Я много читала Марининой в 1990-х, когда она только появилась, тогда я её обожала. Сейчас перечитала - с лёгким разочарованием. Детективы Марининой вовсе не литературные шедевры, какими они мне казались в молодости. Хотя, конечно, если сравнивать со всем остальным отечественным криминальным палп фикшном в разноцветных обложках, особенно с современным… даже сравнивать неловко, в этой категории Марининой по-прежнему равных нет.
Так вот, «Шестёрки умирают первыми». Сюжет сложносплетённый.
В Подмосковье завёлся снайпер-маньяк, раз в неделю убивает по молодому мужчине. Тем временем на Урале на заводе, который перерабатывает металлолом, содержащий драгметаллы, проворачивается криминальная схема: фирмы-однодневки покупают у завода эти самые драгметаллы за копейки, а потом гонят их за границу даже не за рубли, а за полновесные доллары. ОБЭП начинает следствие, как вдруг убит милиционер, который вёл дело в Южноуральске, и сотрудник московского Совинцентра, через который шли контакты с иностранцами, а следователя ОБЭП кто-то пытается подставить, обвинив во взятке, которую тот получил, якобы, чтобы спустить дело на тормозах. И маньяком, и драгметалловыми убийствами, и подставой ОБЭПовского следователя занимается группа Каменской.
Сюжетные линии начинаются по отдельности, к середине сплетаются, а к финалу и вовсе сливаются в одну. Разгадка видна задолго до последних страниц, тем не менее, конец неожиданный, зрелищный (спойлер: биг бадабум 💥), да и наблюдать, как Маринина сводит воедино людей, события, место и время - удовольствие.
При всех недостатках (о них ниже), детектив мне понравился. Забористая литература и качественная. Сюжет сложный, при этом всё описано подробно и внятно, следить за происходящим легко. Движется размеренно, без суеты, но общий темп бодрый, и писательница его выдерживает до самого финала.
Что Марининой удалось даже лучше, чем хитросплетённая интрига - это персонажи. В каждом, включая преступников, есть черта, которая заставляет читателя за этого героя болеть, потому что герой, даже последний мерзавец, делается читателю близок и дорог.
И все жизненные. Немножко подретушированные, но похожи на настоящих, ведут себя и разговаривают, как живые люди.
Роман очень визуальный. Такое впечатление, что не сериал снимали по книгам, а наоборот, Маринина в своём воображении смотрела фильм и записывала его словами. Сцены идеально разбиты по длительности и содержанию, подчёркнуты детали внешности и обстановки, чтобы создать нужную картинку. Не знаю, рассчитывала ли Маринина на экранизацию с самого начала, но что эта экранизация своим успехом не в последнюю очередь обязана первоисточнику - факт.
Из минусов, а их немного, - финал. Я не поняла, чтО именно случилось. Заранее кто-то в машину взрывчатку заложил? Или один из подорвавшихся с собой принёс? Впрочем, на этой стадии это уже неважно, так что минус незначительный.
Значительным минусом для меня неожиданно оказалась главная героиня. Она бесит. Каменская имеет существенные проблемы со здоровьем, при этом она курит, как паровоз, питается чОрти-чем и ведёт настолько малоподвижный образ жизни, насколько это физически возможно. А ещё Каменская не умеет готовить, и вообще мещанский быт не для неё, она интеллектуальной деятельностью занята. А также - на случай, если читатель позабыл - Каменская НЕ ГОТОВИТ!
Перечитывать роман не буду, но интересно было бы посчитать, сколько раз Маринина упоминает, что Каменская не готовит. Такое ощущение, что минимум раз двадцать.
Автор явно в юности пере-читала классики, где романтическая героиня непременно должна быть возвышенно неприспособленной к практической жизни и болезненной, и сделала Каменскую именно такой. Но слушайте, мы же не в девятнадцатом веке живём. Тридцатипятилетняя женщина страдает серьёзными заболеваниями, ничего не делает, чтобы их предотвратить или вылечить, более того, старательно их усугубляет. Ещё и гордится этим. В чём, спрашивается, повод для гордости?
И с готовкой этой… Да поняли, поняли мы уже, что Каменская к плите не подходит на пушечный выстрел. Мы не против, не хочешь готовить, не готовь, но - опять - гордиться-то тут чем?
🤷🏻♀️
В качестве компенсации за бесячую ГлавГероиню вот вам ещё достоинство детектива: в нём практически нет пропаганды честности, неподкупности и бескорыстности милиции. За весь роман один эпизод:
В заключение деталь, которая ни плюс, ни минус, но занятная: в романе есть продакт плейсмент. Маринина прямо и открыто рекламирует определённые марки косметики и продуктов. Впечатление, конечно, портит, но в 90-е рекламу включали буквально во всё, в быстрорастворимой литературе её и сейчас можно встретить. К тому же, возвращаясь к началу этого отзыва, смотря с чем сравнивать. Кофе и лак для ногтей ещё не самый плохой вариант. Мне как-то попался роман другой знаменитой и (более не)уважаемой писательницы, где рекламировались противозачаточные таблетки, которые на самом деле давали жутчайшие побочные эффекты, а авторша расписывала их как эликсир здоровья и долголетия. Маринина до ТАКОГО всё-таки не опускалась.
ИТОГО
Детектив хорош. Любителям отечественной криминальной прозы рекомендую. Ещё более рекомендую фанатам сериала, особенно если вы не читали первоисточник.
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Покупайте детектив А. Марининой «Шестёрки умирают первыми»:
Читай-город 📚🛒
Book24 📚🛒
*****************
Другие интересные статьи книжного ХорГромДзена: