Прошлый, 2024 год, стал одним из лучших для прогрессив-метала за всю его историю. Такие гиганты, как Opeth, Devin Townsend, Ihsahn и Leprous, выпустили свои magnum opus, и планка ожиданий на 2025-й была невероятно высока. И хотя в этом году, возможно, было меньше знакомых имён, выдавших нечто гениальное, 2025-й всё равно не подвёл.
Главным событием стало, конечно же, возвращение «крёстных отцов» жанра — Dream Theater — в своём золотом составе с барабанщиком Майком Портным после почти 15-летнего перерыва! Кроме того, надёжные титаны вроде Between the Buried and Me, Amorphis и Green Carnation продолжили радовать нас качественной музыкой, а множество менее известных групп доказали, что могут тягаться с «большими парнями».
Итак, какие же альбомы взорвали нам мозг за последние 12 месяцев?
Мы расположили их по дате выхода, а не по рейтингу. Делитесь в комментариях, согласны ли вы с нашим выбором и какие альбомы мы, возможно, упустили!
Dream Theater — Parasomnia
Дата выхода: 7 февраля
После их раскола в 2010 году мало кто верил, что Майк Портной и Dream Theater когда-либо официально воссоединятся. И вот, в конце 2023 года Портной вернулся домой, и фанаты замерли в ожидании: сможет ли группа воссоздать свою классическую магию?
В итоге их альбом-воссоединение стал отличным компромиссом между звучанием группы 2010-х и их фирменными фишками из прошлого. Parasomnia — это, безусловно, их самая сильная работа со времён A Dramatic Turn of Events (2011). Альбом сохранил всё лучшее из эры Манджини, но добавил к этому концептуальные амбиции, цепляющие хуки («Bend the Clock»), ностальгическую химию («In the Arms of Morpheus») и отсылки к былым триумфам («Midnight Messiah»). Это одновременно и праздник прошлого, и уверенный взгляд в будущее.
Fractal Universe — The Great Filters
Дата выхода: 4 апреля
За десять лет существования Fractal Universe стали одними из лидеров французского прогрессив-дэт-метала наравне с Gojira. Их новый альбом — это глубокое погружение в смесь мелодичного дэта в духе Opeth и In Flames с джаз-фьюжном и классикой а-ля Cynic и King Crimson.
Здесь есть всё: гортанный вокал, спокойные атмосферные передышки, эксцентричная сложность и даже изящные партии фортепиано и саксофона. Этот музыкальный коктейль ещё никогда не был таким вкусным.
Tómarúm — Beyond Obsidian Euphoria
Дата выхода: 4 апреля
Мы уже называли второй альбом Tómarúm одной из лучших прог-блэк-метал пластинок всех времён, и он просто обязан был попасть в этот список. Beyond Obsidian Euphoria превосходит их дебют во всём: он более разнообразный, цельный, отточенный и мелодичный, устанавливая новую планку для всего поджанра.
Открывающий и закрывающий треки — это великолепная кинематографичная симфония. Между ними — чистая блэк-металлическая ярость («Blood Mirage») и космические акустические зарисовки («Shed This Erroneous Skin»), которые плавно перетекают друг в друга. Это почти единое музыкальное полотно, дарящее настоящую эйфорию.
Benthos — From Nothing
Дата выхода: 11 апреля
Дебютный альбом итальянцев Benthos заслуживал большего внимания в 2021 году. К счастью, их вторая работа From Nothing получила признание, которого они достойны. Группа смешивает прог-метал, маткор и пост-хардкор, создавая звуковую вселенную, где «точность сталкивается с непредсказуемостью, а мелодия — с безумием».
Концептуально альбом исследует, как человечество формировало общество. Музыкально — это атмосферная агрессия в духе The Contortionist, танцевальное безумие и даже племенная воинственность. За этой группой определённо стоит следить.
Rivers of Nihil — Rivers of Nihil
Дата выхода: 30 мая
Как и Dream Theater, Rivers of Nihil столкнулись с серьёзным вызовом: им нужно было доказать, что группа может существовать без одного из ключевых участников — вокалиста Джейка Диффенбаха. И хотя их одноимённый альбом, возможно, не такой экспериментальный, как шедевр 2018 года Where Owls Know My Name, он не сильно от него отстаёт.
Это невероятно сфокусированная, отточенная и цепляющая работа. Треки «The Sub-Orbital Blues», «Despair Church» и «House of Light» содержат одни из самых запоминающихся мелодий и инструментальных партий в их карьере. 50 минут чистой мощи и красоты без единого слабого момента.
Avkrvst — Waving at the Sky
Дата выхода: 13 июня
Ещё один молодой проект, который выстрелил со второго раза. Дебют норвежцев Avkrvst был хорош, но Waving at the Sky шагнул на новую территорию — более яростную и разнообразную. Это приквел к первой пластинке, продолжающий историю об одиноком человеке, сходящем с ума в хижине. Альбом сочетает в себе хрустящую тоску Anekdoten с лесной магией Midlake, создавая прекрасно-тревожный опыт, который вы не скоро забудете.
Green Carnation — A Dark Poem Part I: The Shores of Melancholia
Дата выхода: 5 сентября
Green Carnation — мастера качества, а не количества. Их новый альбом — первая часть мрачной трилогии, вдохновлённой поэзией Артюра Рембо. Темы отчуждения и экзистенциализма пронизывают каждую ноту, но группа, как всегда, облекает мрак в легко усваиваемую форму: нежные куплеты, гимновые припевы и со вкусом сделанные аранжировки. Особенно выделяется прог-эпопея «Too Close to the Flame» и потрясающая баллада «Me My Enemy». Немногие ветераны сцены остаются такими же стабильными.
Between the Buried and Me — The Blue Nowhere
Дата выхода: 12 сентября
BTBAM тоже пережили перестановку: это их первый альбом без гитариста Дасти Уоринга, причём его место никто не занял. И, как и Rivers of Nihil, им нужно было доказать свою состоятельность. Да, местами альбом слишком напоминает их прошлые работы. Но в других моментах группа смело уходит в более лёгкое, красочное и ретро-звучание, напоминающее Haken, Gentle Giant и даже прог-рок 80-х. The Blue Nowhere не революционен, но это уверенный и очень приятный старт новой главы в их карьере.
Amorphis — Borderland
Дата выхода: 26 сентября
Amorphis — редкий пример группы, которая с возрастом становится только лучше (или, по крайней мере, прогрессивнее). Borderland — это шаг вперёд по сравнению с их предыдущим альбомом Halo. Сюрпризов здесь мало, но это безупречно исполненная работа. Вокалист Томи Йоутсен, как всегда, на высоте, переключаясь между мощными хуками и дьявольским рыком. Музыканты создают для него плотный, сложный и завораживающий фон с сияющими клавишными и эпичными гитарами. Мастера своего дела.
An Abstract Illusion — The Sleeping City
Дата выхода: 17 октября
Шведская группа An Abstract Illusion создаёт «атмосферные гимны из тундры». Их третий альбом — это уникальная смесь прогрессив-дэта и блэка с арпеджированными синтезаторами и саундскейпами, напоминающими саундтреки к научной фантастике 80-х. Представьте себе зловещую версию музыки из меню Final Fantasy VII, скрещённую с зимней тоской Borknagar и техничностью Dream Theater. Это зрелищный финал для одного из главных прог-метал-секретов 2025 года.