Предыдущая часть:
Не только склонность Боннара к интимному подходу к предмету заставила его отвергнуть скудость художественных средств, к которой пришли Матисс и Пикассо в первом десятилетии XX века и которая принесла им мировое признание как законодателям моды в современном искусстве.
Боннар не считал импрессионизм полностью устаревшим, однако писал:
Когда мы с друзьями решили следовать за импрессионистами, пытаясь развить их достижения, мы стремились преодолеть их натуралистическую концепцию цвета. Искусство — это не копирование природы. Мы были более внимательны к композиции. Мы чувствовали, что цвет следует использовать более эффективно как средство выражения. Но развитие искусства набрало такую силу, что общество созрело для принятия кубизма и сюрреализма задолго до того, как мы достигли своей цели. Мы оказались в неопределённом положении.
Неудивительно, что в начале XX века молодые художники, примкнувшие к авангарду, считали творчество Боннара и других художников его круга довольно старомодным и скучным.
Они были совершенно ошеломлены «Танцем» Матисса, а также кубистическими экспериментами Пикассо.
«Зеркало над умывальником» (Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) Боннара было написано именно в то время.
Невозможно не оценить необычную смелость Матисса и Пикассо, но при этом невозможно не понимать, как много потеряла бы живопись без Боннара, уже находившегося вне основного русла художественного развития.
«Зеркало над умывальником» – прекрасная иллюстрация того, как Боннар использовал уроки импрессионистов, и в частности Дега.
В то же время оно демонстрирует полное подчинение импрессионистических элементов глубоко индивидуальной и по сути неимпрессионистической концепции.
«Зеркало над умывальником» ясно показывает, что структурно творчество Боннара было гораздо сложнее, чем у импрессионистов.
Никогда в своих натюрмортах импрессионисты не использовали столько мотивов, композиционных и пространственных приёмов, образующих единое целое, и никогда не располагали столь удивительно разнообразные предметы в противопоставлении.
В период расцвета импрессионизма Ренуар написал необычный натюрморт «Букет цветов перед зеркалом» (1876, частное собрание, Париж).
Глядя на это мимолетное видение ярких цветов, трудно сказать, какой из двух букетов настоящий. И художник с удовольствием использовал этот эффект.
В творчестве Боннара зеркало играет иную роль. Ни одна другая деталь не раскрывает расхождения Боннара с импрессионистами так ясно, как его любовь к использованию зеркала в композициях.
Прямоугольник зеркала разрывает поверхность стены практически так же, как открытое окно. Открытое окно уводит взгляд в глубину, придавая взгляду дополнительный импульс, в то время как зеркало словно отбрасывает взгляд назад, в пространство позади зрителя.
Зритель ощущает себя не перед картиной, а внутри неё.
Требуется время, чтобы осознать взаимное расположение всех элементов композиции: тех, которые отражаются в зеркале и, следовательно, находятся позади зрителя, и тех, которые находятся рядом с зеркалом и, следовательно, обращены к зрителю.
Присутствие человека ощущается в натюрмортах Боннара даже тогда, когда в них нет человеческой фигуры.
Но самая важная деталь московского натюрморта заключается в том, что зеркало — в центре композиции, одновременно являясь её самым ярким пятном, — отражает модель, пока жена художника безмятежно пьёт кофе.
Таким образом, этот натюрморт не просто представляет собой разнообразные туалетные принадлежности, но и рассказывает зрителю о художнике, чья мастерская и гостиная были единым целым, и чьё творчество было чем-то большим, чем просто работа.
Зеркало — извечный элемент натюрморта типа vanitas, традиционно связанного с мотивом обнажённой фигуры.
Однако Боннар не стремился к аллегории.
Зеркало давало ему возможность соотносить отражающиеся в нём детали (жену Марту, чашку в её руке, модель) с предметами на умывальнике.
При таком разнообразии деталей цвет приобретает особое значение. На картине преобладают мягкие, приглушённые тона.
На обороте картины Боннар написал:
Лаком не покрывать.
Матовый эффект здесь очень важен в этой картине.
Без него выразительная гамма голубовато-серых тонов потеряла бы свою удивительную тонкость и насыщенность.
Именно цвет облагораживает предметы в натюрмортах Боннара.
Натансон вспоминал, что Боннар с огромным удовольствием наблюдал за отражениями в зеркале, которое,
как и он сам, дарило свою ласку предметам.
Продолжение: