Не будем спешить с выводами. Быть может, в этом падении есть своя правда. Быть может, этот фильм – не о триумфе силы, а о ее ничтожности перед натиском времени. Быть может, он показывает нам закат хищнической морали, ее вырождение в эпоху всеобщей уравниловки. И тогда пухлогубая героиня – не победительница, а лишь могильщик старых богов. Я жажду увидеть настоящего Хищника, воплощение воли к власти, готового сразиться с равными. Я жажду увидеть трагедию его падения, его отчаянную борьбу за выживание. Но пока я вижу лишь блеск дешевой подделки, лишенной глубины и смысла. Быть может, когда-нибудь появится тот, кто сможет вновь воскресить этот образ, вдохнуть в него новую жизнь. Но пока нам остается лишь довольствоваться тенями прошлого.
Для меня Хищник – это архетипический антигерой. Суровый, безжалостный, с кодексом чести охотника, вооруженный до зубов инопланетными технологиями, но не лишенный уязвимости. Он предпочитает честный бой с достойным противником, ищет элитную, смертельно опасную добычу, презирает слабых и беззащитных. Новый фильм о Хищнике, конечно, далеко не шедевр, но на один раз вполне сойдет. Если закрыть глаза на некоторые нестыковки и технические огрехи, то даже может понравиться. Отдельно радуют красивые пейзажи и замечательный пес Динго.
К сожалению, фильм получился скорее "Predator Primal" о невероятно крутой и независимой девушке с пухлыми губами и боевым раскрасом, вокруг которой бравые мужчины гибнут пачками, а ей все нипочем. Она в одиночку выигрывает бой, получает повышение по социальной лестнице и из ученицы травницы превращается в правую руку вождя. Забавно, что коренные американцы поголовно свободно говорят по-английски, но на фоне остального это уже не удивляет.
Мне кажется, этот фильм – приквел ко второй части "Хищника". Вспомните, в конце той ленты Хищник дарит полицейскому пистолет с гравировкой "1715". Здесь действие происходит в 1719 году, но, возможно, подразумевается, что Хищник уже четыре года охотится в этих краях, или же оружие было изготовлено ранее. Я слышал, что историю с этим пистолетом хотели раскрыть еще в третьей части, но так и не сделали. Возможно, именно этому посвящен новый фильм, поэтому авторы и залезли так глубоко в историю.
Вспоминая треш-боевик "Ковбои против Хищника", можно сказать, что теперь решили пошутить, столкнув Хищника с индейцами, приправив все это пиратами с мушкетами, но без корабля. Правда, и Хищник измельчал – вместо плазменных пушек какие-то дротики. Раньше он играючи убивал Чужих и наемников, а здесь от скуки рвет хребты волкам и потрошит змей. Надеюсь, в будущих фильмах он не будет давить жаб, сражаясь с отрядом скаутов. Но с выходом нового Хищника: Планета смерти, я понял что ошибался...
Фильм должен был называться «Хищница». Ей надлежало отобрать маску у поверженного, жалкого хищника, водрузить её на лицо, томагавк - за пояс, колчан - за спину, кинжал - за ухо, трубку в зубы и, захватив инопланетный корабль, начать свой кровавый триумф. Её охота, обагрённая свежеванием слабых рас, должна была пронестись ужасом и хаосом по галактикам. Ведь её дремлющий потенциал – бездна возможностей, способных покорить полгалактики и превратить чужих в домашних питомцев. В предвкушении ждём продолжения саги о бесстрашной, безумной и великой завоевательнице, покоряющей живое и мёртвое.
Если на мгновение отвлечься от надуманности, когда пухлогубая избранная за считанные дни достигает мастерства владения томагавком, превосходящего все разумные пределы, то фильм представляет её как проницательного следопыта. Девушка наблюдательна и смышлёна, и, будь они лишены юношеского упрямства, бунтарства и бесплодной соревновательности, они с братом могли бы создать охотничий тандем, перед которым спасовал бы любой, даже самый опытный воин племени. Но, увы, кто знает, какие ветры дули в племенном укладе команчей? Возможно, подобный союз был невозможен, а пренебрежение нуждами племени ради личных амбиций считалось нормой.
И сразу ясно: никакая она не женщина-воин. Лишь стремится стать охотницей, жаждущей доказать свою состоятельность обществу, которое в неё не верит. И за это «спасибо» локализаторам. Почему не женщина-спецназовец? Или женщина-самурай? Звучит ведь!
Краткий сюжет фильма «Добыча / Prey»: Великие равнины Севера, 1719 год. В сердце юной Нару, дочери команчей, пылает неукротимая жажда стать охотницей, но племя не внемлет её стремлениям. Когда опытные воины отправляются в чащу на поиски соплеменника, растерзанного пумой, Нару, ведомая чутьём следопыта, увязывается за ними и обнаруживает зловещие, необъяснимые знаки. Спасательная операция проходит успешно, однако столкновение с коварным зверем оставляет на душе Нару глубокий шрам. Она не желает оставаться в тени славы брата и клянется выследить и повергнуть таинственного хищника. Но в дерзких мечтах девушка не подозревает, что её добыча – посланец высокоразвитой цивилизации, прибывший на Землю в поисках достойного противника для смертельной схватки…
Фильм на удивление оказался вполне смотрибельным, отторжения не вызвал. Да, до культового "Хищника 2" ему далеко, но он на голову превосходит провальную версию 2018 года. Намеки на современные тенденции здесь деликатны и почти не отвлекают от экшена. Актерская игра сдержанная, без перегибов. Главный антагонист, правда, получился несколько блеклым, но хотя бы без эпатажных гендерных экспериментов, и на том спасибо. После сомнительных экспериментов со скрещиванием Хищников и Чужих, создания новых, нелепых подвидов на отдаленной планете и, особенно, после катастрофы с мальчиком-аутистом и его инфантильным отцом-солдатом (с жалкой попыткой армейского юмора), ожидать шедевра не приходилось. Ожидания оправдались.
Экшн начинается со второй половины фильма. Первая часть – это, в основном, живописные пейзажи. Не буду повторять про вездесущую повестку и карикатурных мужчин-команчей на фоне гениальной воительницы-скво, которую «не ценят», чьи воинские таланты «не замечают» и которая в одиночку спасает обреченное племя. Об этом уже сказано немало.
Что касается самого Хищника… Сложно добавить что-то положительное. Его привычный, устрашающий облик изменили, видимо, в угоду эффектному шлему. Предыдущий шлем обеспечивал комфортное дыхание в любой атмосфере, фильтровал вредные примеси, а этот – просто красивый аксессуар. Броню тоже убрали. Пусть щеголяет в одних трусах и маске. Само наводящиеся стрелы, щиты, гибридное копье… Логика здесь отсутствует. «Мы так видим» – вот наиболее подходящее объяснение.
Видать, зажрался я, но сердцу милее старый Хищник – хитрый, жестокий, расчетливый охотник, а не эта бледная пародия. Где противостояние, атмосфера, резкость и мрачная неизбежность старых фильмов? Тут лишь легкий боевик, а от графики медведя кровь из глаз. Стрелы вместо плазмы? Цивилизация, бороздящая звездные системы, изобретала лазер лет этак 300-400? Не смешите! Два идиота на холме не слышали, как в трех шагах вырезали отряд! Ни хруста костей, ни хрипов, ни лязга железа, ни подозрительного молчания коней, захлебывающихся кровью под инопланетными "мясорубками".
Дело, видимо, в видении сценариста: межпланетный гламурный недоохотник. Маленький черепок, ухоженные пальчики, прическа а-ля Альфа Центавра, морда лица – неандерталец от расы Хищников. Примитив. Неудивительно, что он огреб люлей от хрупкой скво в рукопашной, где прежние Хищники кромсали все живое, словно кухарка капусту. Команда Датча растоптала бы такого, брезгуя тратить патроны.
В оригинале – лучшие солдаты в команде Шварца столкнулись с настоящим Хищником, и мы помним, что произошло. А здесь? Главная героиня, не способная на охоте убить зверя, перехитрила инопланетного охотника, слабого без своих "примочек"? Бред. В оригинале Хищник физически превосходил любого крепкого человека даже без оружия. А тут – смех да и только. И маска, не наводящая прицел без хозяина – явный режиссерский промах.
Но чего ждать реализма от Голливуда? Шаблон отработан с первой части: раздеть пришельца, использовать его технологии. Хищник, якобы, чистит популяцию от слабых, больных и идиотов, подготавливая достойную смену, и зрелищно погибает от смекалистого хомо сапиенса. Мог убить сразу, но нет – нужен саспенс, зрелище и скрытый смысл. Фетиш с трофеями – пародия на охотников-любителей спортивной стрельбы.
Недовольство фильмом тех, кто ждал продолжения "того самого" Хищника, понятно. Хищник – галактический самурай, смысл жизни которого – бой. Чем сильнее противник, тем выше слава. Изобретательный, хитрый, жестокий, сплав инстинктов убийцы и инопланетного разума, абсолютный охотник, сражающийся один на один с достойнейшим соперником с Земли.
Вместо этого нам показали тупое, недоразвитое НЁХ с зачатками технологий, не соответствующими галактическому путешественнику. Это не Хищник, а чучело с задворок галактики, с самонаводящимся арбалетом, полупокерскими позами и прической. Вместо противостояния, преследования и жестоких боев – непонятно что. К первым частям это гуано не имеет отношения. Ни под пиво, ни по укурке – это не "Хищник". Дань моде, повестка – что угодно, но не продолжение.
Если ориентироваться на здешние отзывы, гляньте последних "Терминаторов" – зайдет как родное. "Прометея" тоже зацените. "Чужих" смотреть не обязательно, зачем вам это старье? А вместо "Блейда" отлично подойдут "Сумерки" – канонично и в духе времени.
Восторги западных критиков, превозносящих новый фильм как максимально приближенный к оригиналу, вызывают лишь недоумение. Если оценивать локации – возможно. Но в отношении канона, режиссуры и работы всей съемочной группы – это провал. Вторая часть, с ее городским антуражем, на голову выше этого блеклого зрелища.
Фильм изобилует досадными ляпами: хищник, лишившийся маски, не имеет системы жизнеобеспечения, тепловизор его маски игнорирует остывшие предметы и холоднокровных существ, пушка стреляет какими-то дротиками вместо плазменных зарядов, а маскировка при контакте с водой остается нетронутой.
Актриса, сыгравшая главную героиню, старалась, но ее персонаж получился слишком женственным. Вспоминается Шварценеггер, который, обладая внушительными военными навыками, с огромным трудом одолел Хищника. Здесь же победа дается героине слишком легко.
Режиссер и сценарист не сумели создать необходимое напряжение, которое безоговорочно присутствовало во второй части. Утверждать, что эта картина занимает почетное второе место после оригинала – просто абсурдно. Если для уничтожения первого Хищника потребовался элитный отряд, то здесь с пришельцем справляется хрупкая девушка из примитивного племени. Очевидно, инопланетные охотники измельчали. Скоро их будут побеждать трансгендерные инвалиды с помощью ходунков. Единственное, что заслуживает похвалы – визуальная составляющая. Бескрайние, девственные просторы дикой природы, не тронутые цивилизацией, вызывают восхищение. Но вместо юной девы в главной роли лучше бы смотрелся Конан-варвар. Дуэйн «Скала» Джонсон отлично бы подошел, даже несмотря на свой возраст.
Подобные фильмы создавались не для демонстрации пришельцев, а как фон для противостояния брутального героя-мачо. Убери гору мышц – и останется лишь нелепый инопланетянин, непонятно что забывший на этой планете, и очередное "нечто", вызывающее лишь зевоту.
В итоге фильм напоминает видеодневник Покахонтас под названием "Как я провела лето среди злых мужиков". Главная героиня постоянно маячит в кадре, демонстрируя глуповатое выражение лица с вечно открытым ртом и выпученными глазами. Почему она всегда грязная? Это такой индейский макияж? И ей явно не помешает физическая подготовка – ее руки слишком слабы, чтобы уверенно держать топор.
Сильная женщина, побеждающая Хищника? Может быть, пришельцы тренируются на "чужих"? Или "чужих" еще не было, пока их не вывел безумный андроид, похитивший их у древней, глупой и развитой инопланетной цивилизации? Сюжет здесь отсутствует, но для фильмов о Хищниках это норма. Главное – противостояние охотника и жертвы. Объяснение слабости Хищника приходится додумывать самому. Женщина в роли главного героя, доказывающая наличие стальных яиц – это уже тренд. Спасибо хоть, что дикарей-европеоидов не сделали геями. В общем, если не задумываться о происходящем, то для одноразового просмотра сойдет.
В итоге мы имеем постоянно тупящего монстра, невероятно хитрую и изворотливую девушку-дрища, которая научилась бросать топор за несколько минут, и полное отсутствие интереса к деталям, таким как фабричные набойки на обуви у индейцев. Все деньги ушли на отрисовку главного гада.
Развязка наступает в последней трети фильма, и зрелище это печальное. Мужские персонажи, словно выцветшие тени современных трендов, являют собой жалкое подобие охотников, растерявших цель и смысл. И если индейцы еще хоть как-то соответствуют образу, то бледнолицые – просто сборище неумех на фоне главной героини, мнящей себя следопытом и воином. Эта "сильная и независимая" то суслика томагавком не подстрелит, то в критический момент с дерева свалится, то башкой о камень приложится. И ладно бы, если бы только это! Нет, она еще умудряется мастерски лечить раны и потери конечностей какой-то адской смесью помёта, трав и веток. А под конец, набравшись сил, отбивается от "Хищнега" тем же топориком, предварительно освоив внеземные премудрости лазерного наведения. Бедный "Хищнег", крутой вояка, выпиливший полсотни головорезов с мушкетами, в этой бадяге мгновенно отупел. Растерял всю свою силушку богатырскую (где он гризли швырял, как котёнка?), забыл про маскировку и инструкцию к прибору ночного видения. Видимо, еще и лобная доля отшибло, раз он шатался по лесам, не в силах осознать тактику героини. Иначе как объяснить его полное игнорирование адаптации жертвы?
Первый фильм, снятый в те былинные времена, когда в кино еще вкладывали смысл и душу, – это совсем другая история. "Хищник" 1987 года – олицетворение самой природы, ее демоническая сущность, собирательный образ насилия и хаоса. Природа – это же сплошное насилие, постоянная борьба за выживание. Стоит человеку войти в лес, и вся эта мощь обрушивается на него, превращая в добычу. Так и Датч, гордый собой "царь природы", самонадеянно вторгся в джунгли. Но демонические силы сбили с него спесь и лишили всего. В ответ он отбросил человечность, пробудил первобытные инстинкты и превратился в чудовище, подобное тому, что уничтожило его команду. Финальная схватка – это ритуальный транс, как у детей в масках животных, танцующих вокруг костра в "Повелителе мух". Добыча стала охотником. Но остался ли он после этого человеком? Застывшее лицо Датча в вертолете – однозначно нет. С шутками и прибаутками они высадились, чтобы убивать "врагов отечества" ради "демократического единства", а в итоге сами стали дичью. Выживают-то обычно неагрессивные и миролюбивые. Вот такой вот гуманистический посыл у настоящего "Хищника".
Новый фильм, увы, растерял глубину оригинала. Вместо философской притчи о природе насилия мы получили прямолинейную историю о мести. Главная героиня, движимая исключительно жаждой доказать свою состоятельность, превращает противостояние с Хищником в личный крестовый поход. Мотивы её поступков плоски и предсказуемы, лишены той трагической подоплёки, что двигала Датчем. Сам Хищник из грозного охотника мутировал в подобие компьютерного босса, чьи действия продиктованы не логикой выживания, а потребностями сценария. Он совершает нелепые ошибки, проявляет несвойственную ему медлительность, словно стремясь угодить сюжету. Исчезла аура непобедимости, присущая оригинальному персонажу, осталась лишь гротескная карикатура на былое величие.
Концовка фильма, в которой героиня одерживает победу, выглядит нелепо и натянуто. Она не является результатом стратегического мышления или проявления первобытных инстинктов, как в оригинале, а скорее следствием сценарных условностей. Победа эта не заслужена, она обесценивает образ Хищника, превращая его в посмешище. В итоге, вместо глубокой и многослойной истории зритель получает банальный боевик, эксплуатирующий известное имя. Фильм пытается играть на ностальгических чувствах, но, увы, лишь дискредитирует наследие оригинала. Это разочарование для поклонников, забывших о той атмосфере страха и безысходности, что царила в джунглях тридцать лет назад.
P.S. Джунгли гудели от зноя, но Хищник уже не чувствовал былой гордости. Его броня была исцарапана, а шрам на лбу напоминал о каждом унижении. Сначала белый охотник — тот самый, что заманил его в ловушку, приковал цепями и оставил с синяками на ягодицах после "тренировки" с кнутом. Потом негр-наемник, который не просто поймал его, но и заставил ползать на четвереньках, доказывая, кто здесь альфа. Но ученые оказались хитрее — они не били, но их холодные инструменты и насмешки ранили глубже когтей. Но хуже всего был мальчик-аутист. Тот, кто смотрел на него без страха, а его отец-ученый из корпорации Вейланд Ютани… использовал Хищника как "учебное пособие"....