Найти в Дзене
ЛИТИНТЕРЕС

Синдром Стендаля. Когда красота бьет наповал

Синдром Стендаля. Этот термин звучит как диагноз для библиофила или коллекционера старинных романов. Но тут немного другое. Это состояние в той или иной степени знакомо каждому, кто замирал от восторга в музее или у древних стен. Только вот у Стендаля, человека с исключительной чувствительностью, оно проявилось с пугающей силой. Кадр из фильма "Красное и черное" по роману Стендаля Любопытно, что, несмотря на множество описаний, официальную медицинскую прописку синдром получил только в конце XX века. Его систематизировала итальянский психиатр Грациэлла Магерини, изучившая более сотни похожих случаев среди туристов Флоренции. Кто такой Стендаль и что с ним случилось во Флоренции? Это известный французский писатель Мари-Анри Бейль, известный миру под псевдонимом Стендаль, автор бессмертных романов "Красное и черное" и "Пармская обитель". В юности он, кстати, был солдатом наполеоновской армии и видел пожар Москвы, масштабное и пугающее зрелище. Но настоящее потрясение настигло его в мирной
Оглавление

Синдром Стендаля. Этот термин звучит как диагноз для библиофила или коллекционера старинных романов. Но тут немного другое. Это состояние в той или иной степени знакомо каждому, кто замирал от восторга в музее или у древних стен. Только вот у Стендаля, человека с исключительной чувствительностью, оно проявилось с пугающей силой.

Кадр из фильма "Красное и черное" по роману Стендаля
Кадр из фильма "Красное и черное" по роману Стендаля

Любопытно, что, несмотря на множество описаний, официальную медицинскую прописку синдром получил только в конце XX века. Его систематизировала итальянский психиатр Грациэлла Магерини, изучившая более сотни похожих случаев среди туристов Флоренции.

Кто такой Стендаль и что с ним случилось во Флоренции?

Это известный французский писатель Мари-Анри Бейль, известный миру под псевдонимом Стендаль, автор бессмертных романов "Красное и черное" и "Пармская обитель". В юности он, кстати, был солдатом наполеоновской армии и видел пожар Москвы, масштабное и пугающее зрелище. Но настоящее потрясение настигло его в мирной Италии, в тишине флорентийской базилики Санта-Кроче.

Свои переживания Стендаль подробно описал в дневнике. Читаем запись от 19 января 1817 года:

"Там, направо от входа, гробница Микеланджело. Дальше гробница Альфьери работы Кановы: я сразу узнал величественную фигуру Италии. Затем я увидел гробницу Макьявелли, а против Микеланджело покоится Галилей. Какие люди! И вся Тоскана могла бы присоединить к ним Данте, Боккаччо, Петрарку. Какое необыкновенное собрание! Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением...
Я уселся на ступеньках молитвенной скамейки, уперся закинутой назад головой в пюпитр, чтобы удобнее было разглядывать потолок, и любовался Сивиллами Вольтеррано, испытывая, быть может, самое сильное наслаждение, какое когда-либо получал от живописи. Я был уже охвачен некоей восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством..."

А дальше Стендаль вышел на улицу и не смог удержаться на ногах. Он ощущал экстаз, переходящий в физиологический коллапс: учащенное сердцебиение, дрожь в ногах, ощущение надвигающейся потери сознания. Ему потребовалось сесть на скамейку. Его сознание буквально переполнилось красотой.

-2

Искусство сбивает с ног и поднимает на ноги

Головокружение, учащенное сердцебиение, даже галлюцинации от сосредоточения шедевров в конце XX века итальянские психиатры назвали синдромом Стендаля. Считается, что чаще всего он настигает впечатлительных путешественников именно во Флоренции, этом сгустке гениальности под открытым небом. Говорят, от 10 до 20 случаев в год происходит.

Но может быть, тут сказывается то, что именно во Флоренции местные врачи классифицируют такие недомогания как синдром Стендаля. Возможно, в других местах такие случаи не выделяют особо.

Интересно, что у этого состояния есть литературные родственники. Вспомним рассказ русского писателя Глеба Успенского "Выпрямила". Его герой, измученный житейской суетой, видит в Лувре статую Венеры Милосской. Этот миг соприкосновения с идеальной гармонией, с вечной красотой действует на него исцеляюще, "выпрямляет" его согнутую душу. Тот же род катарсиса, очищающего потрясения, который испытал Стендаль. Разница в том, что француза красота едва не повалила с ног, а героя Успенского - поставила на ноги.

Сам Стендаль, анализируя свои ощущения, пришел к парадоксальному выводу: "Для счастья лучше, говорил я себе, иметь бесчувственное сердце". В этом есть своя горькая правда. Способность до дрожи, до головокружения ощутить присутствие гения - удел очень чувствительных натур. И дар, и бремя.

В наш век скоростей и поверхностных впечатлений синдром Стендаля кажется редким аристократическим недугом. Он напоминает, что настоящее искусство требует погружения. Что стоит замедлиться в музейном зале или у старой фрески, позволить себе погрузиться в нее. И если от этого хотя бы немного закружится голова - значит, душа жива и отзывается на зов прекрасного.

_________________________________

1. Поддержать канал донатом можно здесь.
2. Приглашаем на наш сайт "Литинтерес". Там новые статьи появляются раньше!
3. А еще ждем вас в нашей группе ВКонтакте. И в Телеграме