Найти в Дзене
Живописные истории

Французский художник Пьер Боннар. Часть 6 + 12 его картин

Предыдущая часть: Не только склонность Боннара к интимному подходу к предмету заставила его отвергнуть скудость художественных средств, к которой пришли Матисс и Пикассо в первом десятилетии XX века и которая принесла им мировое признание как законодателям моды в современном искусстве. Ложа, 1908 Боннар не считал импрессионизм полностью устаревшим, однако писал: Когда мы с друзьями решили следовать за импрессионистами, пытаясь развить их достижения, мы стремились преодолеть их натуралистическую концепцию цвета. Искусство — это не копирование природы. Мы были более внимательны к композиции. Мы чувствовали, что цвет следует использовать более эффективно как средство выражения. Но развитие искусства набрало такую ​​силу, что общество созрело для принятия кубизма и сюрреализма задолго до того, как мы достигли своей цели. Мы оказались в неопределённом положении. Композитор Клод Террас и два его сына, 1902 Неудивительно, что в начале XX века молодые художники, примкнувшие к авангарду, счи

Предыдущая часть:

Не только склонность Боннара к интимному подходу к предмету заставила его отвергнуть скудость художественных средств, к которой пришли Матисс и Пикассо в первом десятилетии XX века и которая принесла им мировое признание как законодателям моды в современном искусстве.

Ложа, 1908
Ложа, 1908

Боннар не считал импрессионизм полностью устаревшим, однако писал:

Когда мы с друзьями решили следовать за импрессионистами, пытаясь развить их достижения, мы стремились преодолеть их натуралистическую концепцию цвета. Искусство — это не копирование природы. Мы были более внимательны к композиции. Мы чувствовали, что цвет следует использовать более эффективно как средство выражения. Но развитие искусства набрало такую ​​силу, что общество созрело для принятия кубизма и сюрреализма задолго до того, как мы достигли своей цели. Мы оказались в неопределённом положении.
Композитор Клод Террас и два его сына, 1902
Композитор Клод Террас и два его сына, 1902

Неудивительно, что в начале XX века молодые художники, примкнувшие к авангарду, считали творчество Боннара и других художников его круга довольно старомодным и скучным.

Они были совершенно ошеломлены «Танцем» Матисса, а также кубистическими экспериментами Пикассо.

Зеркало над умывальником, 1908
Зеркало над умывальником, 1908

«Зеркало над умывальником» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) Боннара было написано именно в то время.

Невозможно не оценить необычную смелость Матисса и Пикассо, но при этом невозможно не понимать, как много потеряла бы живопись без Боннара, уже находившегося вне основного русла художественного развития.

Дом Мисии, 1904
Дом Мисии, 1904

«Зеркало над умывальником» – прекрасная иллюстрация того, как Боннар использовал уроки импрессионистов, и в частности Дега.

Эдгар Дега | Живописные истории | Дзен

В то же время оно демонстрирует полное подчинение импрессионистических элементов глубоко индивидуальной и по сути неимпрессионистической концепции.

Зимний день, 1904
Зимний день, 1904

«Зеркало над умывальником» ясно показывает, что структурно творчество Боннара было гораздо сложнее, чем у импрессионистов.

Никогда в своих натюрмортах импрессионисты не использовали столько мотивов, композиционных и пространственных приёмов, образующих единое целое, и никогда не располагали столь удивительно разнообразные предметы в противопоставлении.

Портрет мадам Хессель, или Дама в красном, 1901
Портрет мадам Хессель, или Дама в красном, 1901

В период расцвета импрессионизма Ренуар написал необычный натюрморт «Букет цветов перед зеркалом» (1876, частное собрание, Париж).

Ренуар «Букет цветов перед зеркалом»
Ренуар «Букет цветов перед зеркалом»

Глядя на это мимолетное видение ярких цветов, трудно сказать, какой из двух букетов настоящий. И художник с удовольствием использовал этот эффект.

В творчестве Боннара зеркало играет иную роль. Ни одна другая деталь не раскрывает расхождения Боннара с импрессионистами так ясно, как его любовь к использованию зеркала в композициях.

Прямоугольник зеркала разрывает поверхность стены практически так же, как открытое окно. Открытое окно уводит взгляд в глубину, придавая взгляду дополнительный импульс, в то время как зеркало словно отбрасывает взгляд назад, в пространство позади зрителя.

Зритель ощущает себя не перед картиной, а внутри неё.

Требуется время, чтобы осознать взаимное расположение всех элементов композиции: тех, которые отражаются в зеркале и, следовательно, находятся позади зрителя, и тех, которые находятся рядом с зеркалом и, следовательно, обращены к зрителю.

Интерьер, 1905
Интерьер, 1905

Присутствие человека ощущается в натюрмортах Боннара даже тогда, когда в них нет человеческой фигуры.

Букет на столе, 1900
Букет на столе, 1900

Но самая важная деталь московского натюрморта заключается в том, что зеркало — в центре композиции, одновременно являясь её самым ярким пятном, — отражает модель, пока жена художника безмятежно пьёт кофе.

Таким образом, этот натюрморт не просто представляет собой разнообразные туалетные принадлежности, но и рассказывает зрителю о художнике, чья мастерская и гостиная были единым целым, и чьё творчество было чем-то большим, чем просто работа.

Обнаженная. Красный стул, 1905
Обнаженная. Красный стул, 1905

Зеркало — извечный элемент натюрморта типа vanitas, традиционно связанного с мотивом обнажённой фигуры.

За туалетом, 1914
За туалетом, 1914

Однако Боннар не стремился к аллегории.

Зеркало давало ему возможность соотносить отражающиеся в нём детали (жену Марту, чашку в её руке, модель) с предметами на умывальнике.

При таком разнообразии деталей цвет приобретает особое значение. На картине преобладают мягкие, приглушённые тона.

Столовая в Ле-Канне, 1932
Столовая в Ле-Канне, 1932

На обороте картины Боннар написал:

Лаком не покрывать.

Матовый эффект здесь очень важен в этой картине.

Без него выразительная гамма голубовато-серых тонов потеряла бы свою удивительную тонкость и насыщенность.

Именно цвет облагораживает предметы в натюрмортах Боннара.

Натансон вспоминал, что Боннар с огромным удовольствием наблюдал за отражениями в зеркале, которое,

как и он сам, дарило свою ласку предметам.
Тарелка с яблоками на столе, 1910/12
Тарелка с яблоками на столе, 1910/12

Продолжение:

-14
-15