История возникновения WOMAD
Питер Гэбриэл
Мне безумно нравилась этническая музыка. И я так размышлял: раз она нравится мне, то, несомненно, она будет интересна и многим другим.
Как-то раз, во время очередной долгой и скучной поездки на поезде в Германию, я ушел в свои мысли, фантазируя на тему: вот бы устроить какой-нибудь большой сборный концерт, на котором, наряду с рок-группами, представить публику и эту музыку. Ведь уже тогда рокеры что-то начали брать… ну, или если отставить вежливость в сторону… воровать идеи у представителей этнической музыки.
А теперь позвольте скучную кучу закадрового авторского текста (здесь и далее он выделен жирным), иногда перемешанного с прямой речью наших героев.
Интерес Гэбриэла к мировой музыке возник ещё в эпоху до Genesis, в 1965 году, когда он открыл для себя фильм «Дингака» южноафриканского режиссера Джейми Уйса, а точнее саундтрек Берты Эгнос, Эдди Доминго и Бэзила Грэя. Через какое-то время «дров в камин» добавил знакомый ему Энтони Мур из Slapp Happy.
Ричард Макфейл
Долгое время Питер был в восторге от музыки разных культур всего мира, она оказывала на него огромное влияние. Всё чаще он сотрудничал с музыкантами из Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, становясь важным участником того, что сейчас называют «мировой музыкой». Его сочувствие к бедственному положению тех, кто живет под игом репрессивных режимов в этих регионах, лучше всего отражено в «Biko», песне из его третьего альбома («Melt») – это песня посвящена Стивену Бико, черному южноафриканскому активисту против апартеида, которого убила южноафриканская полиция во время ареста в 1977 году. Питер также принимал участие наряду с Брюсом Спрингстином, Стингом, Трейси Чепмен и Юссу Н’Дуром в области прав человека в туре Now!, который проходил по всему миру в 1988 году, отличаясь своими убедительными ораторскими способностями во время пресс-конференции на гастролях.
Пол Конрой
Ничего удивительного! Питер сам был ярким. Он много слушал Боуи, а тот и вовсе был хамелеоном, двигался в ногу со временем и тоже слушал много музыки.
К 1980 году Питер успел собрать записи разных этнических коллективов со всего мира, включая Африку, Бали и музыку аборигенов из Австралии. Благодаря Дэвиду Лорду Гэбриэл познакомился с Томасом Бруманом, ещё одним любителем этники, который жил в Бристоле, и вместе со своими бывшими соучениками по Оксфорду Бобом Хутоном и Аланом Джеймсом выпускал журнал с пластинками «Bristol Recorder Talking Book». Питер предложил пару своих концертных треков для включения в их следующий выпуск. Так началась их дружба. Все они очень увлекались этнической музыкой и собрали огромную коллекцию записей.
Питер поделился с ними своей идеей о сборном концерте и пригласил их помочь в организации. После распределения ролей начались поиски предполагаемых участников концерта: Бруман с бристольцами искали интересные этнические коллективы, а Питер задействовал свои связи в рок-музыке, чтобы собрать знаменитостей. Он же взял на себя вопрос поиска людей, способных стать спонсорами фестиваля. Несмотря на жуткую бюрократию, он обращался за помощь к посольствам, музыковедам и владельцам музыкальных магазинов, где продавалась фолк- и мировая музыка.
Изначально планировалось провести фестиваль в закрытом помещении весной-летом 1981 года. Но по мере углубления в ситуацию стало понятно, что расходы на приглашение гостей из дальних стран гораздо проще окупить большим мероприятием, типа фестиваля на открытом воздухе, длящемся несколько дней. В итоге всё перенесли на 1982 год.
Поиск спонсоров тоже получился нелегким. Государство вкладываться в фестиваль не спешило, как и частники - всё-таки с коммерческой точки зрения мероприятие вызывало вопросы. В итоге глава звукозаписывающей компании WEA Records согласился вручить 150 тысяч долларов в качестве аванса на сборный двойной альбом, релиз которого должен был состояться до фестиваля. В альбом должны были попасть песни звёзд. Согласие на участие в мероприятии дали Пит Тауншенд, Дэвид Бирн, Питер Хэммилл и The Beat. В свою очередь BBC решило снять документальный фильм для программы «Arena», пользовавшейся тогда популярностью.
Впрочем выделенных денег всё равно не хватало. Парни из «Bristol Recorder» смогли вложить свои 4 тысячи фунтов, накопленных за долгие годы. Питер добавил собственные 3 тысячи фунтов. Несколько тысяч смогли собрать у мелких спонсоров. Кто-то пытался вложиться не деньгами, а делами - например, программки фестиваля были отпечатаны бесплатно, нужно было купить только бумагу. Другими словами, с самого начала фестиваль испытывал финансовые проблемы, многое от начала и до конца держалось на энтузиазме тех, кто его организовал и помогал.
Определились с названием: WOMAD - World of Music, Arts and Dance («Мир музыки, изобразительных искусств и танцев»)). Изначальный вариант названия Music from the edges of the world («Музыка с краев света»), но его отбросили - якобы Британия тут показана центром всего света. Назначили дату - с 16 по 18 июля 1982 года. Место - открытая площадка (97 гектаров) рядом с Шептон Мэллет в графстве Сомерсет. Планировалось выступление трех сотен музыкантов из 21 стран мира, а также выставки, лекции, фильмы, мастер-классы, продажа произведений народных ремесел и блюд национальных кухонь. Особое место - детский день на фестивале. Концерты должны были проходить одновременно на четырех сценах. Понимаете масштаб?
Гэйл Корсон
Не скажу, что с самого начала была против этой идеи. Большое беспокойство вызывали люди, которые окружали Гэбриэла, и те, кому он поручил организацию. Ничего не имею против них лично, но у них отсутствовал опыт проведения подобных фестивалей. Сама я дружила с Пендлтонами и прочими, кто руководил фестивалем в Рединге, владел клубами, организовывал фестивали джаза и блюза, и лучше бы ему сотрудничать с ними…
Но идеализм и коммерческая неопытность организаторов, увы, проявлялись почти во всём. Взять постер: все приглашенные артисты - и рок-звезды, и этнические коллективы - на афише стояли в алфавитном порядке. Да, организаторы демонстрировали равное уважение ко всем - спору нет, но с коммерческой точки зрения такая афиша широкие массы не привлекала. Другая промашка организаторов связана с тем, что они пошли на поводу у владельцев участка, которые боялись беспорядков, а потому просили перенести выступление рок-звезд в закрытый зал, который вмещал только 4 тысячи зрителей. Другими словами, тех, кто мог сделать основные сборы, загнали на площадку с минимальной аудиторией.
Расходы продолжали расти. Они уже достигли 250 тысяч фунтов, куда входили суммы на оплату авиабилетов для всех иностранных гостей. На этом неудачи не заканчивались. За 2 недели до начала фестиваля BBC вдруг отказалось снимать документальный фильм. Постоянно откладывался релиз альбома, который мог стать прекрасной рекламой (чего уж говорить о выручке!). И как раз за 2 недели до фестиваля - почти впритык - альбом всё-таки вышел, но было очень поздно. Организаторы понимали, что убытки будут огромными, избежать их не получится.
Ларри Фаст
Нам пришлось уйти в отставку за пару дней до начала, в противном случае долги были бы еще больше
Тут подключилась Гейл Колсон. Несмотря на то, что, как мы уже сказали, она была против идеи такого фестиваля как заведомо убыточного, она всё же подключила бухгалтера, который смог подсчитать все убытки. Сама же Гейл постаралась распорядиться оставшимися средствами и расставить расходы в порядке приоритетности (выплаты артистам и так далее).
Гейл Колсон
Во время поездки в Шептон-Мэллет мне запомнилось кое-что. Я в какой-то момент сказала своей помощнице, что что-то не так. Она до этого на фестивалях ни разу не была, переспросила, в чем дело. Я обратила её внимание на то, что мы единственные были на тот момент на дороге, хотя по логике должны были попасть в пробку. Когда мы приехали на место, было видно, что работников приехало даже больше, чем зрителей. Думаю, большую часть времени я провела в кассе, собирая наличку и расставляя приоритеты, кому нужно заплатить сразу, а кто может подождать.
Первый день фестиваля пришелся на пятницу, рабочий день, а потому взрослых пришло не особо много, но при этом Шептон Мэллет посетило около 7 тысяч школьников. Все фестивальные дни включали в себя специальную программу для детей. За 3 дня в общем и целом, фестиваль посетило примерно 28 тысяч человек.
На фестиваль съехались музыканты со всего мира. Из Великобритании Simple Minds, Echo & The Bynnymen и Питер Хэммилл присоединились к индонезийцу Сасоно Мулио и китайцу Тянь Цзиню.
Ларри Фаст
Вспоминаю, как барабанщики из Бурунди репетировали на лужайке для крокета Эшкомб Хаус. Потрясающее звучание. Снял их на VHS, на новую цветную видеокамеру Питера.
На фестивале Гэбриэл со своей группой смог представить публике песни из нового альбома (он почти был готов к выходу), за исключением «Wallflower». С ними также играли Питер Хэммилл, Стюарт Коупленд (The Police), скрипач из Индии Шанкар, а во время исполнения песни «The Rhythm of the Heat» к ним подключилась группа Ekome. Ну и, конечно, не обошлось без «Biko».
Питер Гэбриэл
В тот уик-энд случились железнодорожные забастовки, и, даже несмотря на привлекающие имена на афише, наши надежды на то, что будет аншлаг, таяли, а с ними росли финансовые последствия.
Зрители, которые всё же пришли на фестиваль, доказали, что они - не идиоты, как их пытается представить индустрия. Люди были готовы открыться новому, и это прекрасно! Да, эти группы обычно держатся в академической среде, но мы смогли дать им пространство и возможности.
В итоге - огромный успех у публики и фиаско в финансовом плане. Сумма долгов составила 189 тысяч фунтов.
Последствия и угрозы
Питер Гэбриэл
Всё это типично в моем стиле - иметь большие мечты. Моя главная философия: идти туда, куда хочешь и принять то, что получишь, но с WOMAD мы попали в итоге в финансовую катастрофу.
Амбиции превзошли реальность. Мы пришли с евангельским рвением и думали, что все остальные будут в таком же восторге, как и мы. Но всё превратилось в настоящий кошмар, когда мы поняли, что у нас нет возможности купить билеты, дабы покрыть наши расходы. Долги были намного выше того, с чем я мог справиться, но люди считали меня единственным толстосумом, которого стоит прижать, поэтому я получил множество неприятных телефонных звонков и угрозы убийством.
Дэвид Лорд
Я слышал об угроза убийством. Ужасно. На трассе М4 застряли автобусы с оркестрантами из Китая, потому что автобусной кампании не заплатили за их доставку обратно в Хитроу. На первый взгляд, та атмосфера была потрясающей, но только на первый…
Питер Гэбриэл
Мы наивно полагали, что наше мероприятие будет более привлекательным, чем оно было на самом деле. Очень надеюсь, что даже если не получится у нас, хотя бы другие поддержат эту идею, потому что мы показали, что рок-аудитория может стоя аплодировать 50-летнему китайскому валторнисту - и это было круто!
Помощь от бывших коллег
Помощь пришла откуда не ждали - от бывших партнеров по Genesis. Тони Смит - менеджер, как группы, так и Питера, рассказал его старым коллегам о бедственном положении певца. В этот момент их тур Three Sides Live подходил к концу, а потому их гастрольная машина находилась на полном ходу. Было предложено несколько вариантов: дать в долг или устроить благотворительный концерт, а вырученными деньгами расплатиться с долгами. Первый вариант отпал сразу, так как все понимали, что просто так Питер деньги не возьмет. В итоге было предложено организовать концерт Genesis на открытом воздухе на площадке Милтон Кейнс Боул, которая была открыта не так давно в Бакингемшире.
Тони Бэнкс
Изначально участие Питера не планировалась. Но люди хотели, чтобы мы устроили нечто вроде воссоединения. А тут и повод появился. Питер попал в неприятности после WOMAD, и такой шаг казался достаточно простым. И идея в целом звучала неплохо. В рок-музыке довольно легко можно собрать большую сумму денег, а уж ради помощи другу - святое дело. Плюс, опять же, такой концерт стал бы еще одной возможностью избавиться от этих ужасных ожиданий нашего воссоединения, так что мы разом убивали двух зайцев.
Майк Резерфорд
Фестиваль WOMAD - огромное начинание с весьма благими намерениями, но финансовым коллапсом. У Пита всегда были новаторские идеи – он был храбрым, но иногда не совсем реалистичным, когда дело касалось деталей. После WOMAD он оказался в долгах, что даже получал угрозы смерти (хотя тогда я о них не знал).
Будучи честным, Пит обещал заплатить всем лично, если нужно, и поэтому, когда появилась идея помочь ему в сборе средств, устроив реюнион-шоу, мы долго не обсуждали, а сразу же решили это сделать. Тем паче у нас тогда в разгаре шел тур по Великобритании, хотя это обещало катастрофу с точки зрения логистики.
Ричард Макфейл
Решение сделать шоу реюнион – это отражение того, что мне всегда нравилось в Genesis. Все 5 членов оригинального состава – и я бы даже включил ещё Энта, поэтому уже 6 – остаются очень близкими и лучшими друзьями. Они могут не играть вместе, но при этом продолжать дружить. Другие группы их эпохи или статуса либо распались, либо разгругались таким образом, что одни участники продолжают плохо имитировать оригинальную группу, в то время как другие остаются на обочине.
Майк Резерфорд
Когда об этом думаю, я понимаю, что мы реально очень хорошие друзья, несмотря ни на что. Прежде всего, мы никогда не спорили из-за денег. В других группах, которые я наблюдал, когда музыканты растут, появляются запросы, и им сложно идти на компромиссы. Но если вы знакомы друг с другом со школьных времен и вращаетесь вместе очень долго, то уже сложнее играть в эти разрушительные игры.
Питер Гэбриэл
Была мотивация: расплатиться с долгами WOMAD. Что касается меня? Ну… эмм, думаю, мне понравится. После того, как я в течение 7 лет пытался избавиться от имиджа экс-участника Genesis, судя по всему, мне придётся сделать шаг назад. Не думаю, что они сейчас предпочли бы со мной работать, а я с ними, но то, что они сделали мне такое предложение - очень щедро с их стороны. Я им очень благодарен. (…) Я редко слушаю их последние записи. Лишь примерно последнюю неделю до этого концерта (1982, из интервью за неделю до концерта).
В тот момент я был очень напуган, что согласился бы на что угодно. И, конечно, я был тронут тем, на что они были готовы пойти ради меня. Хотя я не чувствовал себя персонально ответственным за финансовый провал фестиваля, я все же был частью команды, которая показала себя некомпетентной. Я не принимал финансовых решений, а был лишь одним из идейных организаторов, и, пожалуй, видел свою ошибку именно в том, что отказался взять на себя жесткое финансовое руководство. Несомненно, с течением времени я попытался бы расплатиться хотя бы с частью долгов. Но сразу собрать такую сумму мне одному было не под силу.
Четвертый сольный альбом Питера
Пока печатались афиши с билетами на знаменательный концерт, 10 сентября 1982 года состоялся релиз 4-го альбома Питера Гэбриэла.
Ларри Фаст
Пожалуй, это третий подряд альбом Питера, на котором не было каких-либо рамок. Возможно, работа над ним завершилась не так, как нужно было ее завершить. Появилось больше денег на всякие «игрушки» и технические средства. Иногда чрезмерное их использование может благое дело погубить и помешать творчеству.
Альбом получился новаторским. Он был (и есть) достоин восхищения, несмотря на то, что многим его было сложно полюбить. Этим альбомом Питер вновь опережал свое время.
Дэвид Лорд
То были дни Fairlight, цифровой технологии, которая повлияла на пластинку, так как Питер получал удовольствие от определенных звуков, ритмических паттернов и прочего. Это не было помехой. Но лишь об одном можно сожалеть. Альбом готовился так долго, что к моменту своего выхода уже и другие артисты испробовали Fairlight. Увы, мы не смогли извлечь из него какой-либо выгоды. Выйди он хотя бы в конце 1981 года, то вполне мог побить рекорды Тревора Хорна, создавшего The Lexicon of Love группы ABC.
Отзывы на пластинку получились смешанными.
Гэвин Марти (New Musical Express): «Что заставляет Гэбриэла и ему подобных думать, что для того, чтобы говорить о страданиях и депрессии, артист должен звучать несчастным и депрессивным? Даже когда он использует танцевальную труппу The Ekome, которые, я уверен, в своей родной среде используют музыку в качестве вдохновения, его музыка звучит так, будто он отбывает наказание за нечистоту и разложение всего западного мира. А нам-то что делать с этими арт-хаусными занудами?»
Сэнди Робертсон (Sounds): «В песне "Lay Your Hands On Me" Пит толкает свою старую речь, чуть ли не плача в трубку, но что это может прояснить? Под грохот барабанов, кажется, он жаждет страсти и таинственности, находясь на игровой площадке, где царит пустота из нержавеющей стали. Об этом, собственно, и весь альбом. Шутка эта имеет двоякое значение. Чудо повсюду; чтобы его найти, не нужно обладать примитивным мышлением! И сама эта пластинка - симптом духовной скудости современной жизни! Что может быть скучнее, чем биг-бит-синти-рок?»
Ричард Кук (New Musical Express): «Каким бы сложным он ни был, в этой работе есть редкая доля смелости и экспериментов. Каким бы уродливым или затянутым он не казался, в нем чувствуется забытый резонанс. Это первый шаг Гэбриэла в переосмыслении героических притязаний рока».
Питер Гэбриэл
Я понимаю, что это отчасти реакция на музыку, и я не скрываю этого, полагаю, что многое тут связано с модой. Одно из настоящих удовольствий от этого альбома по мне заключается в том, что меня больше слушают чернокожие радиостанции в Америке, при том, что «белая» пресса меня изрядно раскритиковала. Я читал хорошую рецензию в журнале Black Music, и хоть я не думаю, что моя музыка имеет много общество с музыкой «черных», мне всё равно приятно ощущать, что ритмическая составляющая достаточно сильна, чтобы донести её до чернокожих людей. Я хочу продолжать двигаться в том же направлении гибрида хай-тек и «вне европейского» влияния.
Rolling Stone: «Альбом «Security» развивает путь своего предшественника, добавляя элементы мировой музыки. Конечно, Питер предпринял шаги в этом направлении в «Biko», но всё не столь драматично, как в «The Rhythm of the Heat» с участием танцевальной группы Ekome. И всё же не только экзотика делает этот альбом интригующим. Гэбриэл привносит штрихи в свои мелодические структуры, создавая своего рода магию, которая применима к неистово мелодичной «Shock the Monkey» и капризной «I Have the Touch».»
Trouser Press: “Гэбриэл проводит свои исследования страха и катастроф со странным парадоксальным акцентом на надежде и сдержанности, демонстрируя свое мастерство и качество исполнения (…) В альбоме несколько мелодий можно назвать одними из самых лучших его произведений, которые сочетают в себе все его сильные стороны - текст, мелодику, структуру и экспериментальность - в бодрящей оригинальной поп-музыке с прочной опорой”.
Record Mirror: «Габриэл проходит тонкую грань между гениальностью и штамповкой всякой чепухи».
Дэвид Лорд
Всякой чепухи? Забавно. Но я бы не стал так далеко заходить. То время для него было очень странное. Коммерческое давление шло огромное, а он совсем не стремился к коммерциализации. Выходила неоднозначная реакция. Мы не стремились к коммерции, а просто делали то, что нравилось Питеру. Разве что «Shock the Monkey» можно назвать коммерческой песней.
Энтони Филлипс
Я считаю, что четвертый альбом Питера - замечательный! Мне меньше нравятся его агрессивные песни, которые были до этого. Хотя они соответствовали времени и тому, что тогда звучало. Нет, это неплохо, но просто это не в моем вкусе. Он стал самостоятельным. Даже тогда, в Рождественском коттедже, его идеи для аранжировок опережали время.
Тони Бэнкс
Третий альбом получился великолепным, и, на мой взгляд, четвертый ему удался еще лучше. С точки зрения композиции, так и вовсе альбом получился прекрасным. Пожалуй, самый мой любимый трек - «San Jacinto». Я был бы его большим поклонником, даже если бы не был с ним знаком.
Как в случае и с прошлым альбомом, Питер сделал немецкую версию «Security», который был назван «Ein Deutshes Album». И если в прошлый раз он просто исполнил немецкий текст, то в этот раз он вложился больше: перезаписал и заново свёл большинство треков альбома, плюс подключил Питера Хэммила на бэк-вокал на немецком языке.
Реюнион
Во избежание юридических проблем концерт от 2 октября в Милтон-Кейнс получил название «Six of the Best» (юмор из области местного фольклора - подобным образом на школьном сленге называют телесное наказание в виде 6 ударов тростью - и здесь есть легкая аллюзия к Чартерхаусу - прим.). Однако все прекрасно понимали, что оно значит: Питер Гэбриэл спустя 7 лет снова встал за микрофон в группе Genesis. На всех афишах и программках четко обозначили цель концерта - A Benefit for WOMAD.
Питер пришел на концерт группы 19 сентября в Шептон Маллет, после чего они обсудили последние логистические вопросы. Далее группа встретилась 28 сентября для 3-дневных репетиций (репетицию от 29 сентября отдельно фотографировали для сувенирных программок.
Питер Гэбриэл
(1982) Уверен, что как и любой человек, переживающий свою молодость, я буду испытывать сильную ностальгию по этому концерту, хотя с точки зрения карьерного роста - как для меня, так и для группы - это не самый удачная идея. Но с финансовой - будет очень полезно для WOMAD, ну и я, конечно, получу от него удовольствие.
Майк Резерфорд
Я уже говорил, что Питер не совсем реалистичен? И не только он. В конце концов, у нас было всего несколько дней репетиций в Odeon Hammersmith, играя песни, которые мы годами уже не исполняли.
Было решено играть песни преимущественно «эры Гэбриэла», добавив лишь пару произведений из новой эпохи - «Solsbury Hill» Питера и «Turn It On Again». Из старой эры на последних гастролях в репертуаре группы звучали только «The Lamb Lies Down on Broadway», «In the Cage» и иногда «Supper's Ready».
Фил Коллинз
Мы были очень плохо подготовлены, потому что потратили на репетиции всего пару дней. Но по итогу всё встало на свои места довольно легко, иначе у нас бы возникли реальные проблемы.
Времени на репетиции было отведено мало, и ощущения у музыкантов были странными, когда они пытались снова разучивать уже забытый материал. Плюс воскресили старые костюмы Питера вместе с флейтой, на которой он не играл долгое время. Участники были поражены тем, как мало они помнили из материала, который ранее они часто играли. Так Резерфорд умудрился забыть 4-минутный отрывок в середине «The Musical Box».
Майк Резерфорд
Могу честно сказать, что я не знал, насколько сильно поклонники хотели видеть всех нас снова. И это одна из главных причин, почему мне не хотелось, чтобы шоу «Six of the Best» в Милтон Кейсе было снято. Оглядываясь назад, это мое одно из самых худших решений.
Как группа, мы очень серьезно относились к контролю качества – думаю, это правильно, и я знал тогда, что наше выступление будет немного некачественным, чисто из-за нехватки времени, которое мы потратили на репетицию. Я руководствовался следующей логикой: лучше присутствовать лично и ощутить всю атмосферу, потому как если увидеть всё это спустя пару лет, то ощущения были бы не те, всё выглядело бы гораздо хуже и в плане звучания, что испортило бы воспоминания.
Как оказалось, вечер был особенным. И только потом я понял, насколько было бы хорошо его записать для фанов, и насколько этот вечер особенный для меня лично.
Тони Бэнкс
Странный получился денёк. Очень ветреный. Я вдруг почему-то надел красный спортивный костюм с надписью «Камикадзе». Не знаю почему, честно. Но эта надпись подвела итоги всего дня.
Ричард Макфейл
День воссоединения совпал с днем рождения Майка. Это один из тех дней, редкий даже для Англии, когда вы просыпаетесь утром и понимаете, что идет дождь. И идёт весь день. И когда вы ложитесь спать, он продолжает идти. Не смертельный для концерта на открытом воздухе в начале октября. Но потребовалось нечто больше, чем просто ужасная погода, чтобы удержать поклонников Genesis, особенно с тем странным парнем на вокале, который одет в костюм подсолнуха. Люди пришли, надев плащи и резиновые сапоги. Genesis собирались начать Европейский тур, а осветительная и звуковая команда Showco уже находилась в Великобритании, поэтому машина была заведена. На сцене находились 5 оригинальных участников, которых дополнительно усиливали Дэрил и Честер.. В какой-то момент Питер забыл свой текст. Но ему не стоило волноваться: вся публика пела за него, и звучали они идеально. Я находился за микшерным пультом и меня очень трогало происходящее, увы, присоединиться к ним на сцене не имел возможности. Люди до сих пор вспоминают тот день, как редкое и особенное событие. «Я там был» - рассказывают они следующим поколениям поклонников Genesis.
Армандо Галло, итальянский фотожурналист, безумный поклонник Genesis с самого начала и первый человек, написавший книгу о Genesis, в то время был в Лондоне, как и группа Toto, большие поклонники Genesis и друзья Армандо. «А нам можно поехать?» - спросили они его. Конечно, можно! Помню, как я находился за кулисами на парковке, когда подъехали и припарковались два черных лимузина. Из него высыпали все эти очень заводные люди, включая Армандо, познакомивший меня с остальными. Среди участников была актриса Розанна Аркетт, подруга клавишника Toto Стива Поркаро, одетая с ног до головы в черную кожу – очень заманчиво, очень красиво и, как это не удивительно, отвлекала внимание Питера. Тут-то он и влюбился на свою голову.
Стоит отметить, что летом того же года на этой площадке, вмещавшей 65 тысяч зрителей, выступали Queen. Так Милтон Кейнс стал основной площадкой для разовых концертов за пределами Лондона.
Концерт
2 октября с самого утра зарядил дождь, превратив стадион в болото. Тем не менее собралось 47 тысяч фанатов, приехавших из разных стран Европы, Америки, Австралии и Японии. Концерт начинался в 14 часов и шел до 20 часов. На разогреве выступали The Blues Band, Джон Мартин и группа Talk Talk. На протяжении всего выступления их освистывала промокшая от дождя публика, иногда на сцену даже летели бутылки. Но в 18 часов наступала пора выходить главным гостям вечера.
Выход группы представил Джонатан Кинг, их первый продюссер, который не преминул напомнить, что именно он им дал название Genesis.
Майк Резерфорд
В начале шоу нас представил Джонатан Кинг. Когда появился на сцене гроб и из него вышел Гэбриэл, мы все улыбнулись. Ну как же… Это же наш Пит!
Мы начали мощно - с песни «Back in NYC», что было смело, и закончили с «The Knife», что было забавно. Мы вернулись в те ранние клубные времена, когда Пит размахивал микрофоном в воздухе.
Пит снова пел старые песни, а я вдруг оценил, какую удивительную работу проделал Фил, насколько бережно он к ним относился. За последние несколько лет у Фила появилась трещина в голосе, хриплый треск, и они стали так же и его песнями, как когда-то были песнями Пита.
Питер Гэбриэл
Стоял проливной дождь. Мы репетировали 4 дня, и я был разочарован тем, как мы их провели. Разумеется, я был не совсем в форме. Да, можно было выучить материал и работать самостоятельно до посинения, но надо было просто сесть с группой и отыграть несколько разогревающих концертов.
Фил Коллинз
На самом деле, у меня не особо много воспоминаний о том дне. Да, помню, шел дождь, как и всегда, на афише были Джон Мартин и Talk Talk. Питера выкатили на сцену в гробу, что было очередным сюрпризом. Казалось, он понимал, что его идеи не пройдут демократические процессы принятия решений в группе. Скажи он, что он появится на сцене в гробу, мы бы удивились: «Чувак, ты считаешь, что ТАК ЛУЧШЕ?». Но он это сделал и получилось забавно.
На самом деле, я был очень рад вновь играть на барабанах позади Питера. Моё эго это не задевало. Я всегда получал удовольствие от возможности вернуться к барабанам.
Питер Гэбриэл
Я никогда не умел запоминать слова, но в этот раз мне пришлось очень внимательно следить за губами сидящих в первом ряду.
Помимо сидящих в первом ряду, на сцене у Гэбриэла был телесуфлер. К тому времени, когда он начал говорить о крокете перед песней "The Musical Box", уже не имело значения, репетировала группа или нет, насколько сильный идет дождь и как долго он ещё будет идти. На сцене вновь блистал классический состав Genesis.
В течение 2 часов группа неторопливо исполняла свои произведения до 1975 года - «The Carpet Crawlers», «The Musical Box», «Supper's Ready». К этому моменту на стадионе уже присутствовало 65 тысяч зрителей и каждый пел в унисон с Питером вступительные слова песни "Dancing With The Moon Knight". А перед «Firth of Fifth» Гэбриэл объяснил ситуацию с WOMAD и поблагодарил публику за поддержку.
«В обмен на ваши деньги по попытаемся дать вам то, что, на наш взгляд, вы хотели бы получить от нашего состава».
Было решено также спеть песни после 1975 года. Так Питер исполнил свою сольную «Solsbury Hill», а во время «Turn It On Again» они с Филом поменялись местами - Фил встал за микрофон, а Питер - за барабаны, что привело к определенным сложностям.
Майк Резерфорд
Если говорить о барабанах, то Питер никогда не был Филу равным в этом деле, хотя иногда это его расстраивало. Когда началась песня «Turn It On Again», Питер вдруг решил, что сыграет вместе с Честером на установке Фила, но он не знал главного: песня имеет размер 13/8, что делало её похожей на карусель: он думал, что дошел до последнего такта, а мы уже играем следующий. И всю песню он пытался с этим бороться. Но знаете… как по мне, пусть лучше вложить всю душу и наделать ошибок, чем играть идеально. Плюс, как группа, мы всегда обожали моменты, когда кто-то лажал.
Взять, например, песню «Man on the Corner». Первый такт начинается очень неожиданно, непонятно, когда там надо вступать, и мы с Тони постоянно были в растерянности, пока Фил нам не объяснил, что и как. Как только ты понимаешь, где играть рифф, всё звучит прекрасно, но в том-то и было очарование, наблюдать за Тони, как он пытается разобраться с этим внутри себя: обычно ему приходилось просить Честера дать ему сигнал. (Скажу откровенно: особенность ошибок Тони в том, что он никогда не признается, что ошибся. Я всегда ошибку признаю, а Тони обычно смотрит на меня поверх клавиатур и рычит, в итоге мне всегда кажется, что я сам где-то сфальшивил. Такое он проделывал и с Филом, и только спустя много лет мы поняли, что он нас обманывал (смеется).
Тони Бэнкс
Мероприятие в целом получилось странным. Фил ряд песен играл на барабанах, несмотря на то, что обычно на концертах за барабанами сидел Честер, в результате изменилась сама природа исполнения. Питер же пытался играть на бонго в «Turn It On Again», не понимая, где там 14-й такт. Когда просто слушаешь песню, то особо не понимаешь, что в ней не так, но когда начинаешь играть, то всё время думаешь: «Что я не так делаю?» Питер постоянно в отчаянии вскидывал руки вверх.
На бис к группе присоединился… Стив Хакетт! Изначально его приглашать не планировали, да и он был тогда занят - записывал новый альбом в Бразилии. Но узнав о готовящемся концерте из телефонного разговора со своим отцом, он созвонился с организаторами и предложил свои услуги. Так он появился на сцене, и все вместе они исполнили «I Know What I Like (In Your Wardrobe)» и «The Knife»
Стив Хакетт:
Я в этот момент был в Южной Америке, но, узнав о мероприятии, немедленно сел в самолет и появился на сцене для исполнения двух песен на бис. Выступление получилось очень эмоциональным. Было прекрасно поработать вновь со всеми, особенно помочь Питеру и WOMAD. Ну а реакция зрителей - это что-то потрясающее.
Ричард Макфейл
Когда группа выступает на большом стадионе, в конце у нее есть два варианта развития событий. Первый – сбежать, бросить всё, прыгнуть в автомобиль и уехать, пока зрители всё ещё надеятся на большее. Второй – подождать, окунуться в закулисную вечеринку, задержаться на полтора часа, а как только всё затихнет, уехать самим. Ясно, что в данном случае неуместно было выбрать первый вариант, поэтому началась большая закулисная вечеринка – много объятий, согревающих день рождения Майка. Вся группа снова вместе.
Питер Гэбриэл
Кажется, фанатам понравилось, хотя, опять же, всё получилось сырым. Словно идёшь в школу, в которой ты не был уже 30 лет. Ну или 6 лет, как в данном случае, но в этом чувствовалась жизнь.
Шли разговоры, что Genesis за концерт получили какие-то деньги. Пусть их в основном изображают самых неэгоистичных, эксплуататорских капиталистов рок-мира, но именно благодаря Genesis WOMAD может двигаться, бороться, идти вперед, и поверьте, взамен они ничего не взяли.
При стоимости билетов 9 £ до концерта и 10 £ в день концерта, выступление принесло более 500 тысяч £, что помогло после всех вычетов разом расплатиться с долгами Питера.
Попробовать ещё раз? [организовать фестиваль - прим.]. Хотелось бы. Но только так, чтобы уже кто-то другой оплатил счет. Надежда на коммерческого спонсора, потому что это мероприятие вполне себе жизнеспособно. В «молодёжной культуре» есть еще место для иной музыки.
Тони Бэнкс
Это было похоже на сон. Когда всё закончилось, я был несказанно рад, потому что мне не особо нравилось в то время играть те песни. Обычно я был вовлечен в новый материал, который мы играли или собирались играть. И я был очень рад, что часть старых песен осталась позади, но реакция публики меня порадовала. Я верю, что Питеру это шоу помогло разобраться с финансовыми неприятностями. Сейчас WOMAD - это масштабное мероприятие.
Майк Резерфорд
У меня был день рождения и зрители пели мне. За кулисами - болото, все в резиновых сапогах пили шампанское за мое здоровье, весь вечер был похож на сон. Это один из тех моментов, о которых вспоминаешь и жалеешь, что не смог этим насладиться больше. Проблема для меня заключалась в том, что жизнь была настолько насыщенной, что не было времени остановиться и поразмыслить. Это и было одной из причин моих сомнений, насколько сильно фанаты хотят снова видеть нас вместе.
И опять же, я сожалею, что мы не попытались записать шоу. Я думал, что мы отыграем коряво, но… всё же было лучше в тот момент находиться именно там.
Когда ты очень занят (а мы тогда были очень заняты!), трудно отвлечься от происходящего, чтобы трезво оценить иные точки зрения или даже других людей. И в этом заключалась наша настоящая проблема.
Питер Гэбриэл
Это было похоже на воссоединение семьи, теплая атмосфера, которую не могла испортить даже ужасная погода. В музыкальном плане удалось не всё, а в эмоциональном - переживания были сильные. На похоронах Страта, мне передали его записную книжку, в которой он сделал запись об этом концерте, и было ясно, что он тоже очень растроган.
Тони Страттон-Смит
(из записей от 2 октября 1982 года) Сегодня вечером я посмотрел на один из аспектов своей работы за последние 12 лет, и, выражаясь языком Пипса (Самюэль Пипс - английский чиновник морского ведомства, автор знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации - прим.), «нашел его приятным».
Воссоединение Genesis, Питера Гэбриэла и Стива Хакетта на этот единственный вечер прошло с огромным успехом, и участники группы проявили больше эмоций, чем можно было ожидать. В тот день было день рождения Майка, что дало дополнительные поводы для долгих объятий и воспоминаний. Это было лишь продолжением праздничного настроения, которое бурлило ранее среди 60 тысяч человек, выдержавших 6 часов непрекращающегося дождя, и, возможно, именно они заслуживали самых крепких объятий.
Genesis - это одна из по-настоящему великих радикальных групп за последние 12 лет, о чем нечасто говорят со времен «золотых рецензий» Криса Уэлча. Наравне с The Who, обе эти группы уступают лишь Единственному Создателю всего и вся здесь, в Британии - The Beatles!
To Be Continued…