Найти в Дзене

Гормональная терапия при менопаузе. Советы гинеколога-эндокринолога

О мифах, связанных с гормональной терапией, и правильной подготовке к климаксу рассказывает Евгения Назимова – гинеколог-эндокринолог высшей квалификационной категории, маммолог, гинеколог-хирург, врач ультразвуковой диагностики, главный врач «ДН-клиники» (Москва). Интервью Алексея Москалева с Евгенией Назимовой. Часть 1. Расшифровка видео с YouTube-канала «Путь долгожителя». Декабрь 2023 г. АЛЕКСЕЙ МОСКАЛЕВ: – У нас в гостях доктор гинеколог-эндокринолог высшей квалификационной категории Евгения Михайловна Назимова. Хочу спросить о гормонозаместительной терапии, которая сейчас активно используется для женского населения и даже для мужского. Насколько она безопасна, оправдана и с какими оговорками? ЕВГЕНИЯ НАЗИМОВА: – Прогрессивные люди, думающие о завтрашнем дне, озадачены не только тем, как жить долго (это современная медицина большинству людей уже может обеспечить), но и последние годы жизни прожить максимально качественно. Это большая проблема: есть статистические данные о том, что

О мифах, связанных с гормональной терапией, и правильной подготовке к климаксу рассказывает Евгения Назимова – гинеколог-эндокринолог высшей квалификационной категории, маммолог, гинеколог-хирург, врач ультразвуковой диагностики, главный врач «ДН-клиники» (Москва).

Ученый-биолог, профессор РАН Алексей Москалев, гинеколог-эндокринолог Евгения Назимова. Интервью с YouTube-канала «Путь долгожителя»
Ученый-биолог, профессор РАН Алексей Москалев, гинеколог-эндокринолог Евгения Назимова. Интервью с YouTube-канала «Путь долгожителя»

Интервью Алексея Москалева с Евгенией Назимовой. Часть 1. Расшифровка видео с YouTube-канала «Путь долгожителя». Декабрь 2023 г.

АЛЕКСЕЙ МОСКАЛЕВ: – У нас в гостях доктор гинеколог-эндокринолог высшей квалификационной категории Евгения Михайловна Назимова. Хочу спросить о гормонозаместительной терапии, которая сейчас активно используется для женского населения и даже для мужского. Насколько она безопасна, оправдана и с какими оговорками?

ЕВГЕНИЯ НАЗИМОВА: – Прогрессивные люди, думающие о завтрашнем дне, озадачены не только тем, как жить долго (это современная медицина большинству людей уже может обеспечить), но и последние годы жизни прожить максимально качественно. Это большая проблема: есть статистические данные о том, что последние 5-15 лет (кому как повезет) люди живут в таком качестве, что никто так жить не захочет. То, что сейчас называют активным, здоровым долголетием, – самое главное, потому что не так уж важно, сколько конкретно ты прожил, а важно – как.

Как врач гинеколог-эндокринолог я буду говорить о женщинах, и здесь есть важный аспект, который не присутствует в жизни мужчин: как бы генетически замечательно ни была устроена женщина, какой бы прекрасный образ жизни ни вела, как бы хорошо ни питалась, – все равно в определенном возрасте ее яичники прекратят работу, перестанут вырабатываться важные гормоны эстрогены и, прежде всего, эстрадиол. С этого момента в организме женщины наступают очень серьезные изменения, независимо от того, проявляются ли они визуально, мучается от них женщина или нет. Этот факт нужно принять абсолютно всем и понять, что этот процесс не может пройти бесследно. На сегодняшний день единственный способ компенсировать недостаток гормонов либо сгладить его проявления – назначение менопаузальной терапии. Конечно, самой эффективной является гормональная терапия.

Гормональная терапия. Фотограф Marta Branco. Источник www.pexels.com
Гормональная терапия. Фотограф Marta Branco. Источник www.pexels.com

Многие не понимают разницу между заместительной терапией женскими гормонами и менопаузальной, но она принципиальная, потому что заместительная гормональная терапия (ЗГТ) – это вообще не про менопаузу, а про ситуации, когда по разным причинам у молодой женщины, не достигшей 45 лет, возникает дефицит эстрадиола, и тогда мы назначаем ей терапию гормонами. Это вообще не должно обсуждаться: если молодая женщина, у которой должен быть хороший уровень эстрадиола, вдруг остается без этого гормона, – это то же самое, что не лечить женщину без щитовидной железы L-тироксином, или не лечить женщину с сахарным диабетом первого типа инсулином. Если гормона нет, его нужно восполнять. Все риски и особенности назначения у этой категории женщин отличаются от женщин в менопаузе.

Менопаузальная гормональная терапия (терапия женскими половыми гормонами при своевременном наступлении менопаузы после 45 лет) – это уже стратегия сохранения качества жизни, потому что формально мы признаем, что менопауза – физиологический процесс, яичники в определенном возрасте должны прекратить функционирование. Так задумано природой и эволюцией, хотя в этом есть некоторая несправедливость. Понятно, что природа хотела убрать у женщины репродукцию (возможность рожать детей). Каждая женщина рождается с определенным количеством яйцеклеток, новые никогда не образуются, и этот багаж женщина всю жизнь носит с собой (от миллиона до полутора миллиона яйцеклеток при рождении). Все, что на нас воздействует (радиация, химические компоненты, лекарства, курение, алкоголь), воздействует и на яйцеклетки, их качество с течением времени существенно снижается. Если бы женщины имели возможность рожать детей после 50, – это были бы практически исключительно генетически неполноценные дети, поэтому понятна задумка природы убрать эту функцию. Но, к сожалению, вместе с репродуктивной, у женщин отнимается и гормональная функция, в отличие от мужчин.

Любая женщина должна готовиться к менопаузе. Фотограф Antoni Shkraba Studio. Источник www.pexels.com
Любая женщина должна готовиться к менопаузе. Фотограф Antoni Shkraba Studio. Источник www.pexels.com

Я не говорю, что каждая женщина после наступления менопаузы должна принимать гормоны. Категорически нет. Но в идеале любая женщина должна готовиться к менопаузе, а при ее наступлении получать какую-то терапию: либо гормональную (если у нее есть желание и нет противопоказаний), либо негормональную – при адекватном назначении и комплексном подходе мы можем работать таким инструментом достаточно эффективно.

Я 24 года работаю врачом, и за это время ничего не изменилось: как было в России меньше 1% женщин, нуждающихся в терапии, но не получающих ее, так до сих пор и есть, к сожалению. На мой взгляд, проблема в катастрофически низкой информированности. Пациенты часто информированы неправильно, уже давно все по-другому, но до сих пор существует огромное количество непонятно откуда берущихся мифов. А самое ужасное, что такие же мифы прочно живут в умах некоторых врачей. Я еще в 2012 году была на конгрессе гинекологов, куда приезжали достаточно просвещенные врачи, лучшие гинекологи России. Когда задали вопрос: «Поднимите руки, кто боится гормонов?» – среди такой аудитории до 60% процентов подняли руки. Гормонофобия у нас жива до сих пор: чем сложнее разбираться в теме, тем больше возникает страхов.

На сегодняшний день есть два опасных подхода. Первый: лучше я не буду ничего принимать (или назначать, если говорить про врачей, тем более, что сейчас достаточно сложная юридическая ситуация в медицине), либо второй еще более опасный подход: назначать гормоны всем без разбора. Увы, часто гормональную терапию назначают даже не врачи, а health-коучи, нутрициологи, что категорически недопустимо, и делают они это чаще всего неправильно.

Ко мне иногда приходят пациентки с назначениями, в которых не только женские половые гормоны, но и андрогенные, в большинстве случаев непонятно для чего, это не приводит к улучшению самочувствия. Из-за таких ситуаций и тиражируется миф о побочных эффектах гормональной терапии, потому что они попробовали неадекватную терапию, и получили плохой результат. Действительно, у этих женщин достаточно часто развиваются проблемы с гормонозависимыми органами: маткой, молочными железами.

Советы гинеколога-эндокринолога. Фотограф MART  PRODUCTION. Источник www.pexels.com
Советы гинеколога-эндокринолога. Фотограф MART PRODUCTION. Источник www.pexels.com

Крайности в случае назначения гормонов недопустимы. Есть определенные показания для менопаузальной терапии, должно быть проведено тщательное обследование. Есть достаточно хорошие клинические рекомендации, они прекрасно решают среднестатистические случаи, в них прописан обязательный объем обследований, которые должна пройти любая женщина перед решением, что ей делать дальше. Большинство обследований можно пройти в рамках ОМС в поликлинике совершенно бесплатно. Это не всегда быстро и просто, но это возможно.

Потом мы вместе с пациенткой обсуждаем, какие у гормональной терапии есть плюсы и минусы, после чего принимаем решение. Плюсов должно быть однозначно больше. В случае, если женщина не готова регулярно наблюдаться (это обязательное условие!) и контролировать анализы, то речи про гормональную терапию не ведем вообще, это исключено. Она должна быть готова обсуждать эту ситуацию снова через какие-то периоды времени (не реже раза в год), потому что сегодня ей может быть показана терапия конкретным препаратом, а через год ситуация может измениться, и мы должны либо поменять препарат, либо схему приема, либо вообще отменить терапию – такое тоже возможно.

Клинические рекомендации – это не исчерпывающий список, а необходимая база, без которой мы никуда двигаться не можем. Если у женщины есть возможности и желание провести более детальный чекап, – конечно, это очень помогает. Чем больше информации мы получаем, тем более таргетно, персонализированно можем назначить терапию. Но базовые шаги обязательны: если после них женщина получает гормональную терапию, то польза от нее неизмеримо больше, чем возможные гипотетические факторы риска.

Менопаузальная гормональная терапия. Фотограф Los Muertos Crew.  Источник www.pexels.com
Менопаузальная гормональная терапия. Фотограф Los Muertos Crew. Источник www.pexels.com

Продолжение следует.

Если вам близки идеи автора, напишите нам и мы расскажем о вас! Мы в Телеграм. Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой ссылки на данный канал.