1981 - Тур «Abacab»
После выхода «Abacab» перед туром Genesis столкнулись с дилеммой: как строить сет-лист? С одной стороны, надо продвигать альбом и дать ему достаточно места, но при этом не хотелось разочаровывать старых поклонников, которые и так негодовали сменой направления группы.
Две недели Genesis провели в Шеппард Студиос в репетициях, после чего, 25 сентября, стартовали концертом в Барселоне, где прозвучали следующие песни:
- Behind The Lines
- Duchess
- The Lamb Lies Down On Broadway
- Dodo
- Abacab
- Me And Virgil
- Firth Of Fifth
- Man On The Corner
- Who Dunnit?
- Misunderstanding
- Me And Sarah Jane
- No Reply At All
- In The Cage - The Cinema Show - Riding The Scree - Raven - Afterglow
- Turn It On Again
- Dance On A Volcano - Los Endos
- I Know What Like.
Как можно увидеть, 6 песен были из нового альбома, включая 7-ю - «Me and Virgil», которая была записана во время тех же сессий (об этом фанаты еще не знали). Исполнение песни, которая ранее не издавалась (в последний раз Genesis шли на такой шаг 10 лет назад, в 1971 году) стало подарком исключительно для испанских поклонников. Ещё раз «Me & Virgil» прозвучала в Сан-Себастьяне 27-го числа, после чего исчезла из сет-листа.
Несмотря на то, что значительная часть сет-листа также была отдана песням из альбома Duke (четыре), остальная часть относилась к недавнему (A Trick of the Tail и Wind & Wuthering), так и к далекому прошлому, включая полное исполнение «The Lamb Lies Down on Broadway» и «Firth of Fifth» (здесь впервые Дэрил Штёрмер исполнил длинное и шикарное соло). Также была сыграна «In the Cage» (взятая за основу из предыдущего тура), расширенная за счет больших фрагментов «The Cinema Show» (включая рифф из «Riding the Scree») и Raven, после чего она плавно переходила в «Afterglow».
Между двумя концертами в Испании, музыканты успели на денек (26 сентября 1981) мотнуться в Италию, но не ради концерта. Дело в том, что тогда в стране ещё действовало так называемое эмбарго (его не успели вовремя снять), запрещавшее иностранным артистам выступать из-за политических волнений середины 70-х, поэтому они не смогли запланировать там концерт. В итоге они отправились в Венецию для получения награды за большое количество продаж альбома Abacab. Между делом, они мелькнули в ряде телевизионных шоу. В частности Genesis выступили международной выставке поп-музыки («Mostra Internazionale Della Musica Leggera»), которая также известна как Gondola d'Oro ("Золотая гондола") и засветиться в выпуске Incintri Musicali на телеканале RAI. Как ни странно, сам выпуск появился 15 лет спустя, они содержали забавные кадры - группа под фонограмму исполняла свои песни, и дабы всё не выглядело банально, музыканты нашли время пошутить. После исполнения Turn It On Again и Man on the Corner некоторые из них поменялись инструментами: в No Reply at All Майк «играет» на саксофоне, а Фил взял трубу, тогда как для Keep it Dark Майк взялся за ударную установку, а Честер – за бас-гитару (оба вернулись к своим инструментам для последней песни программы Abacab).
Начиная с первого концерта во Франции (Фрежюс, 29 сентября), группа внесла несколько незначительных изменений в сет-лист, который стал следующим:
- Behind The Lines
- Duchess
- The Lamb Lies Down On Broadway
- Dodo
- Abacab
- Misunderstanding
- Man On The Corner
- Who Dunnit?
- No Reply At All
- Firth Of Fifth
- Me And Sarah Jane
- In The Cage - The Cinema Show - Riding The Scree - Raven - Afterglow
- Turn It On Again
- Dance On A Volcano - Los Endos
- I Know What I Like.
С 6 октября (Эссен, Германия) в сет-лист после «Abacab» добавили «The
Carpet Crawlers». Другие изменения касались порядка исполнения песен: 14-го октября в Киле «Who Dunnit» и «Me & Sarah Jane» ушли назад в сет-листе, в то время как в Гамбурге 15-го октября, «Who Dunnit» поставили после «Man on the Corner». С 17-го числа в Кёльне после возвращения в сет-лист «No Reply at All» устаканился следующий порядок песен:
- Behind The Lines
- Duchess
- The Lamb Lies Down On Broadway
- Dodo
- Abacab
- The Carpet Crawlers
- Me And Sarah Jane
- Misunderstanding
- No Reply At All
- Firth Of Fifth
- Man On The Corner
- Who Dunnit?
- In The Cage - The Cinema Show - Riding The Scree - Raven - Afterglow
- Turn it On Again
- Dance On A Volcano - Los Endos
- I Know What I Like.
По сути до конца европейского тура сет-лист больше не менялся, кроме некоторых исключений в виде перестановок.
Европейский тур прошел по Франции, Голландии, Германии (аж 15 концертов!), Франции (отыграли три подряд концерта в Париже), Бельгии и Швейцарии, где и завершились 2 ноября.
Спустя 10 дней перерыва Genesis отправились в Штаты, начав гастроли в Мэдисоне 12 ноября. В Северной Америке сет-лист остался без изменений, лишь 21-го ноября в Цинциннати музыканты решили «The Carpet Crawlers» снова не играть.
Большое изменение случилось в Филадельфии - «Me & Sarah Jane» была заменена на «Like It or Not» (шла после «Who Dunnit?»). То же самое случилось и в Лэндовере, 30-го ноября. «Like It or Not» звучала еще несколько раз, каждый раз заменяя «Me & Sarah Jane», без определенного места в списке: так в Хартфорде 2 декабря она звучала после «The Carpet», а 4 декабря (и в последний раз) после «Firth of Fifth».
В целом тур по США и Канаде имел огромный успех: в ряде городов прошли по
два концерта (Чикаго, Филадельфия, Нью-Йорк, Монреаль, Торонто). Концерты от 28 и 29 ноября (в Нью-Йорке и Лонг-Айленде) запечатлела съёмочная группа для последующего релиза на VHS.
После концерта Genesis в Сиракузах (шт. Нью-Йорк) 11 декабря, группа взяла пару дней выходных перед заключительным этапом тура в Великобритании - они дали 3 концерта в Лондоне и 4 - в Бирмингеме (выступления от 22 и 23 декабря были записаны в дополнение к материалу, который готовился для выпуска концертного альбома).
Вернувшись на родину, группа вернула европейский сет-лист (а с ним и «Me & Sarah Jane»), однако особого внимание заслуживает предрождественское шоу в Бирмингеме о 23 декабря. Во-первых, после «Who Dunnit?», пока зрители ждали старых песен, Фил на трубе заиграл отрывок из «Silent Night», а во-вторых, на бис они сыграли «The Knife» (сокращенную версию, которая уже звучала во время тура Duke) и «I Know What I Like».
В музыкальном плане, группа находилась в великолепной форме. Дэрил уже полностью влился в коллектив, чередуя с Майком гитару и бас. Стюрмер играл на гитаре не только в песнях времен Хакетта, но и в более поздних («Behind The Lines», «Duchess», «Misunderstanding», «Me And Sarah Jane»), в то время как в «Turn It On Again» на гитаре играл он с Майком (используя также басовые педали). В «No Reply At All» Дэрил компенсировал гитарой отсутствие духовых Phenix Horns.
Во время исполнения «Who Dunnit?» и вовсе творилось странное: Резерфорд, сидя за установкой Коллинза, играл дуэтом с Честером на барабанах, а Фил возвышался за ними на платформе, исполняя песню. Дэрил играл на басу, Тони - на клавишных (оба находились по разные стороны от своих обычных мест на сцене).
Фил Коллинз
«Панк оставил свой след, а нам бы не хотелось застрять в определенном жанре. Помню, во время выступления в Лейдене нас освистали - они были против такой упрощенности. Но исполнение «Who Dunnit?» на концертах получалось фантастическим. Мы надевали маски - чистой воды сюрреализм, тот период был нашей попыткой переосмысления себя».
Но даже несмотря на холодную реакцию в Лейдене, тур можно считать триумфальным. Далее Genesis взяли перерыв, который оказался короче, чем кто-либо мог ожидать.
1982 - тур на бис
В начале 1982 года Тони Бэнкс, Фил Коллинз и Майк Резерфорд отказались от возможности продолжить тур Abacab по Австралии, Южной Америке и Японии, поскольку хотели вернуться к сольной карьере. В июне вышел концертый альбом Three Sides Live - исходя из названия, три стороны этого альбома содержали концертные записи (в основном из тура Abacab), а четвертая - была студийной, состоявшей из того, что осталось после сессий к альбомам «Duke» и «Abacab». Но это в США. В Великобритании четвертая сторона тоже была концертной.
В мае 1982 года вышел мини-альбом 3x3, содержащий песни «Paperlate», «You Might Recall» и «Me&Virgil», не вошедшие в полноценный альбом «Abacab». Также вышел и видеоальбом Three Sides Live, содержащий длинные концертные отрывки из Нью-Йорка и Лонг-Айленда, а также интервью и разные документальные материалы.
Параллельно все участники занимались сольными проектами, но о них мы поговорим отдельно. С учетом всей этой насыщенности объявление о новом туре Genesis стало настоящим сюрпризом: это не было требованием звукозаписывающей компании, поскольку официально тур по «Abacab» завершился. Группа лишь запланировала провести месячные гастроли по Северной Америке (август) и Европе (сентябрь). Учитывая, что на этот раз тур не был нацелен на продвижение какого-либо альбома, музыканты решили порадовать поклонников сет-листом, который сильно отличался от того, что звучало несколько месяцев ранее: были возвращены ряд классических треков, которые уже долгое время не исполнялись живьем.
Сет-лист первого концерта в Пеории (шт. Иллинойс) от 1 августа был следующим:
- Dance On A Volcano
- Behind The Lines
- Follow You Follow Me
- Dodo
- Abacab
- Supper's Ready
- Misunderstanding
- Man On The Corner
- Who Dunnit?
- In The Cage - The Cinema Show - Riding The Scree - Raven - Afterglow
- Turn It On Again
- Los Endos
- The Lamb Lies Down On Broadway - Watcher Of The Skies.
Достаточно оригинальный способ открыть концерт связанными песнями: «Dance on a Volcano», «Behind the Lines» (без «Duchess») и «Follow You Follow Me» (отсутствовавшая в туре «Abacab»).
Отныне «Dance on a Volcano» и «Los Endos» остались в сет-листе в качестве самостоятельных произведений, а не заключительных песен перед выходом на бис, соединенных еще барабанным дуэтом (как было в прошлых четырех турах). Теперь «Dance on a Volcano» открывала концерт, а «Los Endos» шла ближе к концу. Песни для выхода на бис - The Lamb Lies Down on Broadway с барабанным вступлением (вместо фортепиано) и замедленным финалом, плавно перетекающим в инструментальную версию «Watcher of the Skies» (только вступление и концовка). Самым лучшим и приятным сюрпризом, который заставил Дэрила, Тони и Майка стряхнуть пыль с 12-струнных гитар, стала полноценная «Supper's Ready» - каждый вечер Фил говорил, что этому произведению уже 10 лет. Дабы освободить место для этих классических треков, из сет-листа исключили «No Reply At All», «Me & Sarah Jane» и «Firth of Fifth».
Сценическое шоу изменений не претерпело: Vari-Lite использовали в значительной части сета, включив еще сухой лёд, который создавал удивительный эффект в некоторых песнях.
В этом туре Майк в последний раз использовал 2-грифовую гитару Shergold, а также дал возможность Дэрилу чаще в руки брать гитару вместо баса. Иногда они вместе играли на гитарах, используя дополнительно басовую педаль.
Честер Томпсон
Это была важная часть их звучания, особенно в Supper's Ready и Turn It On Again. Оно отличалось, хотя я бы предпочел (сужу как барабанщик, чтобы кто-то из них играл на басу!
Вся пятёрка музыкантов пребывала в отличной форме, а в звучании появились новые нюансы.
Честер Томпсон
Конечно, мы с Дэрилом здесь немного повлияли, но разница в звучании была обусловлена тем, что Майк стал больше играть гитарных партий. У него прекрасный гитарный слух, даже если поначалу звук не был таким плотным
Тур «На бис» получился одним из самых стабильных в плане сет-листа, он в целом оставался неизменным, за исключением появления I Know What I Like во время выхода на бис 2 августа, на втором концерте тура в Иллинойс. При том эта песня не звучала в ряде американских концертов (Беркли, Даллас, Сент-Луис, Коламбия, Нью-Хейвен) и европейских (Тиррения, Гамбург, Копенгаген, Гётеборг, Бирмингем от 21 сентября и Лондон о 28 сентября). Интересный опыт участия гостей случился в Штатах, так 9 и 10 августа в Инглвуде на сцену для исполнения «No Reply at All» и «Paperlate» вышла духовая группа Phenix Horns
На первом из этих двух концертов, 9 августа, публику ожидал еще один сюрприз: к ритм-секции присоединился Билл Бруфорд, чтобы сыграть на ударных в песнях The Lamb Lies Down on Broadway / Watcher of the Skies и I Know What I Like.
Учитывая, что песня «Paperlate» вышла синглом, продвигающим альбом «Three Sides Live», Genesis исполнили ее ещё и в Даллас, но уже без духовых - получилось неплохо, но больше к этому опыту не возвращались.
Phenix Horns присоединялась к Genesis ещё в концертах в Нью-Йорке о 22 и 23 сентября. «No Reply at All», а затем и «Paperlate» шли между «Abacab» и «Supper's Ready». После окончания тура по Северной Америке группа взяла 2 дня отдыха, прежде чем отправиться в тур по Европе - сначала в Женеву, затем в Фрежюс (Франция). А перед тем как выступить в Германии, Швеции, Дании и Бельгии, группа вернулась в Италию спустя 7,5 лет.
Увы, место проведения этого грандиозного возвращения, запланированного на 6 сентября, немного разочаровало: киностудия Cosmoplitan Film Studios (до этого она носила название Pisorno Studios из-за своего расположения между Пизой и Ливорно). Этот комплекс зданий, купленный в 60-х годах Карло Понти и Софи Лорен, был крупнейшей киностудией в Италии после Чинечитта и использовался для съемок в открытом воздухе для ряда кинопроектов. К странному выбору места добавилось не менее странное решение приурочить шоу к празднику Festa de l'Unita, организованному Итальянской коммунистической партией.
Судя по всему, по этой причине долгожданное возвращение Genesis не было встречено с ожидаемым энтузиазмом: многие зрители, вероятно, были совершенно не знакомы ни с группой, ни с ее музыкой, а были обыкновенными любопытными наблюдателями. С другой стороны, зрители, которые реально пришли посмотреть на группу, не скрывали своего разочарования от близости Supper's Ready к таким песням, как «Who Dunnit?», а потому начали бросать на сцену предметы. Таким было отношение итальянцев к новой версии Genesis, которую они явно не хотели принимать.
Совершенно иная встреча с итальянцами случилась 7 и 8 сентября в Риме на спортивной арене PalaEUR, несмотря на то, что во втором концерте группа решила отказаться от исполнения «Man on the Corner» и «Who Dunnit?» (как и в Гамбурге, 10 сентября).
Песню «Who Dunnit?» не исполняли и на двух других важных концертов крайне успешного 12-дневного тура по Великобритании (более 500 тысяч билетов было продано в течение нескольких дней после анонса тура). Первый из двух концертов состоялся в Шептон-Маллете 19 сентября, на котором в зале присутствовал Питер Гэбриэл (он ушел сразу после исполнения «Supper's Ready»), а второй концерт без «Who Dunnit?» состоялся во время возвращения группы в легендарный клуб Marquee 27 сентября. В начале своей карьеры Майк Резерфорд говорил, что его главной мечтой было выступить в клубе Marquee, где выступали ряд известных рок-звёзд, которые находились только на пути к своей вершине. Спустя 10 лет Genesis сами стали настолько популярными, что, чтобы удовлетворить их желание выйти на сцену Marquee, им пришлось рекламировать свой концерт под другим названием (Garden Wall - название первой школьной группы Гэбриэла и Бэнкса), дабы избежать наплыва фанатов (ведь вместимость площадки составляла всего 500 человек).
И пусть в те времена интернета еще не было, новость разлетелась быстро, в итоге многие фанаты были рады ночевать рядом с клубом, лишь бы гарантированно получить один из драгоценных билетов. К 10-30 утра билеты были распроданы, а счастливчики смогли насладиться уникальным концертом.
Далее - три концерта в лондонском Hammersmith Odeon (28, 29 и 30 сентября) ознаменовали собой еще один важный этап в истории группы. Параллельно именно в эти дни шли репетиции реюнион-шоу с Питером Гэбриэлом…
Предыдущие выпуски: