Найти в Дзене
Genesis family

Обзор концертного альбома "Live at WOMAD 1982" Питера Гэбриэла

Спустя всего несколько недель после In The Big Room Питер Гэбриэл выпустил свой второй полноценный концертный альбом — Live At WOMAD 1982. Релиз вызвал настоящую эйфорию среди поклонников: выступление на премьере фестиваля WOMAD стало не просто концертом, а целым событием. Взгляд в прошлое В 1982 году Питер Гэбриэл уже пять лет выступал сольно — после ухода из Genesis в 1975 году. За это время он выпустил три сольных альбома, а четвёртый находился в работе. Пока его бывшая группа гастролировала со вторым этапом тура в поддержку альбома Abacab, Гэбриэл занимался проектом, близким его сердцу, — WOMAD (World of Music, Arts & Dance). Его цель — привлечь больше внимания к искусству и, прежде всего, к музыке зарубежных культур. Фестиваль WOMAD Изначально мероприятие планировали назвать Music From the Edges of the World («Музыка с окраин мира»), но в итоге остановились на аббревиатуре WOMAD. Планировался шестидневный фестиваль, однако по мере прояснения логистических деталей его сократил
Оглавление

Спустя всего несколько недель после In The Big Room Питер Гэбриэл выпустил свой второй полноценный концертный альбом — Live At WOMAD 1982. Релиз вызвал настоящую эйфорию среди поклонников: выступление на премьере фестиваля WOMAD стало не просто концертом, а целым событием.

Взгляд в прошлое

В 1982 году Питер Гэбриэл уже пять лет выступал сольно — после ухода из Genesis в 1975 году. За это время он выпустил три сольных альбома, а четвёртый находился в работе. Пока его бывшая группа гастролировала со вторым этапом тура в поддержку альбома Abacab, Гэбриэл занимался проектом, близким его сердцу, — WOMAD (World of Music, Arts & Dance). Его цель — привлечь больше внимания к искусству и, прежде всего, к музыке зарубежных культур.

-2

Фестиваль WOMAD

Изначально мероприятие планировали назвать Music From the Edges of the World («Музыка с окраин мира»), но в итоге остановились на аббревиатуре WOMAD. Планировался шестидневный фестиваль, однако по мере прояснения логистических деталей его сократили.

WOMAD задумывался как нечто новое — площадка для живой музыки, далёкой от мейнстрима. Первый фестиваль прошёл в Сомерсете с 16 по 18 июля 1982 года (на площадке Bath & West Showground). Место находилось всего в 20 милях от дома Питера Гэбриэла — позже там же он построил студию Real World Studios. Площадка ранее использовалась для Bath Festival в начале 1970‑х, так что её название было синонимом города. С точки зрения логистики это был, вероятно, удобный выбор.

-3

Помимо самого Гэбриэла, на фестивале выступили известные группы — например, Simple Minds, — а также около 60 исполнителей и коллективов, которых можно отнести к world music или которые имели тесные связи с этим направлением. Среди них:

  • The Drummers of Burundi;
  • Pigbag;
  • Salsa de Hoy;
  • Musicians of the Nile;
  • Echo & the Bunnymen;
  • Prince Nico Mbarga;
  • Rip, Rig and Panic;
  • The Beat.

С художественной точки зрения фестиваль стал успехом, но с финансовой — катастрофой. Питер Гэбриэл мог бы обанкротиться, если бы его бывшая группа не пришла на помощь. Именно благодаря WOMAD состоялось единственное воссоединение классического состава Genesis после 1975 года — 2 октября 1982 года.

В 2022 году наконец вышел сборник, призванный продемонстрировать лучшие моменты выступлений. В компиляцию вошли две песни из собственного сета Питера Гэбриэла (I Have The Touch и Biko).

-4

Выступление Питера Гэбриэла

Изначально Питер не планировал выступать сам, но в итоге решил это сделать — отчасти чтобы привлечь больше людей на фестиваль. Его сет анонсировали как «специальную программу неизданных песен». И действительно, Питер исполнил композиции, которые ещё не были выпущены. Единственным исключением стала Biko.

Семь из девяти сыгранных песен входили в его грядущий четвёртый альбом. Кроме того, прозвучала I Go Swimming, которая год спустя появилась на альбоме Plays Live и уже исполнялась вживую в 1980 году. Shosholoza была известна как би‑сайд к Biko.

Из‑за множества неизвестных песен реакция публики была особенной. После анонса Shock The Monkey воцарилась абсолютная тишина — видимо, все поняли, что Питер всерьёз намерен играть неизданные треки.

За исключением Wallflower, были исполнены все песни из тогда ещё неизвестного четвёртого альбома — некоторые в версиях, отличных от тех, что мы знаем сегодня.

Состав группы тоже необычен:

  • Дэвид Роудс (гитара);
  • Джон Гиблин (бас);
  • Ларри Фаст (синтезаторы);
  • Джерри Маротта (ударные);
  • Питер Хэммилл (вокал);
  • «крутая барабанно‑танцевальная группа из Бристоля» Ekomé (ударные, перкуссия).

Вопреки официальным данным, Питер Хэммилл не играл на гитаре во время пятничного выступления. Тони Левин тогда не участвовал — на тот момент в этом не было чего-то необычного. Джон Гиблин уже входил в концертный состав с 1980 года. Дэвид Роудс, ранее участвовавший в записи третьего альбома Гэбриела, наконец вышел на сцену.

Это выступление было полностью выпущено 8 августа 2025 года.

Концертный альбом

-5

Теперь запись концерта доступна — пока только в цифровом формате. Однако альбом можно приобрести в форматах высокого разрешения (например, на Bandcamp). В него вошли следующие треки:

  • San Jacinto;
  • The Family And The Fishing Net;
  • I Have The Touch;
  • Lay Your Hands On Me;
  • Shock The Monkey;
  • I Go Swimming;
  • The Rhythm Of The Heat;
  • Kiss Of Life;
  • Biko.

Единственный трек, отсутствующий в альбоме, — Shosholoza. Причины непонятны. Скорее всего, Питер счёл эту композицию (или её исполнение) необязательной.

Альбом микшировал ветеран Real World Тим Оливер — качество звука сразу заметно: высокие частоты чистые, мощный бас. Учитывая обстоятельства концерта, место его проведения и выбранные песни, это настоящая сенсация. Исполнение всех композиций очень ровное, а Гэбриэл поёт без серьёзных ошибок в текстах.

-6

Отличия от поздних концертных и альбомных версий

Поскольку почти все исполненные композиции — ранние концертные версии песен, которые позже вошли в альбом IV, между ними естественным образом есть различия.

  • «San Jacinto» звучит иначе: тон местами отличается от более поздних записей. В финале — другая партия клавишных, а ударные продолжают играть ритм в начале фрагмента «Hold the line», что придаёт песне характер классического рок‑номера.
  • «The Family And The Fishing Net» короче, чем на альбомах Plays Live или Back To Front: Live In London. Темп быстрее, чем в поздних версиях. Перед вступлением ударных отчётливо слышны импровизации на клавишных. Строки «Even as the soft skins tingle / They mingle with the homeless mother / Who loves the day but lives another / That once was hers» отсутствуют в альбоме WOMAD — там сразу идёт «The worried father, long lost lover».
  • В «I Have The Touch» выделяется партия баса — её сыграл Джон Гиблин. Тони Левин в поздних версиях интерпретировал её совершенно иначе.
  • «Lay Your Hands On Me» сохраняет «юношеский» оттенок: чувствуется, как группа экспериментирует и ищет своё звучание.
  • «Shock The Monkey» явно демонстрирует, что песня ещё в стадии разработки. Если обычно её драйвовость задаётся ударными, то здесь ведущую роль играют клавишные.
  • Версия «I Go Swimming» полна энергии, особенно впечатляет вторая часть.
  • «The Rhythm Of The Heat» в этой ранней версии — настоящий шедевр, рождение концертной классики Гэбриэла.
  • «Kiss Of Life» всегда оставалась в тени и считается одной из наименее удачных финальных композиций в дискографии Гэбриэла. Однако финал песни хорошо вписывается в атмосферу вечера.

Группа Ekomé, участвующая во второй части выступления, придаёт песням дополнительную мощь. Это особенно заметно в финальных фрагментах «I Go Swimming» и «Kiss Of Life». В «The Rhythm Of The Heat» их участие позволяет воспроизвести дух студийной версии — это единственная концертная запись, где это удалось.

В конце Гэбриэл всё же исполняет одну хорошо известную песню. «Biko» к тому моменту существовала всего два года, но уже стала концертной классикой. Публика громко требует её (это отчётливо слышно на бутлегах) и с благодарностью принимает подарок. В финале Гэбриэл объясняет, что они не могут играть дальше — время уже превышено.

К слову: выступление Питера в воскресенье (с песнями Dog One, Indian Melody и импровизированной версией Across The River) до сих пор не выпущено. Учитывая импровизационный характер и не всегда удачные моменты исполнения, вероятно, оно так и останется лежать "в столе". Однако Ritual Mask (с Питером Хэммиллом) три года назад вышла на сборнике.

-7

Сравнение с бутлегами

Удивительно, но известные бутлеги и официальный концертный альбом почти идентичны по длительности. Однако найдены некоторые различия (список может быть неполным):

  • В начале «I Have The Touch» слышно, как ПГ кричит «Hou hou hou» — на бутлеге этого нет. Непонятно, откуда эти звуки (возможно, из саундчека?). Они также присутствовали на сборнике WOMAD, выпущенном три года назад.
  • Пауза между «Lay Your Hands On Me» и «Shock The Monkey» сокращена.
  • На бутлеге «Shock The Monkey» звучит иначе — ударные более выражены.
  • После «Shock The Monkey» на бутлеге есть более длинное объявление: Гэбриел представляет Ekomé и анонсирует «I Go Swimming» как «что‑то, с чем некоторые из вас, возможно, знакомы». В альбоме этого нет.
  • В «The Rhythm Of The Heat», видимо, заменили небольшую часть вокальной дорожки. На концертном альбоме в первой части второго куплета слышен головной голос Гэбриела, которого нет на бутлеге. После первого куплета также есть небольшие правки. На бутлеге клавишные звучат более хаотично.
  • Живое исполнение «The Rhythm Of The Heat» завершилось представлением группы и анонсом «Shosholoza». И то, и другое, как и сама песня, отсутствуют на концертном альбоме.
  • После «Kiss Of Life» вырезаны три минуты «ожидания на бис» (как обычно на концертных альбомах).
  • Бис — «Biko» — сильно сокращён. На бутлеге звучит около 20 раз «Ha‑Ha‑Haaaa», а на альбоме — только семь. В финальной части голос Питера сильно «утоплен» в миксе.

В целом, однако, изменения умеренные и скорее улучшают общее впечатление.

-8

Заключение

Помимо великолепного звука, впечатляют стабильно сильные вокальные партии Гэбриэла. Само выступление ценно тем, что не всё в нём идеально. Если альбом выйдет на CD и виниле, он, вероятно, войдёт в историю и имеет все шансы обрести культовый статус, аналогичный другим концертным альбомам Питера Гэбриэла.

Это было особенное выступление на особенном фестивале (который, как известно, привёл к воссоединению Genesis в 1982 году), и оно превратилось в особенный альбом.

Это подарок для фанатов. Красивое диджипак‑издание с буклетом и разворотный винил сделали бы нас ещё счастливее. Это просто способ сказать «спасибо».

-9
-10
-11
-12
-13
-14