Михаил Александрович Тарковский – писатель, поэт, биолог, охотник.
Какое-то время назад открыла для себя этого писателя, чему несказанно рада. Мало от каких книг я получаю такое удовольствие. Мне нравится всё: и то, о чём пишет Тарковский, и то, как он пишет, и главное, люди, о которых он пишет. Верю писателю безоговорочно, потому что узнаю́ свою родную Сибирь. Узнаю́ и людей, и говор, и природу.
Расскажу про книгу Михаила Тарковского "Замороженное время".
Эта книга – сборник рассказов и повестей. И в это издание (четвëртое) ещё вошли стихи Михаила Тарковского.
« Я всё отдам за это вдовье
Лицо земли, где дождь, как штрих,
Где жизнь – сплошное предисловье,
А смерть – загадка для живых.
Где всё, что есть, – и грех, и слава –
Лишь голос предков в нас самих,
Где мы не заслужили права
И в мыслях быть счастливей их».
«Бабушкин внук» – один из самых сильных рассказов в этом сборнике. Речь в нём идёт о бабушке по матери – Марии Ивановне Вишняковой. Рассказ написан с любовью и нежностью, чувствуется, как бабушка и внук были близки. Бабушка была мудрая женщина и, пожалуй, провидица. По крайней мере в том, что касалось её внука.
«... бабушка часто говорила о том, что, когда вырасту, я выучусь на зоолога и буду жить в лесу. Осознанно или нет, она целила меня на таëжную жизнь, много рассказывала про Енисей, куда она в своё время отправила в экспедицию своего сына, а моего дядьку, знаменитого режиссёра, очень живого, обаятельного и оригинального человека – автора необыкновенно странных и пронзительных фильмов, один из которых я до сих пор смотрю, еле сдерживая слëзы, поскольку там живьём снята бабушка».
Для тех, кто не знает, Михаил Тарковский, действительно, живёт, можно сказать, в лесу – на сáмом берегу Енисея, в селе Бахта Красноярского края.
А речь идёт, конечно же, о фильме «Зеркало».
Или вот. Вам бабушка, например, какие книжки читала?
«Бабушка открыла мне Подмосковье, Оку, Волгу Калужскую область, где были её родовые места. Одно лето мы прожили в Оптиной пустыни, там бабушка подсунула мне (третьекласснику!) «Братьев Карамазовых». Любимым героем её был Алëша. Мы ходили в скит, и бабушка рассказывала об Алëше и старце Зосиме как о живых людях».
О книге Марины Арсеньевны Тарковской писала здесь.👇
Во всех, буквально, во всех рассказах есть очень интересные персонажи. Впрочем, поправлю сама себя, не персонажи, а живые люди, и не интересные, а настоящие.
«Ледоход».
« С приезжими у тëти Нади установились свои отношения. Студентки посещали «колоритную» старушку, угощавшую их «вареньями и оладдями», дивились её жизнестойкости, писали под диктовку письма сестре Прасковье в Ялуторовск, а зимой слали посылки и открытки. Тëтю Надю это очень трогало, она отвечала: «Сизу пису одна как палец» и посылала кедровые орешки в мешочке, копчëную стерлядку или баночку варенья. Девушки обращались к ней за советами в щекотливых делах. Тëтя Надя учила: «Своим умом зыви. Музык – он улична собака».
«Каждому своë»
А «музыки́» там ох, колоритные. Послушайте, какие частушки поют своим избранницам (предварительно приняв на грудь, конечно).
На горе стоит избушка,
Красной глиной мазана!
Там сидит моя подружка –
За ногу привязана!
«Вековечно»
«Сгоревшую спичку засовывал в коробок снизу, так что коробки у него были неряшливо-пухлые, с оттопыренными донцами».
Я помню такие коробки из детства! Папа так делал? Не знаю, зачем. Вот читаю и представляю этого человека и в руках у него пухлый спичечный коробок с торчащими обгоревшими спичками...
«Замороженное время»
«В клубе Славку нарядили, вручили мешок с подарками. Возили Деда Мороза в красном халате и отстающей вате Гошка с Рудькой. Заезжали в разные избы, везде хозяин выставлял бутылку, хозяйка закуски, дети читали стишок, и Дед Мороз бодро хвалил и вручал подарок. А хозяин наливал водки и говорил: «Ну, давай, Дедка!», а бабка добавляла с дивана: «Ну и слава Богу. И дай Бог здоровья!»
Я не знаю, как вам... Но мне это знакомо и понятно. А читать об этом было немного грустно, потому как ушло. Ушло что-то пусть простое и незатейливое, но очень доброе, почти семейное и родное...
«Ложка супа»
«На другой день солнце, а вдали от высокого яра каменного берега, над размытой ниткой левого висит меловой завесой снежный заряд, сияя ярко и странно, будто где-то там, у горизонта, пронëсся ангел и, осветив сиянием бусую даль, скрылся, взмыл ввысь, а след так и остался в небе, напоминая промороженным истрëпанным людям, что не совсем забыл их ещё Бог».
Читаю Михаила Тарковского и понимаю, что нет, не совсем ещё забыл...
***
Ставлю сборник «Замороженное время» на полку книжного шкафа и улыбаюсь – там стоят ещё несколько непрочитанных книг этого замечательного автора. Предвкушаю.
P. S. А о прочитанных ещё здесь. 👇