Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Бедность - не порок. О трудолюбии и любви к роскоши

Дорогие братья и сестры, переходим к новой теме, которую святитель Иоанн Златоуст затронул в беседе 20 на послание к Ефесянам. Святитель Иоанн говорит об угрозе браку, которая происходит от любви к богатству и от недовольства бедностью. Это, наверное, очень больная мозоль для нашего времени. Времена сменились. Сегодня у нас - эпоха потребления. Жизнь стала намного комфортнее той, что была в четвертом веке. И комфорт расслабляет мужчин. Поэтому, пересказывая слова святителя, все-таки хочется сказать и о трудолюбии, от которого происходит достаток в семье. С другой стороны, проблему сребролюбия обостряет социальная несправедливость в обществе. Избыток одних разжигает желание такого избытка у тех, кто живет в скромных условиях. Как же христианам жить в этих обстоятельствах? Если бы святитель Иоанн жил сегодня, он бы мог сказать так: "Пусть никто не упрекает ближнего в бедности, пусть никто не будет привязан к деньгам, и – все будет решено. Пусть жена не говорит мужу: "Ты ленивый, трусли
Источник ирзображения: smolenskijhram.ru
Источник ирзображения: smolenskijhram.ru

Дорогие братья и сестры, переходим к новой теме, которую святитель Иоанн Златоуст затронул в беседе 20 на послание к Ефесянам.

Святитель Иоанн говорит об угрозе браку, которая происходит от любви к богатству и от недовольства бедностью. Это, наверное, очень больная мозоль для нашего времени. Времена сменились. Сегодня у нас - эпоха потребления. Жизнь стала намного комфортнее той, что была в четвертом веке. И комфорт расслабляет мужчин. Поэтому, пересказывая слова святителя, все-таки хочется сказать и о трудолюбии, от которого происходит достаток в семье. С другой стороны, проблему сребролюбия обостряет социальная несправедливость в обществе.

Избыток одних разжигает желание такого избытка у тех, кто живет в скромных условиях. Как же христианам жить в этих обстоятельствах?

Если бы святитель Иоанн жил сегодня, он бы мог сказать так: "Пусть никто не упрекает ближнего в бедности, пусть никто не будет привязан к деньгам, и – все будет решено.
Пусть жена не говорит мужу: "Ты ленивый, трусливый и малодушный неумеха! Такой-то вырос в такой же бедной семье, как ты, но был предприимчивым, где-то взял кредит, где-то не побоялся и рискнул, работал в разных городах, и нашел хорошие деловые контакты, и теперь его жена одевается по последней моде, имеет большой гардероб, много драгоценных украшений, ездит на дорогой машине с личным водителем, у них большой дом в престижном районе, и всю работу в доме выполняют служанки и наемные работники. Они ходят на крутые вечеринки и отдыхают в дорогих отелях на лучших курортах. А ты все работаешь на своей унылой работе, зарабатываешь копейки, все работаешь на других и даже не пытаешься начать свое дело".
Пусть жена не говорит этого и ничего подобного, потому что она – тело, долг ее не управлять главой, но слушаться и повиноваться".

Тут надо сказать, что Златоуст не говорит здесь о мужчинах, которые по какой-то причине потеряли работу и легли на диван грустить, пока жена работает. Притом он от нее требует денег на сигареты и чтобы она содержала дом в чистоте и вкусно готовила. Нет. Тут речь о честных мужчинах, которые работают, как могут.

Далее мы видим из слов святителя, что речь идёт о зависти к роскоши, которую вообще-то мало кто может себе позволить, так что это наставление относится к максимальному кругу людей. Не только к реально живущим в ограничениях, но и к в общем-то к живущим неплохо, хотя и без слуг и шика.

Много специальностей малооплачиваемых сегодня. Есть простые работы: работяги на заводах и фабриках, кладовщики, продавцы в магазинах, строители... - такие работы, которые не требуют особенных умений, а только простого трудолюбия. С одной стороны, не все мужчины могут быть менеджерами или высококвалифицированными специалистами. Кому какие таланты от Бога даны - на такой работе и работает человек.
С другой стороны, все эти работы нужны нашему обществу. Кто-то их должен выполнять. Бывает, человеку приходится ради семьи совмещать несколько рабочих мест: в одно время работать сторожем, в другое - садовником или уборщиком. А кому-то приходится целый день проводить на такой простой работе, и он приходит домой уставшим, так что работать на двух работах нет никакой возможности. Как же тяжело такому мужчине, когда он приходит домой, слышать укоры жены по поводу того, что он мало зарабатывает!

Можно привести и другую группу специальностей: учителя и врачи - это специальности, которые требуют от человека призвания и таланта, но к сожалению, в наши дни вознаграждаются мало. Работать в бесплатной школе или бесплатной медицине не выгодно. Если врачи и учителя будут искать больших заработков, это будет означать, что лечиться в нашей стране можно будет только за большие деньги, и качественное образование будут получать только богачи. И это сегодня происходит: все чаще школьникам приходится обращаться к репетиторам, а больные обращаются в платные клиники. В частных клиниках мы видим тех же врачей, которые принимают и в государственных больницах.

Трудяге, чтобы обеспечивать семью, стоит искать работодателя честного, который платит зарплату регулярно и без задержек. Конечно, хорошо искать работу, где платят побольше, но выше головы не прыгнуть. Каждая специальность имеет предел вознаграждения. Да и не все могут вдруг наняться к самым лучшим и честнейшим работодателям.

Зависть же к красивой жизни, которую транслируют по телевидению, в кино и в видео-блогах, пределов не имеет. Кто-то живёт в двушке, переделанной в трёшку, потому что в семье появился второй ребёнок другого пола (дочка после рождения мальчика), и не жалуется, а кому-то подавай дорогие отпуска на морях и распиаренных курортах, иначе это - не жизнь.

Если муж трудится как умеет, и старается заботиться о семье, жена не должна упрекать его в бедности и понуждать искать больших заработков. В этом случае лучше посмотреть вокруг и увидеть людей, которые живут беднее. Ведь много сегодня, например, матерей-одиночек, есть жены, чьи мужья стали инвалидами, не говоря уже о тех, чьи мужья пьют или играют в азартные игры. И взявший кредит легко может разориться и зарабатывать не на одну свою семью, но и на выплату процентов банку, ради погашения непомерного долга. Потому хотя бы тем женам, кто живёт с мужем не пьющим в своем жилье, который может и не возит семью на море в пятизвездочный отель, но и не просаживает деньги понапрасну, а заботится о семье, не стоит упрекать мужа в том, что он не старается разбогатеть.

Если молодой муж будет ездить по командировкам, ища где больше платят, жене придётся заниматься с ребёнком одной, и самые главные первые годы жизни ребёнок не будет видеть отца. Так, на корабле человек может заработать больше, чем на суше. Или мужчина может стать дальнобойщиком, ездить на большие расстояния и не видеть семью. Жене мужчины, который, скажем, работает на заводе или на фабрике, или в магазине стоит радоваться, что ее муж не уезжает из дома на полгода или на месяц-другой, а каждый день возвращается домой.

И развитие собственного дела тоже бывает требует от мужа много внимания, так что он мало времени будет уделять семье. Например, молодая семья начинала с маленького киоска на рынке. Потом - магазинчик, потом - несколько бизнесов, дорогая машина, поездки за границу. А сыновья тем временем гуляли по дворам, приучились к алкоголю и прочим вредностям, так что оба погибли раньше родителей. Вот что делает желание богатства.

Но и муж, если слышит укоры жены, как имеющий власть, не должен браниться или прибегать к рукоприкладству. Муж, укоряемый от жены несправедливо, должен уговаривать ее и убеждать, как менее рассудительную, а не распускать руки.

Муж-христианин, как только вступит в брачный союз с молодой женой, с первого дня должен учить ее добродетелям - целомудрию, кротости, скромности, честности. Должен объяснять, что бедность - вовсе не является злом. Злом является нарушение заповедей Господних, обман и нанесение ущерба ближним. Муж должен учить жену не только словами, но и образом своих действий. Все в жизни муж должен делать, ради благоугождения Господу, и даже любить жену и заботиться о ней не столько ради нее самой, сколько ради Христа.

Будучи сам послушен заповедям Господним, он получит силу убедительности для своих слов, и этим сможет верно настроить домашних. А настроивший своих домашних таким образом муж не получит и укоров от жены.

Главное стремление верующего человека - честно и качественно исполнять свою работу, чтобы Имя Господне прославлялось. Так поступающий человек делает мир лучше. Карьеризм, стремление к максимальной зарплате, повышению дохода организации или к повышению по службе - это ложные цели, из-за которых у нас в обществе только развивается инфляция и разрушается человеческое отношение к ближним. И на семье стремление к богатству отражается. Дети и супруги не получают внимания и любви, стараются душевную пустоту заглушить внешним комфортом и удовольствиями мира сего. Этому должны противостоять мы, христиане.

Ну а честный труд добродетельного мужа, так или иначе, будет вознагражден от Бога. Хорошие работники всегда ценятся работодателями, без самого необходимого такой человек не останется. Пусть он не будет богат, не будет иметь слуг и много имущества, но любовь будет царить в его семье и дети вырастут добродетельными, если забота о семье для отца семейства будет важнее по сравнению с гонкой за высоким прибытком.

Иван.

-2

Подозрительность разрушает любовь

Муж должен организовать порядок в доме так, чтобы все поступали по-Божьему