Джеймс Такер почувствовал сильный удар в затылок, перед глазами поплыли цветные пятна, в ушах зазвенело. Он попытался обернуться и увидел своего коллегу Оберна Кэллоуэя с молотком в руке. Кэллоуэй бил снова и снова, теперь по капитану Дэвиду Сандерсу, по бортинженеру Эндрю Петерсону. Такер попытался расстегнуть ремень безопасности, но пальцы не слушались, а Кэллоуэй продолжал наносить удары.
Это случилось 7 апреля 1994 года на высоте около 9700 метров над штатом Арканзас. Рейс 705 компании Federal Express выполнял грузовой перелёт из Мемфиса в Сан-Хосе.
Четверо мужчин в кабине. Все коллеги, все профессионалы. Через 25 минут после взлета кабина превратится в бойню.
Фиолетовая стрела
Federal Express — это не просто служба доставки. Это империя логистики с фиолетово-оранжевым логотипом. В распоряжении FedEx целая армия сотрудников, собственные авиа- и грузовой транспорт.
Самолеты Federal Express летают каждый день, сотни рейсов. Почти всегда без пассажиров, только груз. Но есть исключение: jumpseating. Так называется практика, когда пилоты и другие работники компании могут бесплатно лететь на рейсах FedEx, чтобы добраться до места следующей смены.
7 апреля экипаж рейса 705 состоял из троих. Капитан Дэвид Сандерс, 49 лет, ветеран ВМС США, опытный пилот с безупречной репутацией. Его помощник Джеймс Такер, 42 года, тоже прошел флот, тоже летал годами без единого происшествия. Бортинженер Эндрю Петерсон, 39 лет, профессионал в своем деле. Все трое работали в FedEx много лет. Все знали свое дело. Все доверяли друг другу.
Четвертым был Оберн Кэллоуэй.
Он тоже был бортинженер. Он тоже должен был быть в составе экипажа этого рейса. Но накануне Кэллоуэй превысил допустимое время полета всего на одну минуту. Формальность, ничего серьезного. Но правила есть правила, он летел пассажиром, где его ждала следующая смена.
Правда, было несколько странностей. Кэллоуэй сел в зоне за кабиной пилотов, имея доступ к экипажу, хотя по правилам пассажир должен находиться в задней части самолета. Но что такого? Они же все сотрудники одной и той же компании, коллеги. Зачем ему сидеть одному среди ящиков с грузом? Вполне естественно, что он хочет быть с людьми.
Еще одним странным моментом было то, что Кэллоуэй принес с собой гитарный футляр. Длинный черный кейс, который он аккуратно убрал в галерею сразу за кабиной. Необычный багаж для пилота? Может быть. Но Кэллоуэй объяснил, что играет на гитаре и хочет потренироваться в свободное время. Никто не стал задавать лишних вопросов.
И было еще кое-что.
Перед взлетом бортинженер Петерсон проводил стандартную проверку систем. И заметил, что автоматический выключатель для диктофона переговоров в кабине отключен. Cockpit Voice Recorder — устройство, которое записывает все разговоры пилотов во время полета. Он должен работать всегда. Петерсон включил диктофон обратно, решив, что отключение могло быть случайностью или следствием предыдущего рейса, и не стал придавать этому значения. Это было ошибкой.
Три маленьких нарушения. Каждое объяснимо.
Двадцать минут
Взлет прошел штатно. McDonnell Douglas DC-10-30F — надежная грузовая машина, рабочая лошадка Federal Express. Самолет набрал высоту, небо ясное, турбулентности нет. Пилоты спокойно переговаривались. Такер проверял приборы. Сандерс держал курс. Петерсон следил за системами. Кэллоуэй молча сидел чуть позади, наблюдая за коллегами.
Прошло около 25 минут.
Кэллоуэй поднялся с кресла и вышел, сказав что-то про гитару, хочет проверить. Никто не обратил внимания. Человек вышел размяться. Но гитары в футляре не было. Внутри находились тяжёлые молотки и ружьё, предназначенное для подводной охоты. Кэллоуэй взял один из молотков, вернулся в кабину.
Удар.
Первым пострадал Такер. Удар пришелся в затылок с такой силой, что помощник почти потерял сознание. Мир поплыл, зрение затуманилось. Такер попытался повернуться, но тело не слушалось.
Кэллоуэй развернулся к Сандерсу. Капитан успел только вскинуть руку., реакция была запоздалой, удар пришелся частично на руку, частично на голову. Петерсон попытался расстегнуть ремень, встать, но Кэллоуэй был быстрее. Удар. Еще один. Еще. Сильная боль, однако, Петерсон не потерял сознание.
Это заняло секунды. Главным оружием Кэллоуэя была внезапность: коллеги были пристегнуты ремнями безопасности, сидели в тесных креслах, не могли свободно двигаться, да к тому же они не ожидали нападения, в отличие от него.
Кэллоуэй вышел из кабины, вернулся уже с подводным ружьем. Его лицо было спокойным, почти безразличным.
Петерсон увидел наконечник, нацеленный ему в грудь. И сделал единственное, что мог: схватил его. Кэллоуэй попытался выстрелить, но Петерсон держал крепко. Они тянули оружие каждый на себя. В это время Сандерс успел расстегнуть ремень и бросился на Кэллоуэя. Капитан обхватил нападавшего руками, попытался повалить на пол. Петерсон не выпускал оружие. Шла ожесточенная борьба в тесном пространстве кабины.
А самолет летел без управления.
Такер, едва держась в сознании, понял: если он не возьмет штурвал, они все умрут. Он дотянулся до рычагов управления. Голова раскалывалась, в глазах двоилось, но он видел: Кэллоуэй побеждает, а Сандерс и Петерсон теряют силы, ещё несколько секунд, и нападающий завершит задуманное.
Такер принял решение. Он ввёл DC-10 в резкий крен, почти доведя самолёт до инвертированного положения.
Гравитация как союзник
Представьте: тяжелый грузовой самолет, летящий на высоте около 9700 метров, внезапно почти переворачивается вверх дном. Кэллоуэй, Петерсон и Сандерс взметнулись к потолку кабины. Они ударились о жесткий металл, Кэллоуэй не удержал свое ружье. Молоток грохнулся где-то в стороне.
На несколько секунд бой прекратился. Все трое пытались сориентироваться. Но Такер не давал передышки. Он вывел самолет из крена, затем снова направил в крутой вираж. Влево, вправо. Вверх. Вниз.
Каждый раз, когда Такер видел, что Кэллоуэй берет верх, он бросал самолет в новый безумный маневр. Это было похоже на игру. Смертельную, абсурдную игру. Единственное, что оставалось в его распоряжении — это законы физики. Он швырял тела своих коллег и тело убийцы по кабине, надеясь, что удача будет на стороне жертв.
Но управлять самолетом в таком состоянии почти невозможно. Травма головы лишила Такера чувствительности в одной руке. Он тянул штурвал, не ощущая пальцев. В ушах звенело так громко, что он не слышал криков позади. Приборы показывали критические значения. Самолёт перешёл в опасное снижение с резким набором скорости, данные бортовых самописцев позже подтвердят, что параметры полёта приблизились к критическим.
Такер из последних сил потянул штурвал на себя. Он тянул. Тянул. Самолет сопротивлялся.
И наконец, выровнялся.
Такер стабилизировал машину. Но позади, в кабине, снова раздался глухой удар. Кэллоуэй поднялся, схватил молоток и снова начал бить. Петерсон и Сандерс были на грани, оба едва держались на ногах. Травмы головы, сломанные кости, рваные раны, но они продолжали драться.
Сандерс схватил Кэллоуэя за руку с молотком. Они боролись. Кэллоуэй был сильнее: он тренировался годами, практиковал боевые искусства, был в хорошей физической форме. Но у Сандерса было то, чего не было у Кэллоуэя. Ярость.
Сандерс рванул руку Кэллоуэя на себя, развернул, выкрутил запястье. Молоток упал. Капитан схватил его, ударил.
Один раз. Второй. Третий. Наконец Кэллоуэй перестал сопротивляться. Он лежал на полу, окровавленный, избитый, но живой. Петерсон держал его, не давая подняться.
Бой закончился. Они победили. Однако, самолет еще нужно было посадить.
Посадка мертвецов
Такер сидел за штурвалом, почти не чувствуя тела. Он знал: еще несколько секунд, и он потеряет сознание. Сандерс подошел к нему. Лицо капитана было искалечено, один глаз не открывался, он твердо сказал:
— Я сажаю. Ты не сможешь.
Они поменялись местами. Сандерс взял управление, объявил чрезвычайную ситуацию, запросил экстренную посадку в Мемфисе, оттуда они взлетели больше 25 минут назад. Диспетчеры расчистили воздушное пространство. Полоса 36L ждала их.
Но была проблема.
Самолет был заправлен. Полный бак топлива — это огромный вес, вес, который намного превышает допустимый для безопасной посадки. Обычно в таких случаях пилоты сливают топливо в воздухе или кружат над аэропортом, вырабатывая горючее. Но у Сандерса не было времени.
Позади на полу лежал Кэллоуэй. Петерсон держал его, нападающий начал шевелиться и пытался встать.
Сандерс прекрасно понимал, что если они не сядут прямо сейчас, Кэллоуэй соберется с силами и начнет всё заново. Капитан повел самолет на снижение. Он видел полосу впереди, видел огни аэропорта, видел единственный шанс остаться в живых.
Самолет пошел на посадку.
Касание было жестким, металл заскрежетал, резина покрышек взвизгнула. Но все обошлось, DC-10 постепенно замедлялся, в конце-концов, остановившись.
Они сделали это.
Через несколько секунд к самолёту подъехали полицейские машины, скорые, пожарные.
Все были в недоумении: зачем Кэллоуэй это сделал?
Крупная страховая выплата
Следователи обыскали дом Кэллоуэя, допросили его бывшую жену. Подняли служебные документы FedEx и постепенно картина сложилась.
Оберн Кэллоуэй был разведен. У него было двое детей, которых он очень любил. После развода дети остались с матерью, но Кэллоуэй продолжал их поддерживать. Он хотел, чтобы у них было все самое лучшее: хорошее образование, достойная жизнь, никаких финансовых проблем.
Проблема была в том, что у самого Кэллоуэя были долги и трудности на работе. Служба безопасности в FedEx начала расследование против него. Кэллоуэй подозревался в фальсификации записей о налете часов. Он якобы записывал больше времени, чем летал на самом деле. Это серьезное нарушение. За это увольняют.
Слушание было назначено аккурат на 8 апреля 1994 года. На следующий день после того рейса.
Кэллоуэй знал, что если его уволят, он потеряет все: работу, доход, возможность помогать детям. Но самое главное, он потеряет страховку.
У FedEx была программа страхования жизни для сотрудников. Если пилот погибал при исполнении служебных обязанностей, его семья получала выплату. Крупную сумму, порядка нескольких миллионов долларов. Этого хватило бы, чтобы погасить все долги, оплатить образование детей, обеспечить им будущее.
Кэллоуэй принял решение.
Он умрет героем, погибнет в авиакатастрофе при исполнении долга. Его семья получит страховку. Дети будут обеспечены.
Но для этого нужно было устроить катастрофу: подняться на борт с оружием, устранить экипаж, затем направить самолет в землю. Падение уничтожит все улики. Кэллоуэй предусмотрел даже риск записи разговоров в кабине и отключил диктофон перед взлетом. Чтобы никто никогда не узнал правду.
После этого следователи точно решат: авария. Он продумал, вроде, всё. Однако он не учел, что трое его жертв окажутся сильнее, чем он думал.
Приговор
Суд над Кэллоуэем состоялся в 1995 году. Обвиняемый пытался использовать защиту по невменяемости. Его адвокаты утверждали: Кэллоуэй действовал в состоянии временного психоза, вызванного стрессом и депрессией.
Присяжные не поверили.
Доказательства были слишком очевидны. Кэллоуэй планировал нападение и осуществил предварительную подготовку. Это не действия безумца. Это действия человека, который знал, что делает. Суд приговорил Кэллоуэя к пожизненному заключению в федеральной тюрьме. Он находится там и по сей день.
Он хотел быть хорошим отцом, а для этого он был готов убивать.
Как сложилась судьба экипажа?
Сандерс, Такер и Петерсон выжили. Врачи сделали все возможное, но повреждения были слишком серьезными. Все трое получили тяжёлые травмы головы, после которых вернуться к коммерческим полётам уже не смогли.
Сандерс получил переломы черепа, повреждение зрительного нерва. Такер — травма головного мозга, частичный паралич, повреждение суставов. Петерсон — множественные переломы, повреждение нервной системы.
Они больше никогда не сели за штурвал коммерческого лайнера. Небо забрали у них навсегда.
В 1994 году Ассоциация пилотов авиалиний наградила всех троих Золотой медалью за героизм. Это высшая награда, которую может получить гражданский пилот. Ее дают за исключительную храбрость и самопожертвование.
Сандерс, Такер и Петерсон заслужили ее сполна.
Подписывайтесь на мой Telegram, там я публикую то, что не входит в статьи.