Найти в Дзене

Аристон (Ч. 57). «Научная Вера» Вернадского: Как учёные-новаторы «ставят цель выше жизни»?

"Свет Научной Веры", иллюстрация создана сетью Грок Предыдущая статья цикла здесь. В предыдущей части мы говорили о фундаментальном выборе между принятием мира как иллюзии (Веданта) и активным совершенствованием его (Ноосфера) для достижения бессмертия здесь, на Земле. Именно для этого необходима новая парадигма познания. Академик В.И. Вернадский, похоже, чувствовал эту необходимость ещё в начале ХХ века. Все его исследования были подчинены созданию новой парадигмы, которая могла бы прийти на смену ньютоновской картине мира, так же как Ньютон когда-то изменил средневековые представления. «Коренное изменение научного понятия о времени и исчезновение из картины мира всемирного тяготения... если они окончательно войдут в общее сознание... положат такую же непереходимую грань между нашим пониманием строения космоса и идеями XIX столетия, какую положило в своё время это самое обобщение И. Ньютона между научным новым и древним или средневековым миропониманиями.» Однако, Вернадский не успел с
Оглавление
"Свет Научной Веры", иллюстрация создана сетью Грок
"Свет Научной Веры", иллюстрация создана сетью Грок

Предыдущая статья цикла здесь.

В предыдущей части мы говорили о фундаментальном выборе между принятием мира как иллюзии (Веданта) и активным совершенствованием его (Ноосфера) для достижения бессмертия здесь, на Земле. Именно для этого необходима новая парадигма познания.

Академик В.И. Вернадский, похоже, чувствовал эту необходимость ещё в начале ХХ века. Все его исследования были подчинены созданию новой парадигмы, которая могла бы прийти на смену ньютоновской картине мира, так же как Ньютон когда-то изменил средневековые представления.

«Коренное изменение научного понятия о времени и исчезновение из картины мира всемирного тяготения... если они окончательно войдут в общее сознание... положат такую же непереходимую грань между нашим пониманием строения космоса и идеями XIX столетия, какую положило в своё время это самое обобщение И. Ньютона между научным новым и древним или средневековым миропониманиями.»

Однако, Вернадский не успел создать эту новую парадигму полностью. В такой ситуации особое значение приобретает категория, до сих пор мало привлекавшая внимание: научная вера.

«Научная Вера»: Движущая Сила Открытий

«Научная вера» – это нечто большее, чем просто принятие фактов. Как писал Вернадский:

«В действительности «научная вера» является в истории науки могущественным, созидательным фактором, теснейшим образом связанным с научным исканием и научным творчеством, в общем от них неотделимым.»

Она может быть сравнима с религией лишь по форме своего психического проявления, но не по характеру лежащих в её основе данных. Так же в научной вере принципиально исключён фанатизм.

Эта вера не только приводила к открытиям, но и заставляла учёных «идти по пути научного творчества... вопреки всяким внешним препятствиям, позволяла и позволяет человеку ставить цель и задачи научных исканий не только выше житейского блага, но и выше жизни

Именно такой подход позволяет учёным, подобным Охатрину (с микролептонами), идти вперёд, несмотря на нападки и непонимание ортодоксальной науки.

«Никакого Страха»: Прощание с Жизнью и Бесконечность Поиска

Вернадский сам являлся ярчайшим примером человека, обладающего такой «научной верой». Он неоднократно выражал своё отношение к смерти без страха:

В 1923 году: «Страха смерти у меня нет и никогда не было. Чувство мгновенности жизни – чувство вечности и чувство ничтожности понимания окружающего и себя самого.»

На закате жизни, в 1942 году: «Готовлюсь к уходу из жизни. Никакого страха. Распадение на атомы и молекулы. Если что и может оставаться – то переходит в другое живое, какие-нибудь не единичные формы «переселения душ», но в распадении на атомы (и даже протоны). Вера Вивекананды неопровержима в современном состоянии науки

Здесь Вернадский удивительным образом связывает научное понимание распада на атомы с идеей «переселения душ» (в некой форме) и верой Вивекананды о бесконечной жизни сознания. Он видел перспективу научного поиска безграничной.

В 1931 году он выразил своё отношение к «разгадке» смерти, как к «детскому лепету», бесконечно далекому от реальности, подчеркивая, что истинное понимание лежит за пределами текущих представлений.

Таким образом, Вернадский заложил основу для понимания, что смерть – это не конец, а трансформация, и что наша задача – через научную веру постигать и совершенствовать этот мир, а не избегать его. В этом и заключается суть новой парадигмы, которая продолжает развиваться.

Вопрос для читателей Дзена

Как вы понимаете «Научную Веру» Вернадского: это форма идеализма, или это необходимый инструмент для прорывных открытий, когда логика и эксперимент ещё не могут дать исчерпывающий ответ?

Продолжение здесь.