Спустя всего несколько недель после In The Big Room Питер Гэбриэл выпустил свой второй полноценный концертный альбом — Live At WOMAD 1982. Релиз вызвал настоящую эйфорию среди поклонников: выступление на премьере фестиваля WOMAD стало не просто концертом, а целым событием.
Взгляд в прошлое
В 1982 году Питер Гэбриэл уже пять лет выступал сольно — после ухода из Genesis в 1975 году. За это время он выпустил три сольных альбома, а четвёртый находился в работе. Пока его бывшая группа гастролировала со вторым этапом тура в поддержку альбома Abacab, Гэбриэл занимался проектом, близким его сердцу, — WOMAD (World of Music, Arts & Dance). Его цель — привлечь больше внимания к искусству и, прежде всего, к музыке зарубежных культур.
Фестиваль WOMAD
Изначально мероприятие планировали назвать Music From the Edges of the World («Музыка с окраин мира»), но в итоге остановились на аббревиатуре WOMAD. Планировался шестидневный фестиваль, однако по мере прояснения логистических деталей его сократили.
WOMAD задумывался как нечто новое — площадка для живой музыки, далёкой от мейнстрима. Первый фестиваль прошёл в Сомерсете с 16 по 18 июля 1982 года (на площадке Bath & West Showground). Место находилось всего в 20 милях от дома Питера Гэбриэла — позже там же он построил студию Real World Studios. Площадка ранее использовалась для Bath Festival в начале 1970‑х, так что её название было синонимом города. С точки зрения логистики это был, вероятно, удобный выбор.
Помимо самого Гэбриэла, на фестивале выступили известные группы — например, Simple Minds, — а также около 60 исполнителей и коллективов, которых можно отнести к world music или которые имели тесные связи с этим направлением. Среди них:
- The Drummers of Burundi;
- Pigbag;
- Salsa de Hoy;
- Musicians of the Nile;
- Echo & the Bunnymen;
- Prince Nico Mbarga;
- Rip, Rig and Panic;
- The Beat.
С художественной точки зрения фестиваль стал успехом, но с финансовой — катастрофой. Питер Гэбриэл мог бы обанкротиться, если бы его бывшая группа не пришла на помощь. Именно благодаря WOMAD состоялось единственное воссоединение классического состава Genesis после 1975 года — 2 октября 1982 года.
В 2022 году наконец вышел сборник, призванный продемонстрировать лучшие моменты выступлений. В компиляцию вошли две песни из собственного сета Питера Гэбриэла (I Have The Touch и Biko).
Выступление Питера Гэбриэла
Изначально Питер не планировал выступать сам, но в итоге решил это сделать — отчасти чтобы привлечь больше людей на фестиваль. Его сет анонсировали как «специальную программу неизданных песен». И действительно, Питер исполнил композиции, которые ещё не были выпущены. Единственным исключением стала Biko.
Семь из девяти сыгранных песен входили в его грядущий четвёртый альбом. Кроме того, прозвучала I Go Swimming, которая год спустя появилась на альбоме Plays Live и уже исполнялась вживую в 1980 году. Shosholoza была известна как би‑сайд к Biko.
Из‑за множества неизвестных песен реакция публики была особенной. После анонса Shock The Monkey воцарилась абсолютная тишина — видимо, все поняли, что Питер всерьёз намерен играть неизданные треки.
За исключением Wallflower, были исполнены все песни из тогда ещё неизвестного четвёртого альбома — некоторые в версиях, отличных от тех, что мы знаем сегодня.
Состав группы тоже необычен:
- Дэвид Роудс (гитара);
- Джон Гиблин (бас);
- Ларри Фаст (синтезаторы);
- Джерри Маротта (ударные);
- Питер Хэммилл (вокал);
- «крутая барабанно‑танцевальная группа из Бристоля» Ekomé (ударные, перкуссия).
Вопреки официальным данным, Питер Хэммилл не играл на гитаре во время пятничного выступления. Тони Левин тогда не участвовал — на тот момент в этом не было чего-то необычного. Джон Гиблин уже входил в концертный состав с 1980 года. Дэвид Роудс, ранее участвовавший в записи третьего альбома Гэбриела, наконец вышел на сцену.
Это выступление было полностью выпущено 8 августа 2025 года.
Концертный альбом
Теперь запись концерта доступна — пока только в цифровом формате. Однако альбом можно приобрести в форматах высокого разрешения (например, на Bandcamp). В него вошли следующие треки:
- San Jacinto;
- The Family And The Fishing Net;
- I Have The Touch;
- Lay Your Hands On Me;
- Shock The Monkey;
- I Go Swimming;
- The Rhythm Of The Heat;
- Kiss Of Life;
- Biko.
Единственный трек, отсутствующий в альбоме, — Shosholoza. Причины непонятны. Скорее всего, Питер счёл эту композицию (или её исполнение) необязательной.
Альбом микшировал ветеран Real World Тим Оливер — качество звука сразу заметно: высокие частоты чистые, мощный бас. Учитывая обстоятельства концерта, место его проведения и выбранные песни, это настоящая сенсация. Исполнение всех композиций очень ровное, а Гэбриэл поёт без серьёзных ошибок в текстах.
Отличия от поздних концертных и альбомных версий
Поскольку почти все исполненные композиции — ранние концертные версии песен, которые позже вошли в альбом IV, между ними естественным образом есть различия.
- «San Jacinto» звучит иначе: тон местами отличается от более поздних записей. В финале — другая партия клавишных, а ударные продолжают играть ритм в начале фрагмента «Hold the line», что придаёт песне характер классического рок‑номера.
- «The Family And The Fishing Net» короче, чем на альбомах Plays Live или Back To Front: Live In London. Темп быстрее, чем в поздних версиях. Перед вступлением ударных отчётливо слышны импровизации на клавишных. Строки «Even as the soft skins tingle / They mingle with the homeless mother / Who loves the day but lives another / That once was hers» отсутствуют в альбоме WOMAD — там сразу идёт «The worried father, long lost lover».
- В «I Have The Touch» выделяется партия баса — её сыграл Джон Гиблин. Тони Левин в поздних версиях интерпретировал её совершенно иначе.
- «Lay Your Hands On Me» сохраняет «юношеский» оттенок: чувствуется, как группа экспериментирует и ищет своё звучание.
- «Shock The Monkey» явно демонстрирует, что песня ещё в стадии разработки. Если обычно её драйвовость задаётся ударными, то здесь ведущую роль играют клавишные.
- Версия «I Go Swimming» полна энергии, особенно впечатляет вторая часть.
- «The Rhythm Of The Heat» в этой ранней версии — настоящий шедевр, рождение концертной классики Гэбриэла.
- «Kiss Of Life» всегда оставалась в тени и считается одной из наименее удачных финальных композиций в дискографии Гэбриэла. Однако финал песни хорошо вписывается в атмосферу вечера.
Группа Ekomé, участвующая во второй части выступления, придаёт песням дополнительную мощь. Это особенно заметно в финальных фрагментах «I Go Swimming» и «Kiss Of Life». В «The Rhythm Of The Heat» их участие позволяет воспроизвести дух студийной версии — это единственная концертная запись, где это удалось.
В конце Гэбриэл всё же исполняет одну хорошо известную песню. «Biko» к тому моменту существовала всего два года, но уже стала концертной классикой. Публика громко требует её (это отчётливо слышно на бутлегах) и с благодарностью принимает подарок. В финале Гэбриэл объясняет, что они не могут играть дальше — время уже превышено.
К слову: выступление Питера в воскресенье (с песнями Dog One, Indian Melody и импровизированной версией Across The River) до сих пор не выпущено. Учитывая импровизационный характер и не всегда удачные моменты исполнения, вероятно, оно так и останется лежать "в столе". Однако Ritual Mask (с Питером Хэммиллом) три года назад вышла на сборнике.
Сравнение с бутлегами
Удивительно, но известные бутлеги и официальный концертный альбом почти идентичны по длительности. Однако найдены некоторые различия (список может быть неполным):
- В начале «I Have The Touch» слышно, как ПГ кричит «Hou hou hou» — на бутлеге этого нет. Непонятно, откуда эти звуки (возможно, из саундчека?). Они также присутствовали на сборнике WOMAD, выпущенном три года назад.
- Пауза между «Lay Your Hands On Me» и «Shock The Monkey» сокращена.
- На бутлеге «Shock The Monkey» звучит иначе — ударные более выражены.
- После «Shock The Monkey» на бутлеге есть более длинное объявление: Гэбриел представляет Ekomé и анонсирует «I Go Swimming» как «что‑то, с чем некоторые из вас, возможно, знакомы». В альбоме этого нет.
- В «The Rhythm Of The Heat», видимо, заменили небольшую часть вокальной дорожки. На концертном альбоме в первой части второго куплета слышен головной голос Гэбриела, которого нет на бутлеге. После первого куплета также есть небольшие правки. На бутлеге клавишные звучат более хаотично.
- Живое исполнение «The Rhythm Of The Heat» завершилось представлением группы и анонсом «Shosholoza». И то, и другое, как и сама песня, отсутствуют на концертном альбоме.
- После «Kiss Of Life» вырезаны три минуты «ожидания на бис» (как обычно на концертных альбомах).
- Бис — «Biko» — сильно сокращён. На бутлеге звучит около 20 раз «Ha‑Ha‑Haaaa», а на альбоме — только семь. В финальной части голос Питера сильно «утоплен» в миксе.
В целом, однако, изменения умеренные и скорее улучшают общее впечатление.
Заключение
Помимо великолепного звука, впечатляют стабильно сильные вокальные партии Гэбриэла. Само выступление ценно тем, что не всё в нём идеально. Если альбом выйдет на CD и виниле, он, вероятно, войдёт в историю и имеет все шансы обрести культовый статус, аналогичный другим концертным альбомам Питера Гэбриэла.
Это было особенное выступление на особенном фестивале (который, как известно, привёл к воссоединению Genesis в 1982 году), и оно превратилось в особенный альбом.
Это подарок для фанатов. Красивое диджипак‑издание с буклетом и разворотный винил сделали бы нас ещё счастливее. Это просто способ сказать «спасибо».