Найти в Дзене
Ксюша бьёт баклуши

Немцы предлагают выставлять оценки только с 9-го класса

Сегодняшняя статья во франкфуртской газете “Frankfurter Rundschau” не оставила меня равнодушной. Я и так всё время поражаюсь немецкой образовательной системе, но эта история меня более чем удивила. Мне это кажется настолько нелепым, что я даже не допускаю, что в России подобные темы могли бы обсуждаться. Но это же Германия! Я уже писала о том, что в школах Баварии внедрялась система швейцарского педагога-новатора Юргена Райхена, который предлагал новый метод обучения «чтение через письмо» - мол, пускай, сначала дети научатся писать, как слышится, а потом мы будем их учить писать правильно. После этого тесты показали, что 40 лет назад учащиеся 4-х классов делали примерно 7 ошибок в 100 словах, а теперь 16. ссылка Ещё я рассказывала историю с опозданиями учащихся, когда директор ввел для учеников штрафы ссылка. Но тут в статье обсуждается предложение начать выставлять оценки только в старшей школе, а до этого дети должны учиться без стресса. Как я поняла, в Германии сейчас главное, чтобы
Оглавление

Сегодняшняя статья во франкфуртской газете “Frankfurter Rundschau” не оставила меня равнодушной. Я и так всё время поражаюсь немецкой образовательной системе, но эта история меня более чем удивила. Мне это кажется настолько нелепым, что я даже не допускаю, что в России подобные темы могли бы обсуждаться. Но это же Германия!

Я уже писала о том, что в школах Баварии внедрялась система швейцарского педагога-новатора Юргена Райхена, который предлагал новый метод обучения «чтение через письмо» - мол, пускай, сначала дети научатся писать, как слышится, а потом мы будем их учить писать правильно. После этого тесты показали, что 40 лет назад учащиеся 4-х классов делали примерно 7 ошибок в 100 словах, а теперь 16. ссылка

Ещё я рассказывала историю с опозданиями учащихся, когда директор ввел для учеников штрафы ссылка.

Но тут в статье обсуждается предложение начать выставлять оценки только в старшей школе, а до этого дети должны учиться без стресса. Как я поняла, в Германии сейчас главное, чтобы в школах не было психологического давления - дети до 15 лет должны быть спокойны, как в Японии, где об успехах учеников в классе никто не знает, учитель не разглашает эту тайну – никто не должен выделяться. ссылка

Итак, сама статья:

«Только с 9 класса»: предложение для немецких школ вызвало дискуссию

Каждое утро одно и то же: дети вытаскивают себя из постели, потому что приближается очередной тест на словарный запас, и они боятся провалиться. Страх плохих оценок доминирует в течение всего учебного дня.

Идея не ставить оценки возникла у примерно 700 случайно выбранных граждан, включая детей и молодёжь, которые месяцами обсуждали реформы образования. Результаты голосования были очевидны: 82% детей и молодёжи в совете граждан полностью одобрили предложение. Среди взрослых этот показатель составил 45%.

Оценки до девятого класса не выставляются, а анонимные экзамены не требуются.

Оценки будут вводиться только с девятого класса и далее, и то в анонимной форме, поскольку это позволит проводить более объективную оценку. Учителя часто выставляют оценки, сравнивая их с успехами других учеников. В школах оценивают не по достижениям в выбранных специализациях, а по получению базовых знаний. Дети приходят из разных семей и учатся в разных условиях (например, в зависимости от семейного происхождения или способностей) . «Поэтому оценка, основанная на развитии, более справедлива и мотивирует».

Учитель, решивший сменить профессию, резко критикует систему оценок: «она отнимает всю мотивацию».

Ульрих Шольц, учитель, пришедший в профессию другим путём, также критикует действующую систему оценок: «Неудовлетворительная оценка (5 или 6) полностью убивает мотивацию ребёнка. Я всегда говорил: худшая оценка, которую я могу получить, — это 3», — говорит 75-летний учитель. Шольц преподаёт в общеобразовательных и гимназических школах уже десять лет. Для него оценки — это не столько инструмент оценки, сколько средство развития и мотивации детей. Ученик, участвующий в Гражданском совете по образованию, положительно отзывается об отсутствии оценок: «В моей школе оценки ставят только с седьмого класса, и многие взрослые даже представить себе этого не могут. Но когда объясняешь, как это работает, это расширяет их кругозор».

Каково отношение школ в Германии к идее введения оценок на более поздних этапах обучения?

По данным Гражданского совета, немецкие начальные школы весьма открыты для реформ в этом отношении. Школы для детей с особыми потребностями особенно поддерживают меры, направленные на усиление индивидуальной поддержки.

Гимназии и профессиональные училища скептически относятся к отмене числовых оценок до девятого класса. Об этом свидетельствует общенациональный опрос, проведенный Гражданским советом в ноябре среди примерно 1100 представителей немецких школ. Опрос показал, что администрация школ более открыта для реформ, чем сами учителя.

***

Мюнхен, Мариенплац
Мюнхен, Мариенплац

Могу сразу сказать, что в начальной баварской школе, куда ходили мюнхенские внуки, оценок им не ставили. Учителя их только хвалили и для родителей был шок, когда в конце четвертого класса они узнали, что у старшего сына тройка по немецкому, а они его направили учиться в гуманитарную гимназию.

Я уже писала, что читаю книгу Тило Саррацина “Самоликвидация Германии” ссылка. Ещё 15 лет назад он вносил конкретные предложения по улучшению работы немецких школ, отмечая, что слишком долго учатся - 13 лет в гимназии и гимназия перестала быть школой для лучших. Остаться на второй год - это нормально (оказывается сам автор книги был второгодником - наверное, по болезни, у него была 6 недель скарлатина). Он предлагает ввести школьную форму, которая бы уравнивала и дисциплинировала детей - её в мюнхенских школах нет.

Я рассказывала, что учащиеся ходят в школу как на картошку: Немецкая школа: пять особенностей ссылка.

Тило Саррацин говорит о том, что в немецких школах очень большая разница в успехах обучения: хуже всего сдают экзамены в Берлине, Бремене и Гамбурге, лучше всего с оценками у южан - в Баварии и земле Баден-Вюртемберг. (Однако в Италии наоборот: лучшие оценки в северных областях и хуже всего на юге).

Он приводит пример, который прозвучал на одной из конференций по образованию: руководитель большого немецкого предприятия (14 тыс. чел.) китайского происхождения, родом из Шанхая, прямо заявил, что его племянники (дети сестры, которые живут в Шанхае и посещают обычную школу) в разы лучше обучены, чем его дети, которые учатся в лучшей немецкой гимназии.

Что предлагал этот немец китайского происхождения? Для начала немного: давать хотя бы домашние задания на каникулы - в Шанхае дети получают 40 заданий на 40 дней каникул, в то время как в Германии - максимально щадящий режим. На выходе это оборачивается огромной разницей в учебных успехах.

В общем, тема интересная, думаю, почти у каждого есть своё мнение по этому вопросу. Пишите его в комментариях.

Одна моя постоянная читательница предложила идею: пусть все читатели напишут свой город в комментариях и так мы узнаем географию подписчиков канала. Можете подписать свой город, если вы не стремитесь остаться инкогнито.

А я в свою очередь хочу поделиться новыми стихами: “Живу за границей четырнадцать лет” ссылка. Там же по ссылке можно прочесть отчеты за каждый год, которые я составляла в поэтической форме.

А для новеньких читателей могу оставить эти ссылки:

  • Как я попала на ПМЖ в Германию ссылка
  • О жизни в Германии и тоске по России ссылка
  • С чем я не сталкивалась в Германии ссылка

Продолжение: Сколько стоит нынче ёлка ссылка

Предыдущий репортаж: Про жилье в Германии ссылка

Прошу всех, кто прочел статью, поставить пальчик вверх или вниз.