Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Кому в море вы продали 12-дюймовые снаряды?"/23/ От Кунашира до Пескадорских островов за трое суток? "Новик" завидует молча...

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Нельзя не признать и тот факт, что при прочтении этих "дневниковых записей" формируется впечатлений, что автор намеренно старается показать больше негатива, чем реальное положение дел. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые высказывания и выводы автора воспоминаний спорны. "До какой наглости, однако, дошло «хозяйничание» в нашем порту. Отмечу следующий случай
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи отражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
проводит отбор сведений, которые хочет отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для читателей (как он думает). Нельзя не признать и тот факт, что при прочтении этих "дневниковых записей" формируется впечатлений, что автор намеренно старается показать больше негатива, чем реальное положение дел. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. И главное - некоторые высказывания и выводы автора воспоминаний спорны.

7 октября

"До какой наглости, однако, дошло «хозяйничание» в нашем порту. Отмечу следующий случай, свидетелями которого был весь экипаж одного транспорта, снаряжавшегося здесь в порту и хо­дившего в нашу осажденную неприятелем крепость с грузом орудий, боевых запасов и продовольствия. Случай этот настолько циничен и возмутителен, что я на страницах своего дневника сделаю для него неко­торое исключение - буду не совсем скромным. Передам его со слов участника похода этого зло­получного транспорта. Русскому обществу не мешает познакомиться с такими «деталями» войны, которые от него скрыты.
Общий вид Порт-Артура
Общий вид Порт-Артура

С первых слов видно, насколько автор дневника "возмущен" и горит желанием "добиваться справедливости", или в крайнем случае - проинформировать "общественность". Скажу сразу - поднимаемая тема в данной статье крайне важна, но требует четких и ясных доказательств. Мы же в очередной раз видим, по словам автора, что он пересказывает произошедшее "со слов "участника похода", разумеется, не открывая его имени. В настоящее время, когда СМИ выдают "новости" не раскрывая "источника", - это как правило или дезинформация, или просто ложь. И да, наш "принципиальный лейтенант" не тянет на "рыцаря без страха и упрека", даже на "Дон Кихота не "тянет", ИМХО.

«Я был во Владивостоке, плавая на судах Тихо­океанской эскадры под начальством адмирала С. Собственно, плавали-то мы, а адмирал больше занимался «спасением отечества», празднуя несуще­ствующие победы и обильно поливая их шампанским".

Под "адмиралом С" здесь, по всей видимости имеется ввиду вице-адмирал Н.И.Скрыдлов, который принял "флот в Тихом океане" (вернее то, что от него осталось) 9 мая 1904 года во Владивостоке, и "героически" им командовал до 20 декабря 1904 года (практически до падения Порт-Артура). Сложно сказать о каких "плаваниях" идет речь - возможно про действия отряда владивостокских крейсеров, но согласимся с тем, что конкретно Скрыдлов в "боях и походах" особо замечен не был - в справке В.Ю. Грибовского указано - "управлял с берега и координировал действия".

Владивостокская эскадра, рисунок из журнала "Нива"
Владивостокская эскадра, рисунок из журнала "Нива"
"В это время в Порт-Артур отправлялись военные транспорты с боевыми припасами и провиантом. Задачей этих транспортов было - прорвать японскую блокаду и принести помощь осажденной крепости. Для этого морское ведомство покупало где-нибудь за границей старый пассажирский или грузовой пароход, платило за него безумные деньги, приводило во 'Владивосток и нагружало соответствующим грузом. Пароходы эти были такие, что на них не рискнул бы отправиться ни один даже опытный моряк. Но так как все это предназначалось в Артур, который де все покроет, - о морских качествах такого судна не заботились".

Очень интересное заявление, но которое вызывает вопросы. То что до войны крепость Порт-Артур активно снабжалась по морю, для чего использовались пароходы Добровольного флота, пароходы Восточно-Китайской железной дороги, не исключено, что и другие, в том числе иностранные пароходы зафрахтованные для таких целей, известно. Однако с началом войны, а главное - с началом тесной блокады крепости с моря и нахождении у ее границ почти всего японского флота это снабжение прекратилось. Например, есть данные, что пароходы "Верно", "Георгий", "Князь Алексей" буквально накануне объявления война доставили в Порт-Артур грузы продовольствия, а вот пароход Добровольного флота "Манчжурия" был остановлен японцами и захвачен в начале войны. Не думаю, что после этого в крепость могли регулярно прорываться гражданские пароходы с продовольствием или с боевыми припасами. Тут боевой корабль не мог прорваться, а речь идет о "купцах".

Порт-Артур. Сухой док и доковые мастерские
Порт-Артур. Сухой док и доковые мастерские

Достоверно известно, что русское командование не прекращало попыток установить связь с осажденной крепостью и обеспечить ее снабжение продовольствием и боеприпасами. Однако, по словам В.Ю.Грибовского пароходы не покупались "за бешеные деньги" как говорит наш "правдивый рассказчик", а фрахтовались, причем отдавалось предпочтение иностранным судам - возможно в надежде на то, что иностранному судну будет проще пройти вдоль китайских берегов - "мало ли куда идет торговать "немецкий или британский купец". Однако за все время осады Порт-Артура в крепость смогли прорваться только два парохода с продовольствием, один из них - английский пароход "Кинг Артур" пришел из Бомбея с грузом муки (50 000 кулей) 12 декабря 1904 года!!!

Для справки: в книге П.Н.Ларенко "Страдные дни Порт-Артура" есть такие слова: " ... узнал, что пришедший пароход - английский «King Arthur», Bombay, привез он 50 000 кульков пшеничной муки, по пуду в кульке. Загадочное «что-то еще» грозит оказаться десятками окороков и несколькими пудами колбасы, из которых на долю госпиталей, гарнизона и мирных жителей едва ли что придется - съедят в штабах. Полагают, что под мукой есть «еще что-то», но в этом не уверены.

Показательно отмечен путь для колбасы у Ларенко, )). В любом случае, какие то попытки делались. Весь вопрос - делалось ли это из Владивостока, особенно после гибели "Рюрика"? И еще один вопрос - как эти пароходы проходили японские и русские минные заграждения и не подрывались? Вызвать лоцмана они ведь не могли - связь вряд ли была.

"Стали вызывать охотников как из нижних чи­нов, так и из офицерского состава. Перспектива интересного плавания, наконец доля участия в помощи осажденной крепости улыбалась многим, в том числе и мне. И вот на один из транспортов, а именно – на «Уссури», попал и я в качестве штурманского офицера. Прежде всего нам объявили, что мы, то есть офи­церский составь, не имеем права вмешиваться в "нагрузку" судна, так как нагружать будет сам заведую­щий транспортами, а нам сдадут уже запечатанными трюмы. Мало того - нам не позволяли даже позабо­титься о том судне, на котором мы должны были со­вершить такой большой и опасный переход".

История с "Уссури" по всей видимости имела место, и такой пароход был во Владивостоке. Вероятно здесь автор имеет ввиду бывший немецкий грузовой пароход (английской постройки) под названием «Люцун» (2500 т), который был приобретен Морским ведомством Российской империи (через подставных лиц в нейтральном порту, вероятно, в Шанхае или другом китайском порту, чтобы избежать захвата японцами). После покупки судно совершило переход во Владивосток, где его включили в состав флота как транспортное судно под наименованием "Уссури". Как дорого стоил этот пароход - данных нет. Любопытно, что этот пароход успел в годы Первой мировой войны побывать и минным заградителем, и "дожить" до 1918 года.

Пароход "Уссури" в роли минного заградителя
Пароход "Уссури" в роли минного заградителя
"Когда наш главный механик заявил в порту, что упорный подшипник «Уссури» напоминает больше балерину, чем ответственную часть, машины, и что он должен быть неподвижным, - ему цинично отве­тили: «Ерунда! Как-нибудь дойдете! А не то, при встрече с японцами, взорветесь!»
То же самое ответили нам, когда мы требовали исправлений на палубе или в жилых помещениях. Нужно сказать, что транспорт «Уссури» был приобретен при посредстве заведующего транспортами капитана 2-го ранга П., а раньше он был старым грузовым пароходом и стоил в момент покупки тысяч сорок, не больше. Заплачено же за него было что-то около миллиона.

По словам "честного" рассказчика "Уссури" был "старой калошей", однако что интересно, если это тот самый пароход, то его построили в Британии в 1901 году, то есть буквально за три года до описываемых событий (причем, судя по всему, строили для Германии). Если учесть, что британцы всегда строили "крепко" и "надежно", представляется сомнительным, чтобы за три года немцы его так "ухайдокали", что он превратился в убогое судно. Конечно, это не исключает тот факт, что подшипник в машине требовал замены. Это судно как никак из Шанхай смогло "проскочить" во Владивосток мимо Японии! Но, сразу скажу - это только мои предположения.

"Нагрузили на него около четырех тысяч тонн разной разности, начиная от 12-дюймовых снарядов и кончая солдатскими полушубками. За несколько дней до отхода, на транспорте начались «проводы». К нам ездили всевозможные начальствующие лица, во главе с командующим флотом, сжимали нас в своих объятиях и плакали у нас на груди, поливая ее адмиральскими слезами".

Известный нам "Уссури" имел водоизмещение около 3200 т, иногда встречается цифра - 2500 т, поэтому есть сомнения, что на него могли нагрузить груза на 4000 т. Есть сомнения и по поводу груза, в частности по 12-дюймовым снарядам. За время осады, например "Севастополь" использовал около 200 305-мм снарядов (при общем запаса 60-70 снарядов на ствол), т.е. ему требовалось пополнение погребов. Однако к концу ноября 1904 года русские броненосцы уже были не состоянии выйти в море, а для их 305-мм орудий с бронебойными снарядами целей на сухопутном фронте не было. Исключение составил все тот же броненосец "Севастополь", но на случай прорыва его погреба вполне могли пополнить за счет "Полтавы" и "Ретвизана", которые затонули 22 и 23 ноября соответственно. Вот если бы в Артур планировали доставить снаряды - для 254-мм орудий им бы нашлось применение (хотя бы потому, у "Победы" таких снарядов почти уже не было). Но это предположение. Можно поверить, ))

 Броненосец "Полтава", затопленный в Порт-Артуре
Броненосец "Полтава", затопленный в Порт-Артуре
"Наконец, 3 декабря, на рассвете, тронулись. В Японском море нас застал сильный шторм. И тут-то сказались морские качества «Уссури». В первую же ночь лопнул рулевой привод. Провозились до рассвета, кое-как починили и пошли дальше. Около Сахалина лопнула главная паровая ма­гистраль. Чуть не обварило паром двух кочегаров, и те спаслись только тем, что бросились на пол машин­ного отделения и пролежали на животе, пока их не спасли. Опять кое-как починили. Но это повреждение было уже серьезным. Ис­правление «домашними средствами» было недолго­вечно, и нужно было подумать о более прочном ре­монте. Собрали совет и решили зайти на пост Корсаковский (южная часть Сахалина). Три дня пробивались во льду залива Анива, в котором лежит Корсаковский".

Запомним, пароход вышел в море 3 декабря 1904 года, а в качестве иллюстрации отмечу только одно. Пароход "Уссури" после русско-японской войны два года использовался для исследований течений Тихого океана, а с началом войны, с апреля по декабрь 1915 года совершил переход из Владивостока в Александровск-на-Мурмане (сейчас - город Полярный). Данный об неисправностей нет. Может кто-то из команды старался так, чтобы пароход не ушел далеко от Владивостока?

"Наконец пришли, и при входе в бухту подняли русский военный флаг. Это, между прочим, спасло нас от некоторой неприятности. Дело в том, что в Корсаковском, как известно, находится затонувший крейсер «Новик». От него тогда мы застали только верхушку мачты, торчавшей из воды, и часть трубы. Все остальное находилось под водой. На берегу же жила часть команды «Новика», под начальством мичмана М.,и туда же были свезе­ны орудия с погибшего крейсера. Увидев неизвестное судно, администрация Корсаковского решила, что это - авангард японцев, и решила встретить прибывший пароход снарядами. И только поднятый нами флаг предотвратил не­минуемую катастрофу!"
Крейсер 2 ранга "Новик", затопленный у Корсаковского поста
Крейсер 2 ранга "Новик", затопленный у Корсаковского поста

Интересный факт, действительно, после гибели крейсера 2 ранга "Новик" вблизи Корсаковского поста, его экипаж с командиром были переправлены на материк, а "на месте" остался мичман А.П.Максимов, один кондуктор и 47 нижних чинов. За лето и осень 1904 года этой команде удалось поднять все орудия, немного снарядов и часть оборудования с крейсера. И действительно, на берегу были оборудованы позиции, где были установлены два 120-мм орудия и две 47- мм пушки. Сложно сказать о какой "катастрофе" идет речь, в распоряжении артиллеристов с "Новика" было всего 56 снарядов, а вот про дальномеры, пристрелку ориентиров и т.д. в дневниках как то не пишут. Отдадим должное русским морякам и мичману - когда в июне 1905 году у Корсаковского поста появилась японская эскадра и транспорты с десантом - они расстреляли все снаряды и отступили в глубь острова. Могли ли они открыть огонь по одиночному неизвестному судну? Вполне

"Простояли в Корсаковском неделю, починились и пошли. Прошли проливом Пико, между Курильскими островами, под самым носом японского маяка. В Тихом Океане у нас вырвало из котлов все продувательные краны, и опять провозились с ре­монтом два дня."
Предполагаемый курс парохода
Предполагаемый курс парохода

Вполне возможно, что от Корсакова "Уссури" взял курс к острову Кунашир, на пролив Пико (иначе- пролив Екатерины). Ведь это один из самый крупных проливов Курильской гряды! Его ширина 21 км, он не замерзает зимой, а проливом Екатерины его называют с 1811 года, так что, вроде как, морской офицер - штурман русского военного флота (бывший) должен оперировать отечественными названиями или нет? Но это не самое удивительно - читаем дальше.

"...23 декабря, у Пескадорских островов, мы уз­нали от английского парохода о сдаче Артура и воз­вратились назад."

Если речь про 23 декабря, значит речь о "старом стиле", согласно которого Порт-Артур пал 20 декабря 1904 года. Но странно не то, что пароход с припасами для крепости отправили всего за 17 суток до ее падения. Предлагаю просто вспомнить, где находятся Пескадорские острова. Можно допустить, что в начале ХХ века были какие -то еще острова с таким названием, но сейчас Пескадорские острова - это архипелаг в Тайваньском проливе. И глядя на карту, возникает вопрос - а куда собственно шел пароход, который вышел из Владивостока, прошел проливом Екатерины в Тихий океан и оказался у Пескадорских островов. Этот пароход точно шел в Порт-Артур? Я могу заблуждаться - поправьте меня, пжлст.

Вариант движения судна?
Вариант движения судна?

Интересна и скорость судна. Посчитаем, участок пути от Владивостока до Корсаковского поста дошли суток за 5, потом неделю ремонтировались, значит в море вышли через 12 суток, возможно числа 15. В Тихом океане еще двое суток как-то ремонтировались. Значит на переход вдоль берегов Японии к Тайваню осталось трое суток (20-17=3)? Крейсер 2 ранга "Новик" путь от Циндао до Корсаковского поста одолел за 8 суток (примерно), это значит, что пароход "Уссури" (скорость 10,5 узлов) шел по Тихому океану быстрее "Новика"? Точно? Это возможно? Может быть рассказчик что-то умалчивает или вводит в заблуждение? Разве штурманский офицер может так ошибаться - "Он шел на Одессу, а вышел к Херсону?"

"Пришлось опять зайти в Корсаковский, чтобы пополнить запасы угля, и тут губернатор Сахалина просил нашего командира оставить ему четыре пу­лемета, так как предполагалось нападение японцев. Спросили по телеграфу разрешения у адми­рала. Разрешил. Открыли трюмы, достали пулеметы, но лент к ним не оказалось. Пооткрывали все ящики, в которых должны были быть ленты, но вместо них нашли... камни и поленья. Так лент для пулеметов и не оставили - их привезла после «Эльза». Через несколько дней по телеграфному приказу, мы вернулись во Владивосток".

Дикий случай, других слов у меня нет, если это действительно правда. Слишком неправдоподобное звучит, что на судне не было точной описи имущества и снаряжения. Но если искали конкретные ящики - значит все же опись груза была!

 120-мм орудие крейсера "Новик на береговой позиции у Корсаковского поста
120-мм орудие крейсера "Новик на береговой позиции у Корсаковского поста
"Здесь нас, очевидно, совершенно не ждали и появление «Уссури» в бухте Золотого Рога было для некоторых падением болида на голову. Приступили к разгрузке, причем разгружали уже сами. И вот тут-то пришлось наблюдать такие сцены. Обрывается, примерно, со стропа бочка с ры­бой кетой: сверху – кета, в середине – камни, внизу - опять кета. Или распарывается мешок с мукой: в середине обыкновенный морской песок. Полушубки оказались без рукавов. Солдатские сапоги - без подошв. Кроме того, не хватило артиллерийских сна­рядов. На двести с чем-то тысяч рублей! Так вот какой «транспорт» отправляли оса­жденной и голодающей крепости!"

Подобная информация, разумеется вызывает возмущение, причем как воровством имущества, которое рассказчик приписывает администрации порта (ведь они же загружали груз), так и тому как проводилась разгрузка - ведь судя по всему при выгрузке имущества разбивались бочки, разрывались мешки. Тут не ясно как вскрылось что полушубки и сапоги - "тренировочные"? тоже что то рвалось случайно или специально? Странно все это. За подобное отношение всегда можно найти ответственного и за его счет возместить ущерб. Если все это правда и действительно случилось с грузом одного транспорта, а не является "обобщенным воспоминанием" по разным случаям.

"Нас всех предали суду: «За растрату казенного груза в пути». Выходило, что мы в открытом море продавали снаряды, вес которых, как. например, двенадцатидюймового - несколько десятков пудов! Весь офицерский состав вызывали к морскому судебному следователю... Допрашивали... А потом?.. Потом все это дело кануло в Лету… Нас никто после не тревожил, и этим делом никто. кажется, не тревожился …Так мы «ходили» в Артур! ...»
Русские корабли затопленные в Порт-Артуре
Русские корабли затопленные в Порт-Артуре

Рассказ очень любопытный, и безусловно требует изучения, но я бы не стал верить всему что было написано. Все не могу забыть место, где находятся Пескадорские острова и думаю о том, как за 3-4 суток пройти вдоль тихоокеанского побережья Японии на транспорте, у которого слабосильная и неисправная машина. Протяженность пути от Кунашира до мыса Сата (о.Кюсю) около 2200 миль, со скоростью 10 узлов требуется 200 ходовых часов - это около 8,5 суток. Лично меня не оставляют сомнения, что история частично выдуманная, но при этом факты хищения не исключаю. Скорее наоборот - уверен, что они были. Интересно, что автор дневника в них как раз не сомневается!

"А что если бы этот транспорт счастливо добрался до осажденной крепости до её падения, где так нуж­дались в каждом снаряде и продовольствии, можно представить, каким добрым словом помянули бы осажденные своих соотечественников, так участли­во о них позаботившихся присылкой... камня вместо хлеба... Действительно, «бывали хуже времена, но не было подлей».

Еще раз повторюсь, случай дикий - но после всего написанного в этом дневнике хотелось бы увидеть хоть какое то подтверждение всему "рассказанному очевидцем". Сомнений в том что тыловые службы и их начальники воровали "как не в себя" у меня нет, и от этого крайне печально. Точно помню, что об этом случае что-то подобное где-то и когда -то читал. Но вот где и когда - уже не вспомнить. Надеюсь, что наши читатели помогут в этом деле.

Порт-Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1905 года
Порт-Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1905 года

Подскажите, где еще встречается случай с транспортом "Уссури" и насколько все представленное здесь действительно имело место. Может я зря сомневаюсь в честности рассказчиков?

Продолжение следует, ссылка будет ЗДЕСЬ.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).