Найти в Дзене
Navygaming Channel

Как был сорван обед на "мамаше подводных лодок"/22/ Сигнальщик заметил «Какой-то столб воды" и лодка пропала…"

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны. "Сегодня утром вернулся я, наконец, к своему отряду, который стоит сейчас в бухте невдалеке от порта. Теперь наш отряд представляет уже солидную флотилию из целой серии подводных лодок и одного транспорта, который служит для нас нашей главной мастерской, где исправляют
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Предлагаю
именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по
возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые
высказывания и выводы автора воспоминаний спорны.

4 октября

"Сегодня утром вернулся я, наконец, к своему отряду, который стоит сейчас в бухте невдалеке от порта. Теперь наш отряд представляет уже солидную флотилию из целой серии подводных лодок и одного транспорта, который служит для нас нашей главной мастерской, где исправляются все повреждения ло­док, нашим складом, где находится на хранении все лишнее имущество отряда, общей нашей «кают-ком­панией», и наконец общим жильем, поэтому этот последний и получил у нас название «мамаши подвод­ных лодок».
Подводные лодки Сибирской флотилии в бухте Разбойник, залив Стрелок. 1911 год
Подводные лодки Сибирской флотилии в бухте Разбойник, залив Стрелок. 1911 год

К осени 1905 года Отряд подводных лодок Владивостокского порта увеличился, к действующим почти полгода субмаринам ("Дельфин", "Касатка", "Скат", "Фельдмаршал граф Шереметьев", "Налим", "Сом", "Форель", "Осетр", ) добавилась "Щука", которая была доставлена из Петербурга в сентябре 1905 года, за ней - "Кефаль", "Палтус", "Бычок", "Плотва". Таким образом до окончания русско-японской войны во Владивостоке удалось сосредоточить 13 подводных лодок. Их действие обеспечивала плавбаза подводных лодок "Шилка" (бывший транспорт "Эрика"). "Беспокойное хозяйство", иначе не скажешь, )).

"Сегодня во время обеда на этой «мамаше» мы были взволнованы неприятным событием, которое всполошило всю нашу кают-компанию. Едва только все наши «подводники», вернув­шиеся с утренней практики ныряния, уселись за стол, как с вахты вбежал в кают-компанию рассыльный - с известием, что с одной лодкой несчастие. Все, конечно, немедленно бросили обед и уст­ремились наверх.
Оказывается, произошло следующее. Около полудня с мостика нашего транспорта, который считался в нашем отряде флагманским кораблем, сигнальщики неожиданно усмотрели под­водную лодку, которая в боевом положении прибли­жалась к бухте; когда уже вблизи, узнали в ней одну из лодок нашего отряда, начальник приказал под­нять сигнал, которым предписывалось этой лодки «присоединиться к отряду и стать на бочку».

Небольшая, по сути, запись, но многообещающая, так как она свидетельствует о том, что русским подводникам удалось организовать плановую (или почти плановую) боевую подготовку, в частности с отработкой навыков по погружению и всплытию. Причем всеми исправными лодками и регулярно!

Подводная лодка "Дельфин"
Подводная лодка "Дельфин"
"Со слов сигнальщика, который наблюдал за этой лодкой, немедленно после подъема этого сигнала, он вдруг заметил «Какой-то столб воды" и лодка пропала… Не было никакого сомнения - что с лодкой про­изошло какое-то несчастие (так в источнике). Немедленно были спущены шлюпки, и все мы рассыпались по месту предполагаемой катастрофы.
Погода, на удачу нам, стояла прекрасная, - на поверхности моря не было заметно даже ряби, что должно было в большой степени способствовать на­шим поискам, так как место возможного несчастия лодки легко могло обнаружиться по признакам: либо пузырьками воздуха, идущими со дна, либо по масляным пятнам на поверхности воды..."

Можно только приветствовать такую оперативность, хотя сложно представить, что бы моряки делали, если бы нашли место затопления подводной лодки? Спасательного судна типа "Волхов" тогда не было (тем более на Дальнем Востоке). Спустили бы водолазов?

В любом случае, затонувший снова "Дельфин" как то ведь подняли!

Подводная лодка "Щука" типа "Сом" на Невском судомеханическом заводе, 1905 год
Подводная лодка "Щука" типа "Сом" на Невском судомеханическом заводе, 1905 год
"Однако сколько мы ни старались найти что-либо похожее на эти признаки, так ничего подобного обнаружить нам и не удалось. Бог ведает, надолго ли еще затянулись бы эти наши неприятные поиски, и сколько еще времени мы продолжали бы волноваться за участь несчастной лодка, если бы случайно кому-то, благодаря телефону, который соединял нашу бухту с портом, не уда­лось обнаружить, что та лодка, которую мы считали погибшей, преблагополучно стоит, ошвартовавшись у набережной порта".

Как видим, к осени 1905 года не только решился вопрос с помещениями для команды и базированием подводных лодок в отдельной бухте, и даже была обеспечена телефонная связь между плавбазой ПЛ и портом!

В тоже время мы зря начали радоваться - порядка и дисциплины на отряде не прибавилось, если командир подводной лодки мог себе позволить подобное самоуправство (самостоятельность).

Подводная лодка "Осетр", бывшая "Протектор" фирмы ЛЭК, США, 1904 год (название из Госкаталога)
Подводная лодка "Осетр", бывшая "Протектор" фирмы ЛЭК, США, 1904 год (название из Госкаталога)
"Оказывается, эта лодка, проходя случайно мимо бухты, где мы стояли, решила попутно не надолго зайти к нам, но когда заметила сигнал, предлагав­ший ей «присоединиться к отряду и стать на бочку», она резонно решила, что гораздо приятнее стоять в порту у города, чем где-то в бухте и под боком у начальства производить практику ныряния со всеми прочими лодками отряда, почему снова нырнула и скрылась из вида, а затем преспокойно пошла в порт… Подводная лодка ведь всегда имеет в своем распоряжении возможность оправдаться, что она не видела в перископ сигнала «адмирала» и потому не
исполнила его приказания..."

Случай кому-то покажется "забавным", более того - анекдотичным, но если себя поставить на место командира отряда, то ситуация достаточно странная, более того - критическая. Подобный факт может свидетельствовать как о низкой исполнительной дисциплине командира субмарины, который вместо возвращения к месту стоянки самовольно меняет пункт назначения. Так и о слабой требовательности со стороны лейтенанта Плотто (командира Отряда).

Увольнительная записка Отряда подводных лодок Владивостокского порта
Увольнительная записка Отряда подводных лодок Владивостокского порта

И если это не анекдот (и выдумках, которых не мало в этих дневниках), пут можно высказать два предположения. Или командиром подводной лодки был кто-то из "новичков" (Быков, Поярков, Панютин или Никофораки), или наоборот - самый опытный и независимый, тот же самых князь Трубецкой (накануне перевода на Балтику), или кто-то из "самостоятельных" (может тот же Белкин).

А может все гораздо проще - по плану учения проходящая мимо места стоянки подводная лодка по плану должна была вернуться как раз в порт, и тогда увидев (или не увидев) сигнал с требованием "встать на бочку" вместе со всеми в удаленной "от цивилизации" бухте, благоразумно сделала вид, что ничего не было, )). Что тут скажешь, как было на самом деле мы вряд ли узнаем.

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).