Найти в Дзене

Грузовики "Уайт-АМО".

Исторические автомобили. Издалека это экспонат на выставке старинных автомобилей и антиквариата "Олдтаймер-Галерея 2020" смотрелся какой-то рухлядью на больших колёсах. Вблизи всё оказалось гораздо интереснее. "Уайт-АМО" Американские 3-тонные грузовики White TAD выпускались в период с 1914 по 1917 год. Во время Первой мировой войны Русской императорской армии было поставлено около 5 тысяч грузовых автомобилей этой марки. Советскому государству грузовики достались в основном в неисправном виде и требовали полного восстановительного ремонта. В октябре 1918 года в Москву, на ещё не достроенный завод АМО, начали централизованным порядком со всей страны поступать автомобили "Уайт". Автомобили приходили в разобранном виде, внавалку. Со следующего года на заводе занялись восстановлением этих машин. Чтобы ставить эти машины на ход, требовалось изготовление большого количества новых деталей. Порой из нескольких автомобилей комплектовали один. К 1923-му г восстанавливаемые 3-тонные машины White

Исторические автомобили.

Издалека это экспонат на выставке старинных автомобилей и антиквариата "Олдтаймер-Галерея 2020" смотрелся какой-то рухлядью на больших колёсах. Вблизи всё оказалось гораздо интереснее.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Американские 3-тонные грузовики White TAD выпускались в период с 1914 по 1917 год. Во время Первой мировой войны Русской императорской армии было поставлено около 5 тысяч грузовых автомобилей этой марки. Советскому государству грузовики достались в основном в неисправном виде и требовали полного восстановительного ремонта. В октябре 1918 года в Москву, на ещё не достроенный завод АМО, начали централизованным порядком со всей страны поступать автомобили "Уайт". Автомобили приходили в разобранном виде, внавалку. Со следующего года на заводе занялись восстановлением этих машин. Чтобы ставить эти машины на ход, требовалось изготовление большого количества новых деталей. Порой из нескольких автомобилей комплектовали один. К 1923-му г восстанавливаемые 3-тонные машины White TAD более чем на половину состояли из деталей, изготовленных на отечественных предприятиях, в основном на самом АМО, что позволяло говорить об их частично собственном производстве. Таким образом с 1919 по 1924 гг на заводе АМО выпустили 131 автомобиль, получивших обозначение "Уайт-АМО". Имея уже опыт по ремонту этих машин и производству нужных агрегатов инженеры завод АМО полностью переработали чертежи 3-тонного "Уайта", подготовив их к серийному производству "с нуля" под названием "АМО У-3", однако в итоге было решено приступить в Москве к промышленному производству 1,5-тонных грузовиков АМО Ф-15 по образцу машины FIAT 15-Ter. А ведь завод мог пойти совсем по другому пути. Давайте перенесёмся в начало ХХ века.

В основе машины лежала рама изготовленная из двутавра, спереди она выпирала полукругом, благодаря чему грузовики "Уайт" безошибочно узнавались среди других грузовых автомобилей того периода. Автомобиль грузоподъёмность в 3 тонны развивал скорость до 20 км/час, что ограничивалось не только мощностью двигателя, но и отсутствием пневматических шин. Колеса оснащались так называемым "грузолентами" (резиновыми бандажами, одетыми поверх литых колес).

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Запасных частей для "Уайтов" уже не оставалось. По сохранившимся блокам были созданы чертежи, а затем и модели, и опытным путем, методом проб и ошибок воссоздали технологию отливки блоков новых моторов. За время этих проб было отлито и выброшено свыше 100 блоков моторов "Уайт" в разной стадии готовности, пока не удалось получить приемлемых результатов.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Контуры заготовки коленчатого вала высверливались из цельной металлической плиты, а затем обрабатывались для придания заготовке нужной формы обычными напильниками. 4-цилиндровые двигатели "Уайт-АМО" рабочим объёмом 3 684 см/куб и мощностью 30 л.с. при 1 400 об/мин выпускались в Москве до 1924 года. Их устанавливали на отремонтированные грузовики.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Крутящий момент от коробки передач на задние колеса передавался карданным валом через редуктор и цепную передачу.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Цепная передача сохранялась на грузовых автомобилях достаночно долго. Дело в том, что передаточное число должно быть большим, поэтому при карданной трансмиссии шестерня заднего моста приобрела бы огромный диаметр. Применить двойную передачу или колёсные редукторы тогда ещё не догадались. При цепной передаче задача решалась проще.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Не надо думать где педаль сцепления или тормоза - нажимай как написано. Педали с регулировкой по вылету.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Многофункциональное, как сейчас сказали-бы, рулевое колесо с рычажками регулировки опережения зажигания (верхний) и регулировкой холостых оборотов двигателя (нижний).

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Радиатор по типу грузовика "Уайт" на АМО даже не пытались изготавливать; на отремонтированные шасси ставился радиатор собственного производства. Первое, что пришло в голову глядя на цилиндры по бокам радиатора - амортизаторы радиатора. Но тогда амортизаторы ещё не изобрели, да и слишком большие они для радиатора. На самом деле это генератор освещения. В то время в фарах применялись ацетиленовые горелки, а для выработки ацетилена и применялись эти самые ёмкости в верхней части которых находился резервуар с водой, а в нижней лежал карбид кальция. Водитель открывал краник, вода начинает капать на карбид, и в результате химической реакции образовывался горючий газ - ацетилен. Он по трубкам поступал в фары, где и сгорал в горелках. Регулировкой подачи воды настраивали интенсивность освещения.

В музее "Моторы войны" экспонируется восстановленный "Уайт-АМО" 1919 года.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Эта машина несколько отличается от представленной выше.

"Уайт-АМО"
"Уайт-АМО"

Фотографии из личной коллекции 2020 и 2025 гг.

Именные мотоциклы - https://dzen.ru/a/aKg_Ug270iF9TAMj
Ford Cargo -
https://dzen.ru/a/aCR_Qojb4WZEni8Z
Танцы и интриги -
https://dzen.ru/video/watch/6854044c5685340432030d35?collection=author%3Aa1c6a5bf-2459-43a3-87ee-3017c56be6ad&order=reverse