Найти в Дзене
Наталья Швец

Евдокия-Елена, часть 5

Иллюстрация: яндекс. картинка Поохав и поахав, царица Наталья Кирилловна обратила внимание на юную княжну Марию Юрьевну Трубецкую. Уж больно хороша девка была! Даже Даредждан Арчиловна на ее фоне меркла. Ибо Машка смотрелась словно ангел с небес спустившийся. Даже голосок был такой нежный, будто хрустальный. Но больше всего устраивало, что ее родня подле молодого Петрушеньки постоянно кругами ходила, зазывно поглядывая. Надо сказать, что семейство Трубецких считалось весьма знатным. Князь Юрий Петрович Трубецкой, родоначальник рода, был стольником при покойном государе Алексее Михайловиче, держал скипетр при коронации царя Федора Алексеевича. Его двоюродный дед Алексей Никитич Трубецкой и вовсе был крестным юного Петра, даже подарил ему на крестины одно из своих имений... Чем не пара обожаемому сыночку? – Вот это то, что мне надо, – громко объявила Нарышкина. И тут же понесла языком чесать с придворными боярынями, какую лапушку сыночку своему приглядела. Видимо, урок с грузинской
Иллюстрация: яндекс. картинка
Иллюстрация: яндекс. картинка

Поохав и поахав, царица Наталья Кирилловна обратила внимание на юную княжну Марию Юрьевну Трубецкую. Уж больно хороша девка была! Даже Даредждан Арчиловна на ее фоне меркла. Ибо Машка смотрелась словно ангел с небес спустившийся. Даже голосок был такой нежный, будто хрустальный. Но больше всего устраивало, что ее родня подле молодого Петрушеньки постоянно кругами ходила, зазывно поглядывая.

Надо сказать, что семейство Трубецких считалось весьма знатным. Князь Юрий Петрович Трубецкой, родоначальник рода, был стольником при покойном государе Алексее Михайловиче, держал скипетр при коронации царя Федора Алексеевича. Его двоюродный дед Алексей Никитич Трубецкой и вовсе был крестным юного Петра, даже подарил ему на крестины одно из своих имений... Чем не пара обожаемому сыночку?

– Вот это то, что мне надо, – громко объявила Нарышкина. И тут же понесла языком чесать с придворными боярынями, какую лапушку сыночку своему приглядела. Видимо, урок с грузинской царевной на пользу не пошел. Естественно царевна Софья Алексеевна стала подозрительно поглядывать в княжью сторону… Впрочем, ей даже вмешиваться не пришлось. Без нее все решилось.

О предстоящей свадьбе уже вовсю шептались в царском тереме села Преображенское. Дошли слухи и до оставшиеся в живых после стрелецкого бунта Нарышкины. Родственник царя, боярин Тихон Стрешнев, узнав, кого царица хочет взять в невестки, мгновенно воспрепятствовал. Вместе с Нарышкиными они сильно опасались, что этот брак усилит и без того большую роль   влиятельного семейства, чего никак нельзя было позволить. А дабы вдовая царица не стала особо возражать, просто напомнили, кто мать у будущей невесты.

– И-и-и, – запричитала царица, когда ей об этом сказали, – как же я забыла, что Ирка, родная сестра князя Василия Голицына, полюбовника царевны Софьи. Всюду эта Сонька проклятая прошлась! Нет, Машка пусть и хороша, но не пойдет!..

После чего мгновенно отказалась от этой идеи, словно никогда ее и не вынашивала. Надо сказать, боярышня Марья не особо огорчилась, когда об этом сообщили. Девица она была умная и прекрасно понимала, что этот брак выгоду лишь семейству Трубецких сулит. Ей же самой же радости будет мало… В ее функции будет входить только детей рожать и все обиды молча сносить. Так что повезло девке. Вскоре вышла удачно замуж и сватовство царское с содроганием вспоминала...

Зато Прасковье теперь отдуваться приходится. Если девушка правильно поняла из таинственных перешептываний дворовых, батюшку Иллариона Лопухина едва удар не хватил, когда Тихон Никитич Стрешнев ему объявил, что царица хочет дочку посмотреть. При этом не стал скрывать: им требуется многочисленная родня будущей царской жены, которая во всем бы подчинялась и зависела от их благодеяний. Лопухины для этой цели, подчеркнул он, подходят просто идеально.

Прасковья явственно представляла, чем этот разговор закончился. Родитель, никак не ожидая, что сможет стать царским тестем, с размаху рухнул на колени и, не обращая внимания на боль от удара, завопил:

– Ой, благодетель ты наш! Да я, да мы…

Дядька Стрешнев отмахнулся.

– Не до объятий сейчас, делами отслужишь! Девку приготовь, ее сама царица смотреть будет!

Глупый батюшка, глупый... Как не сообразил, что это он Нарышкиным честь оказывает куда большую, чем они ему. От радости, что с царской родней породниться, совершенно забыл насколько Лопухины знатный род. Его предки вели начало от двух князей: Рюриковича Мстислава Владимировича Тмутараканского, выходца из Черниговского княжества, и касожского (адыгейского) князя Редеди, которого Мстислав победил в поединке (1022 г.). Рюрикович пленил жену и сыновей Редеди, окрестив их и дав имена Роман и Глеб. Потомок последнего Василий, в простонародье Лопуха, и стал родоначальником Лопухиных.

А Нарышкины же вели свое происхождение от крымского татарина Нарышки, въехавшего в Москву в 1463 г... Мог бы хотя бы словом напомнить. так нет же, униженно на коленях ползал и все норовил края кафтана своего благодетеля поцеловать. Ни о чем не хотел думать, кроме того, чтобы скорее дочку за царя замуж отдать. С таким восторгом побежал Наталье Кирилловне руку лобзать т с таким жаром к ее длани прилип, что она даже покраснела...

Можно подумать, горько вздохнула Прасковья, ей с царицей жить придется… Тут главное, молодому царю по душе прийтись. А с ним ее никак знакомить не желали, словно боялись чего-то. Несколько позже князь Борис Иванович Куракин, кстати, женатый на второй дочери Лопухина, Ксении оставил описание Прасковьи в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»:

«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которые были уже явны на весь свет…»

Простим князю его слова… По крайней мере, он честно признал, кто оказался виноват в том, что у молодых супругов дело не заладилось.

Предыдущая публикация по теме: Евдокия-Елена, часть 4

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке