Найти в Дзене

Новый ФГОС для старшей школы: что ждет 10-11 классы? Учителя, включайтесь!

Учителя, ваш опыт решает! Общественная экспертиза проекта продлится только до 18 декабря. С 3 по 18 декабря 2025 года у каждого педагога есть уникальный шанс повлиять на будущее российского образования. Министерство просвещения вынесло на общественно-педагогическую экспертизу масштабный проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для 10-11 классов. Это не просто очередное обновление — это фундаментальный пересмотр подходов к обучению в старшей школе, который затронет миллионы нынешних и будущих учеников, их родителей и, конечно, учителей. Если кратко: новый стандарт должен вступить в силу 1 сентября 2027 года, а полностью на него школы перейдут к 1 сентября 2028-го. Но готовиться к изменениям нужно уже сейчас. Давайте вместе разберемся, что принципиально нового предлагает документ на 160 страницах, и почему ваше мнение о нем так важно. Не только математика и естествознание: что на самом деле меняется? В новостях часто акцентируют внимание на обновлении
Оглавление

Учителя, ваш опыт решает! Общественная экспертиза проекта продлится только до 18 декабря.

С 3 по 18 декабря 2025 года у каждого педагога есть уникальный шанс повлиять на будущее российского образования. Министерство просвещения вынесло на общественно-педагогическую экспертизу масштабный проект нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для 10-11 классов. Это не просто очередное обновление — это фундаментальный пересмотр подходов к обучению в старшей школе, который затронет миллионы нынешних и будущих учеников, их родителей и, конечно, учителей.

Если кратко: новый стандарт должен вступить в силу 1 сентября 2027 года, а полностью на него школы перейдут к 1 сентября 2028-го. Но готовиться к изменениям нужно уже сейчас. Давайте вместе разберемся, что принципиально нового предлагает документ на 160 страницах, и почему ваше мнение о нем так важно.

Не только математика и естествознание: что на самом деле меняется?

В новостях часто акцентируют внимание на обновлении программ по «Математике», «Физике», «Химии» и «Биологии». Это правда, и это, безусловно, важно для формирования современного научного мышления. Но проект нового ФГОС — гораздо шире. Он перестраивает всю философию старшей школы вокруг нескольких ключевых идей:

1. «Сквозные» ценности и воспитание. Стандарт прямо и недвусмысленно закрепляет воспитание на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей как стержень всей образовательной деятельности. Формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к закону и историческому наследию — теперь не просто слова в отчетах, а конкретные требования к результатам и программам воспитания, которые должна разработать каждая школа.

2. Гибкость и индивидуальность. Лозунг «школа для ребенка, а не ребенок для школы» получает реальные инструменты. Новый ФГОС усиливает возможность индивидуальных учебных планов, углубленного изучения предметов и сетевых форм обучения (когда уроки могут вести преподаватели вузов или специалисты предприятий). Ученик с техническим складом ума и гуманитарий должны получить принципиально разный образовательный маршрут.

3. Цифра как норма. Электронное обучение и дистанционные технологии прописываются не как временная мера, а как полноправный формат, который школы обязаны уметь использовать. Особое внимание — безопасности в цифровой среде и доступности таких технологий для детей с ОВЗ.

4. Проекты и исследования — обязательный навык. В учебных планах теперь законодательно закреплены часы на проектную деятельность. От выпускника будут ждать не просто знаний, а умения самостоятельно провести исследование, создать продукт и публично представить его результаты, в том числе в цифровом пространстве.

5. Ясные и измеримые результаты. Стандарт детально (очень детально!) прописывает, что именно должен знать и уметь выпускник по каждому предмету — и на базовом, и на углубленном уровне. Например, по литературе указан не просто список авторов, а конкретные произведения и даже объем сочинения (не менее 250 слов). По иностранному языку — количество лексических единиц и длительность аудирования.

Что нового в конкретных предметах? Краткий гид.

Проект нового стандарта детально прописывает, что должен знать и уметь выпускник. Вот краткий разбор по ряду предметов, показывающий вектор изменений.

Литература

Акцент на взаимосвязь языка, литературы и духовно-нравственного развития. В списке обязательных для изучения — произведения о Великой Отечественной войне (проза, поэзия, драма), современная отечественная литература (после 1991 года), а также литература народов России. На углубленном уровне добавляется серьезный литературоведческий анализ и критика.

История

Четкий акцент на значимость России в мировых процессах, защиту исторической правды и недопущение фальсификаций. В содержании курса прямо упомянуты темы воссоединения Крыма с Россией и специальной военной операции.

Иностранный язык

Коммуникативный подход в действии. Прописаны конкретные требования к диалогу (до 9-10 реплик), монологу (14-18 фраз), объему текстов для чтения (600-900 слов). Углубленный уровень ориентирован на деловое общение в рамках выбранного профиля.

Математика (углубленный уровень)

Это уже почти программа первого курса технического вуза: комплексные числа, основы математической логики и теории графов, элементы теории вероятностей и математической статистики. Цель — реальная подготовка к будущей профессии.

Информатика (углубленный уровень)

Фактически это стандарт для IT-классов. Изучаются не только программирование, но и машинное обучение, анализ данных, нейронные сети, web-разработка, кибербезопасность и системы контроля версий (Git).

География (углубленный уровень)

Этот курс для тех, кто видит в географии не только карты и столицы, а инструмент для анализа мира. Акцент смещен с запоминания на исследование и экспертизу. География рассматривается как комплекс наук для решения практических задач: от логистики и урбанистики до оценки инвестиционных рисков и экологической безопасности.

Выпускник должен уметь проводить географическую экспертизу — оценивать последствия строительства заводов, изменение климата, миграционные потоки. Обязательно владение геоинформационными системами (ГИС) для анализа и визуализации данных. Практический выход: Умение анализировать цепочки добавленной стоимости, природно-ресурсный потенциал стран и регионов, составлять прогнозы. Это прямая дорога в стратегическое планирование, экологию, международные отношения и бизнес-аналитику.

Обществознание (базовый уровень)

Курс становится максимально прикладным, формируя грамотного и ответственного гражданина. Глубокое погружение в систему российских духовно-нравственных ценностей, правовых и экономических основ государства. Акцент на противодействие коррупции и экстремизму.

Основные навыки - Не просто знать права, а уметь их защищать. Не просто понимать экономику, а применять знания для личного финансового планирования, оценки рисков и безопасности. Важнейший блок — критическая оценка информации, особенно в соцсетях и СМИ.

Выпускник должен быть готов к выполнению социальных ролей, осознанному выбору, разрешению конфликтов и грамотному взаимодействию с государственными институтами (налоги, госуслуги).

Физика (углубленный уровень)

Курс серьезно приближен к вузовской программе, делая ставку на глубокое понимание принципов и математический аппарат. Изучение не просто явлений, а границ применимости физических моделей и законов. Большое внимание — астрономии и физике элементарных частиц.

Ключевые навыки: Умение самостоятельно выстраивать физическую модель для решения сложной задачи, проводить многовариантные эксперименты с оценкой погрешностей, использовать цифровые инструменты моделирования.

Четкая ориентация на будущую профессию в физико-технической сфере. Выпускник должен понимать роль физики в технологическом суверенитете страны и оценивать последствия технологий с точки зрения экологии и этики.

4. Химия (базовый уровень)

Курс систематизирует знания, показывая химию как основу для критического мышления и безопасной жизни. Упор на фундаментальные теории (строение вещества, периодический закон, ОВР) и их применение для объяснения свойств веществ, используемых в быту, промышленности, медицине.

Ключевые навыки: Уверенное владение химическим языком (номенклатура, уравнения), проведение расчетов по формулам и уравнениям, планирование и выполнение химического эксперимента с соблюдением правил безопасности.

Понимание химических основ в медицине, экологии, производстве. Умение критически оценивать рекламу, бытовую химию, пищевые добавки. Осознание роли химии в технологическом суверенитете и решении глобальных проблем.

Биология (базовый и углубленный уровни)

Базовый уровень: Акцент на общебиологические закономерности (эволюция, экология, клеточное строение) для формирования научной картины мира и основ биологической грамотности (ЗОЖ, экологичное поведение, критическая оценка псевдонаучной информации).

Углубленный уровень: Углубленное изучение молекулярной биологии, биохимии, генетики, физиологии. Выпускник должен уметь решать сложные задачи, понимать современные биотехнологии и этические аспекты их применения. Это прямая подготовка к медико-биологическим и аграрным специальностям.

Основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР)

Новое название предмета (вместо ОБЖ) отражает его расширенное содержание. Синтез начальной военной подготовки, гражданской обороны, кибербезопасности, медицинских знаний и правовой грамотности.

Действия по сигналам ГО, оказание первой помощи в боевых условиях, основы строевой и огневой подготовки, знания о Вооруженных Силах РФ, противодействие экстремизму и терроризму, безопасность в цифровой среде.

Формирование готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за безопасность, построение профессиональной траектории в силовых структурах и оборонно-промышленном комплексе.

Физическая культура

Смещение акцента с нормативов на осознанное применение физической активности для поддержания здоровья, работоспособности и качества жизни.

Владение технологиями самоконтроля показателей здоровья, умение использовать разные виды активности для профилактики переутомления, применение упражнений в профессионально-прикладных целях.

Формирование устойчивой привычки к ЗОЖ, умение самостоятельно поддерживать физическую форму вне зависимости от внешних условий.

Этот обзор — лишь верхушка айсберга.

Каждый предмет в новом ФГОС прописан с невероятной детализацией. Чтобы не перегружать эту статью, в ближайшее время я подготовлю и опубликую отдельные подробные разборы по каждому из этих предметов. В частности, какие конкретные темы добавлены, что изменилось в требованиях к умениям и как это скажется на учебном процессе.

Голос учителя, родителя, ученика: почему ваше мнение решает?

Министерство просвещения проводит не формальные «общественные слушания», а педагогическую экспертизу. Это значит, что ждут не общих эмоций, а профессиональных, предметных замечаний от тех, кто будет работать по этим стандартам.

  • Учителям стоит посмотреть на требования к результатам (разделы IV, начиная со стр. 74). Реалистичны ли они для двух лет обучения? Хватает ли ресурсов (времени, оборудования) для достижения этих целей? Достаточно ли четко прописаны предметные результаты, чтобы по ним можно было строить уроки и проверочные работы?
  • Родителям важно обратить внимание на разделы о воспитании, индивидуальных учебных планах и условиях обучения (разделы I-III). Создаст ли школа ту самую развивающую среду, которая обещана? Как будет реализовано право на изучение родного языка? Достаточно ли внимания уделяется психологическому благополучию и здоровью детей?
  • Старшеклассникам будет полезно заглянуть в список предметных результатов (особенно по своему профилю). Это ваш будущий «чек-лист» знаний и умений после окончания школы. Соответствует ли он вашим представлениям о подготовке к поступлению в вуз или началу карьеры?

Как высказать свое мнение? Инструкция к действию.

  1. Изучите документ. Полный текст проекта приказа и ФГОС опубликован в Банке документов Министерства просвещения РФ
  2. Сформулируйте предложения. Будьте конкретны: укажите номер пункта, страницу, сформулируйте проблему и предложите вариант редакции текста.
Например: «В п. 56.8 на стр. 87 требование к объему сочинения (150 слов) для 10-11 классов считаю недостаточным для формирования развернутой письменной речи. Предлагаю увеличить минимальный объем до 200 слов».

3. Направьте обращение. Свои замечания и предложения нужно направить в установленный срок — до 18 декабря 2025 года — на электронные адреса, указанные в официальном сообщении Министерства.

Новый ФГОС для старшей школы — это попытка ответить на вызовы времени: воспитать гражданина, дать актуальные знания, научить учиться и работать в цифровом мире. Это сложный, многогранный документ, в котором идеализм целей неизбежно сталкивается с практикой их реализации.

Именно от профессионального сообщества — учителей, методистов, директоров — зависит, останется ли этот стандарт красивой теорией или станет рабочим инструментом для создания современной, сильной и человечной школы. От родителей и учеников зависит, будет ли эта школа услышана в своих потребностях.

Не упустите шанс стать соавторами будущего.

Ваше мнение по каждому из этих направлений крайне важно в ходе общественной экспертизы до 18 декабря. Изучайте, анализируйте, предлагайте изменения!

Статьи по конкретным предметам. Сравнение действующего и нового ФГОС. Что изменится?

Шедеврум
Шедеврум