел горючий камешек — там вдруг стал удалой добрый молодец.

И сказал Перуну тогда Дажьбог:

— Надо ехать нам за угоною!

Отвечал Перун:

— Честь ли мне, хвала ль за чужою женою следовать? Ты езжай один за угоною. Ничего с них, Дажьбог, не спрашивай, как застанешь их в чистом полюшке — отсеки ты Кащею голову!

Тут вскочил Дажьбог на лихого коня и поехал по полю широкому.

Не ковыль в чистом поле шатается — зашатался там добрый молодец, молодой Дажьбог сын Пeрунович. Доезжал до речки Смородины, принагнулся он к быстрой реченьке, и вскричал Дажьбог громким голосом:

— Кто тут есть на реке перевозчиком? Отвезите меня на ту сторону! Примите меня, хозяева — Велес с Бурей Ягою Виевной! Накормите меня белым хлебом, напоите вином медвяным!

Отвечают ему хозяева:

— У нас в тёмном царстве — горькое житьё. У нас хлеба белого — нет, и питья медвяного — нет. А есть — гнилые колоды, а есть — водица болотная!

Говорил Дажьбог сын Пeрунович:

— Пeревезите меня на ту сторону! Пeревезите меня, проводите ко горючему камню Алатырю, ко дворцу Кащея Бессмертного!

Пeревёз через речку Смородину Тарха сына Перуна Велес, и давал Дажьбогу клубочек:

— Ты, Дажьбог, ступай за клубочком — приведет клубочек к Кащею!

Поезжал Дажьбог за клубочком и приехал он в царство тёмное, горы там в облака упираются и чертог стоит между чёрных скал — то дворец Кащея Бессмертного. У дворца ворота железные, алой кровью они повыкрашены, и руками людскими подпёрты. Стены у дворца — из костей людских, вкруг палат стоит с черепами тын.

Царство Кощея.
Царство Кощея.

Увидала его Марена, говорила Кащею слово:

— Не убил ты Дажьбога доброго — он опять к нам в гости пожаловал!

Подходила она близёшенько, кланялась Дажьбогу низёшенько:

— Свет мой ясный, Тарх сын Перуна! Меня силой увез Бессмертный! Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет, не могу я есть, не могу и спать! Выпей чару вина зелёного ты с великой тоски и досады!

Выпил чару Дажьбог — захотел ещё, наливал ещё — по другой горит. Тут напился Дажьбог допьяна и упал на Матушку Землю.

— Велика власть Хмеля могучего! — рассмеялось Марена грозная, и сказала Кащею слово: — Ты, Бессмертный Кащей, отсеки главу — неразумному Тарху Пeруновичу!

Отвечал Бессмертный Маренушке:

— Как Дажьбог меня из пещеры спас — я ему обещал три вины простить. Это будет прощенье последнее. Коль сойдёмся мы ещё раз в бою, не уйдёт от меня удалой Дажьбог! Отсеку ему буйну голову!

Тут сходила Маренушка в кузницу и сковала она пять железных гвоздей, поднимала Дажьбога под пазухи, приносила к скалам Кавказским. И распяла на скалах бога. И забила в ногу железный гвоздь и в другую вбила она другой, в руки белые вбила она по гвоздю, а последний гвоздь обронила. И ударила тяжким молотом богу светлому в бело личико — он облился кровью горячею.

*

Как была у Марены Свароговны Жива-Лебедь — сестра родная. Говорила она Сварогу:

— Дай прощенье и благословение полетать мне по тихим заводям, полетать, погулять белой лебедью! Долететь мне до царства тёмного, погостить у родной сестрицы!

Дал прощенье Сварог Живе-Лебеди. Полетела Жива к Кавказским горам — погостила она у сестрицы. Стала Лебедью белой погуливать, по горам она стала полётывать — и увидела бога распятого, молодого Тарха Пeруновича.

И сказала ему Лебедь белая:

— Молодой Дажьбог сын Пeрунович! Ты возьмёшь ли меня в замужество? Я спасу тебя от сестры своей, от Марены — напрасной Смерти!

И сказал Дажьбог сын Пeрунович:

— Я возьму тебя замуж, Лебёдушка, Жива — дочь Сварога небесного!

И тогда Свароговна Лебедью полетела в небесную кузницу, доставала клещи железные, отдирала клещами железными от скалы Дажьбога могучего.

Уносила Дажьбога Лебёдушка далеко из тёмного царства ко Рипейским горам в светлый Ирий сад. Оживляла Дажьбога живой водой и лечила раны кровавые.

Тарх и Жива. Жива исцеляет Даждьбога живатмой.
Тарх и Жива. Жива исцеляет Даждьбога живатмой.

Клубок шестнадцатый

— Расскажи, Гамаюн, птица вещая, нам о Смерти Кащея Бессмертного, расскажи о Вeликом Потопе нам!

— Ничего не скрою, что ведаю...

Говорила Дажьбогу Жива:

— Не найти тебе Смерти Кащеевой — он с Мареною-Смертью дружен. И в бою ему Смерть не писана, ведь Кащей — это бог Бессмертный!

Ей Дажьбог сын Перуна ответил:

— Не могла завязать так Макошь, Род не мог допустить такое! Все рождённое Смерть имеет! Значит — есть она у Кащея!

И спросил Дажьбог Макошь-матушку:

— Где находится Смерть Кащея? Помоги мне, матушка Макошь!

Отвечала Дажьбогу Макошь:

— Далеко его Смерть упрятана, глубоко его Смерть схоронена! Далеко на Буяне-острове вырос дуб до самого неба, на том дубе сундук окованный, в сундуке спрятан заяц, в зайце спрятана утка, а в той утке яйцо. В том яйце ты отыщешь Кащееву Смерть!

Древо Миров. Художник Виктор Корольков. Волшебный Дуб. Сокол - помощник Тарха. У корней древа - Поддонный Змей.
Древо Миров. Художник Виктор Корольков. Волшебный Дуб. Сокол - помощник Тарха. У корней древа - Поддонный Змей.

И поехал Дажьбог к морю синему. Видит — в небе летит Ясный Сокол — то Семаргл-Огонь сын Сварожич:

— Я тебе помогу, добрый бог Дажьбог!

Видит — кружится в небе Орёл — то Перун Громовержец, Сварога сын:

— На меня надейся, могучий бог!

Видит в поле Дажьбог Волка серого — это Огненный Волх Змeя Индрика сын:

— Не забудь обо мне, Тарх Пeрнович!

Вот подходит Дажьбог к морю синему:

— Как бы мне переправиться к острову?

Всколебалось тут море синее и поднялся из моря Поддонный Змeй. Лёг тот Змeй поперёк моря синего:

— Ты ступай по мне, светлый бог Дажьбог!

И поехал по Змeю Перуна сын — доезжал до Буяна-острова. Видит он — на острове дуб стоит, в небо кроною упирается. И висит высоко на ветвях его тот сундук со Смертью кащеевой.

— Как бы мне достать тот сундук с ветвей?

Прилетел Перун Громовержец и ударил в дуб громовой стрелой — сотряслась тогда поднебесная, расщепился дуб тот на щепочки, и упал сундук вниз с его ветвей. И сундук раскрылся окованный, из него быстрый Заяц выскочил.

— Как бы мне догнать Зайца серого?

Появился Волх — Змeй могучий, Волк, побежал за Зайчиком серым он, и догнал Зайца Волк, растерзал его, и порхнула из Зайчика Уточка.

— Как бы мне поймать серу Уточку?

Прилетел тут Рарог — Огонь-Семаргл, растерзал Семаргл серу Уточку. И упало из серой Уточки Золотое Яйцо в море синее.

— Как бы мне Яичко то выловить?

Тут поднялся из моря Поддонный Змeй и принёс Дажьбогу Пeруновичу то Яичко с Кащеевой Смертью.

Яйцо, заключающее в себе Смерть Кощея.
Яйцо, заключающее в себе Смерть Кощея.

*

И поехал Дажьбог в царство тёмное. Подъезжал к палатам Кащеевым. Увидала его Марена, наливала питья хмельного:

— Свет мой ясный, Тарх сын Перуна! Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет, не могу я есть, не могу и спать! Выпей чару вина зелёного ты с великой тоски и досады!

Тут занёс Дажьбог руку правую, принимал он ей чару горькую. Налетела тут Лебедь Белая — Жива дочь Сварога небесного и толкнула чарочку горькую — улетела чара далёхонько.

Тут опомнился светлый бог Дажьбог.

Вынимал Дажьбог саблю острую, отрубал Маренушке голову. Тут упал сокол Рарог-Огонь с небес и сжигал её тело белое. Разгорался огонь палящий! Разгорался на полсвета белого!

И сказал Дажьбог Тарх Пeрунович:

— Принимайте требу, небесные боги! Принимайте Марену Свароговну!

Вынимал тут Дажьбог Золотое яйцо — и Кащею Яичко показывал.

Тут Кащей закричал богу светлому:

— Ты не трогай, Дажьбог, Золотое Яйцо! То Яйцо появилось при рождении мира! У него нет ни Матери, нет и Отца! О рожденьи Яйца не расскажет никто! Только Род тайну ведает эту!

И промолвил Кащею великий Дажьбог:

— В том Яйце Смерть твоя скропостижная!

И разбил Дажьбог Золотое Яйцо — и упал Кащей Вия грозного сын».

https://nukadeti.ru/skazki/pesni-pticy-gamayun

Что же хотели донести до нас «Песни птицы Гамаюн»?

С тех пор, как умерла Златогорка и Даждьбог стал вдовцом, прошло время. И его родня – Вышние Светлые Боги пригласили его на весёлый пир, чтобы он развеялся. После празднества решил Даждьбог прогуляться и увидел терем, где шло гулянье. Любопытно стало Тарху, кто там бражничает и балагурит, что это за терем, откуда льётся музыка и звучит смех. И решил зайти на звуки гусель яровчатых.

Даждьбог и Златогорка.
Даждьбог и Златогорка.

Не к добру оказался Даждьбог Тарх Перунович на пиру у Марены Свароговны. Она сразу положила глаз на нового гостя – уж больно красив был Даждьбог, нельзя глаз отвести. И хотя к Марене уже сватался Кощей, она решила добиваться взаимности Даждьбога, и предложила ему стать любовниками, заявив при этом, что хочет быть женой Кощея. Оно и понятно: Кощей Трипетович – сын Вия и Матери Сырой Земли, внук Чернобога (Чёрного Змея), властелин Подземного Царства.

Но внешне Даждьбог был настолько хорош, что заставлял сердце Мары биться сильнее. Он невольно привлекал к себе внимание окружающих. Не только любая простая земная женщина, но и Богиня была бы счастлива, если бы Тарх её заметил и выделил среди всех остальных. Не стала исключением и Марена. Он поразил её в самое сердце. Но в то же время тщеславная, амбициозная, разборчивая и меркантильная Богиня Зимней Стужи, Морока и Вечного Сна уже планировала престижный брак по расчёту с именитым, высокородным, титулованным тузом – Кощеем Трипетовичем. И тут её внутреннее «Я» раскололось надвое. Отныне одна сторона её души – холодное сердце – растаяло и уже принадлежало Тарху. А вторая сторона – прагматичная, расчётливая, изворотливая, коварная, двуличная надеялась потешить своё самолюбие и тщеславие и осуществить потребность в утверждении своего превосходства над Даждьбогом.

Как собрать своё «Я» воедино? Мара видела один выход – путём вступления в брак с Кощеем при незаконной запретной связи с Тархом. Иначе бы она не была самой собой.

Глубоко порядочный, честный, совестливый и прямой Даждьбог отказался. Для Марены это стало ударом. Ей ещё никто никогда и ни в чём не отказывал. Её женская гордость была уязвлена. И тогда она решила мстить Тарху. У неё родилась идея провернуть дельце в свою пользу и довести свою затею до нужного ей конца. Её изворотливый вероломный мозг стал вынашивать коварные планы изощрённой мести. Морена любила повелевать и властвовать, и желала вить из Тарха верёвки.

Два антипода - Мара и Тарх.
Два антипода - Мара и Тарх.

Для начала она превратила солнечного Бога в златорогого тура. Тур (вол, бык) – животное, предназначенное для тяжёлой работы. Этим превращением Марена имела в виду, что Тарх ей должен всё, а она ему – ничего. То есть он должен был проявлять о ней заботу, внимание, обеспечивать, а она – принимать все его труды и усилия как нечто само собой разумеющееся, без каких-либо вложений с её стороны. Но об этом превращении узнали его родители, и Перун заставил Марену вернуть Даждьбогу прежний облик. Что коварная ведьма и сделала, предварительно предложив Тарху взять её в жёны. Тот, естественно, ради того, чтобы она его расколдовала, согласился. Но уже тогда Марена, возвращая Даждьбогу его первоначальный вид, дала ему странное колдовское зелье, от которого молодой солнечный Бог жил в бессознательном состоянии, словно в забытьи, в мороке, в полусне. Фактически, он согласился стать её мужем не в здравом уме и твёрдой памяти, а в пьяном или наркотическом угаре. Он обрёл исходную наружность, но внутренне стал зависим от чародейки. Однако обещание жениться он выполнил, и сыграли свадьбу небесную.

В этом браке Даждьбог был оторван от реального мира. Настоящая жизнь проходила мимо него. Он не был полноправным членом семьи и участником семейных событий; их отношения контролировала хитроумная Мара. Так она отплатила Даждьбогу за нанесённую ей обиду – за нежелание Тарха следовать её жизненному сценарию и за отказ от внебрачных связей с ней. Это обличает Богиню Тьмы как крайне эгоистическую и деспотичную особу, а отношения Даждьбога и Мары вскрывает, как ситуацию, когда жена действует только для своей пользы, личной выгоды, не беря в расчёт интересы мужа. В итоге сложилась несправедливая ситуация, когда одна из сторон старается, а вторая - пожинает плоды.

Но в настоящей семье так не бывает. В семье, в семейном союзе всегда присутствует обратная связь, всегда существует энергообмен между всеми членами семьи, тем более, между супругами, иначе семья разрушается. Семья – это соединение двух любящих сердец, где каждый старается доставить друг другу радость. В семье каждому – и мужу, и жене можно расслабиться, отдохнуть, побыть самим собой, показать свою слабость, уязвимость, ранимость, и знать, что тебе всегда помогут, тебя всегда поймут и поддержат. Семья – это сила, она придаёт нам стойкости. В настоящей семье царит доверие, психологический комфорт, полное принятие с обеих сторон, а супруги испытывают взаимные разделённые чувства, уважают и ценят друг друга. Так было у Даждьбога в первой семье, со Златогоркой, до того, как он стал вдовцом.

Марена, любящая власть, коварно напустила на понравившегося ей Даждьбога морок. По сути, спаивала до брака и во время его. Говоря современным языком, Даждьбог был под воздействием ПАВ (психоактивных веществ – алкоголя и/или наркотиков). Что она добавляла ему в пищу – мухоморов или бледных поганок, отвар волчьих ягод или белладонны, мы можем только догадываться. Можно сказать, что он был в изменённом состоянии сознания, когда согласился жениться на Тёмной Богине. И такое состояние колдунья поддерживала в нём постоянно. По сути, он находился в прострации, в трансе, под гипнозом, пребывал в отрешённости, в полудрёме-полусне, жил механически. Его мозг был затуманен.

Даждьбог - Жар и Свет. Марена - Стужа и Тьма.
Даждьбог - Жар и Свет. Марена - Стужа и Тьма.

Тайна Марены в её архетипе. Архетип – архаичный тип, существующий в мире с начала Вселенной. Марена – холодная расчётливая красавица, коварная хищница. Она привыкла брать, повелевать и властвовать. Ей доставляет удовольствие владычествовать и господствовать, довлеть над другими. С точки зрения психологии, она – так называемый «давящий тип», продавливающий свою волю и отстаивающий только свои собственные интересы.

Конечно, любому мужчине, нравится внимание красивой и умной женщины, знающей себе цену. Для тех, кто любит щекотать себе нервы, наверное, союз с опасной женщиной может представлять интерес какое-то время. Но он требует от мужчины постоянного напряжения сил – нужно держать ухо востро – что ещё задумала супруга, какое ещё коленце выкинет, какой «сюрприз» преподнесёт? С такой женщиной (Богиней) не расслабишься и постоянно чувствуешь подвох с её стороны. Это уже не семейный союз, а вечная борьба.

Вечная борьба двух Начал: Добра и Зла.
Вечная борьба двух Начал: Добра и Зла.

Вот Даждьбог и попался в хитрые сети, ловко и сознательно расставленные жестокой Богиней.

Конечно, Марена не любила Кощея, но ей был важен социальный статус, она желала царить и царствовать, управлять и диктовать свою волю. А также у неё было огромное желание указать Даждьбогу на его место и продемонстрировать свою безраздельную власть над ним.

Уловки Марены сработали – она поймала Даждьбога на свой крючок. Обманом и лестью, ухищрениями и манипуляциями Богиня Зимы играла с Тархом, и приручила его, чтобы затем терзать, ранить и куражиться над ним. Доминирование над партнёром, особенно имеющим свой, отличный от неё взгляд на положение вещей, и смеющим иметь собственное мнение, доставляет ей особое наслаждение. Получить желаемое во что бы то ни стало, любыми средствами – вот девиз лютой Богини.

Архетип Марены – архаичный тип жестокой, эгоистичной, властной женщины, несущей погибель. Да, кого-то влекут опасные женщины, которым постоянно надо что-то доказывать, быть не собой, а казаться для них тем, кем хотят они. Таких нужно постоянно удерживать, завоёвывать, быть начеку; не быть тем, каков ты на самом деле, а казаться таким, каким нужен таким особам. Но подстроиться, прогнуться под них – значит, потерять себя, как личность.

В общем-то, всё это верно и в отношении опасных мужчин и падких на них женщин.

«Песни птицы Гамаюн» прямо предупреждают о последствиях брака. А о том, что это брак, а не семейный союз, мы можем судить по поведению Даждьбога и Марены.

Мы видим, что ведические правила создания семьи являются подсказкой для тех, кто хочет жить вместе долго, счастливо и гармонично.

Даждьбог не следовал этим правилам, и попался на удочку лицемерной Марены, которой было забавно наблюдать за страдающим мужем и осуществлять свой вероломный эксперимент над ним; манипулировать таким свободолюбивым, привлекательным, пассионарным, красивым мужчиной, подавлять его волю. Она была удовлетворена своей изощрённой местью.

Какие ошибки совершил Даждьбог, какие ведические принципы нарушил при создании семьи? Вот некоторые, которые сразу бросаются в глаза.

Во-первых, он не получил от Перуна и Роси их родительского благословения на женитьбу. Они были категорически против каких-либо его отношений с Марой, и, тем более, свадьбы с ней.

Во-вторых, он принял решение о женитьбе на Марене под давлением: с её стороны была угроза оставить его Златорогим Туром.

В-третьих, он принимал решение неосознанно, под влиянием пламенного порыва, в пьяном или наркотическом угаре: Марена опоила его своим зельем, сбрызнула колдовским снадобьем. Но решение о создании семьи должен принимать не воспалённый мозг, не разгорячённое тело, а трезвый, холодный, спокойный разум (РА - это свет + ум = разум, то есть просветлённый ум). Прежде чем принять ответственное умозаключение, нужно всё хорошенько взвесить, подумать о последствиях, рассмотреть все аспекты: как бы потом не пришлось жалеть о своём решении. Представить, прикинуть, а как оно будет в семье именно с этим человеком. Что ты будешь чувствовать, как ты будешь мыслить, что будешь делать и что переживать в паре с избранницей/избранником. И сравнить с тем, как ты хочешь, чтобы было в идеале. В общем, случай Даждьбога и Марены – типичный пример брака, а не семейного союза.

В-четвёртых, Даждьбог и Марена – не просто различны по своей натуре, но антиподы, антагонисты: Светлый Бог и Тёмная Богиня; Свет и Тьма; День и Ночь; Жар и Холод; Пламя и Лёд; Искра и Снег.

Жар и Холод; Пламя и Лёд; Искра и Снег.
Жар и Холод; Пламя и Лёд; Искра и Снег.

В-пятых, Даждьбог действовал, уже зная типаж (архетип) Марены как опасной и лукавой злодейки. Именно об этом его заранее предупреждали родители – Перун и Рось. Но Даждьбог всё-таки отважился на брак с ней. Тут он шёл против себя, своего глубинного «Я», против своей личности.

В-шестых, семья строится на взаимности, на разделённых чувствах. Насильно мил не будешь. Марена, как колдунья, знала о заклятиях и заклинаниях, снимающих любовный жар, и могла применить их, чтобы освободиться от своей любви к Даждьбогу.

Делаем выводы, друзья. Строим семьи, семейные союзы и избегаем браков.

При создании семейных союзов нужно и важно учитывать все аспекты, чтобы семья не превратилась в брак. «Песни птицы Гамаюн» наглядно и в красках рассказывают, что может случиться при вступлении в брак.

Мои благосклонные читатели! Чтобы не пропустить следующие публикации, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, свободно высказывайте своё мнение в комментариях и делитесь с друзьями! Удачи и всех благ!