Найти в Дзене

Смерды: люди земли Русской

В древнерусских землях XI–XIII веков слово «смерд» звучало часто. Так называли основную массу свободного сельского населения. Это не рабы и не холопы, но и не бояре: люди, чья жизнь была неотделима от земли, которую они пахали, и от общины, в которой жили. Термин «смерд» имеет спорную этимологию: В правовых памятниках, прежде всего в «Русской Правде», смерды упоминаются как свободные общинники, обладающие правами и обязанностями: Однако их свобода была ограниченной: зависимость от земли и власти делала их уязвимыми перед произволом сильных. Утро смерда начиналось с восходом солнца. В избе с земляным полом и соломенной крышей просыпалась вся семья: жена, дети, старики. За печкой хранились утварь и запасы - зерно, сушёная рыба, квашеная капуста. Основные занятия: Община (вервь) решала важнейшие дела: За пределами деревни простирались: Смерд не был полностью независим. Его труд и имущество служили опорой княжеской власти. Основные повинности: Управляли селениями: Конфликты с властью часто
Оглавление

В древнерусских землях XI–XIII веков слово «смерд» звучало часто. Так называли основную массу свободного сельского населения. Это не рабы и не холопы, но и не бояре: люди, чья жизнь была неотделима от земли, которую они пахали, и от общины, в которой жили.

Термин «смерд» имеет спорную этимологию:

  • одни учёные связывают его с индоевропейским корнем, означающим «человек», «простолюдин»;
  • другие видят в нём оттенок «приземлённости», связи с почвой;
  • третьи предполагают, что слово отражало статус «подвластного князю» (в отличие от вольных горожан).

В правовых памятниках, прежде всего в «Русской Правде», смерды упоминаются как свободные общинники, обладающие правами и обязанностями:

  • они могли владеть имуществом (дом, скот, орудия труда);
  • несли повинности в пользу князя или вотчинника;
  • участвовали в суде и могли выступать свидетелями;
  • платили штрафы за проступки, но не считались «вещью», как холопы.

Однако их свобода была ограниченной: зависимость от земли и власти делала их уязвимыми перед произволом сильных.

Жизнь в общине: пашня, лес и мельница

Утро смерда начиналось с восходом солнца. В избе с земляным полом и соломенной крышей просыпалась вся семья: жена, дети, старики. За печкой хранились утварь и запасы - зерно, сушёная рыба, квашеная капуста.

Основные занятия:

  1. Земледелие. Пахали сохой или лёгким плугом, запрягая лошадь или вола. Сеяли рожь, овёс, ячмень, просо; реже пшеницу. Урожай зависел от погоды, качества почвы и набегов: в неурожайные годы ели лебеду и коренья.
  2. Скотоводство. Корова - кормилица; лошадь - помощник в поле; овцы и свиньи - источник шерсти и мяса. За потраву чужого стада грозил крупный штраф.
  3. Промыслы. В лесу били зверя, собирали мёд диких пчёл (бортничество), варили смолу, драли лыко. На реке ставили верши и неводы.
  4. Ремёсла. Мужчины мастерили телеги, сани, бочки, плели сети; женщины пряли, ткали, шили, красили ткани растительными красителями.

Община (вервь) решала важнейшие дела:

  • делила пашню и сенокосы;
  • назначала дежурства по охране полей;
  • собирала «помочи» для срочных работ (постройка моста, вывоз брёвен);
  • судила за мелкие проступки и искала вора.

За пределами деревни простирались:

  • нивы - полосатые квадраты пашни, разделённые межами;
  • переломы - участки, оставленные под пар;
  • леса - источник дров, дичи и мёда;
  • болота - место добычи железной руды (для кузнецов) и ягод.

Смерд не был полностью независим. Его труд и имущество служили опорой княжеской власти.

Основные повинности:

  • дань (натурой или деньгами) шла в княжескую казну;
  • полюдье - объезд княжеских людей для сбора дани и суда (в XI веке постепенно заменялось фиксированными уроками);
  • барщина - работа на господской пашне или в усадьбе (если смерд жил на земле боярина или монастыря);
  • подводы - предоставление лошадей и повозок для княжеских гонцов и дружины;
  • городовое дело - участие в постройке и ремонте крепостных стен, мостов, дорог;
  • военная повинность - поход с дружиной или охрана рубежей.

Управляли селениями:

  • старосты - выборные из общины;
  • тиуны - княжеские или боярские управители, следившие за сбором дани и исполнением повинностей;
  • вирники - сборщики штрафов по «Русской Правде».

Конфликты с властью часто возникали из‑за:

  • чрезмерных поборов;
  • захвата общинных угодий;
  • произвола тиунов, требовавших «лишнее».

В ответ община могла подать жалобу князю или уйти на новые земли, но это было рискованно: без защиты крепости легко попасть в плен к кочевникам.

Изба смерда низкая, с низкой дверью (чтобы тепло не уходило), окнами-отверстиями, затянутыми бычьим пузырём. В углу печь без дымохода (топили «по‑чёрному»); вдоль стен лавки и полати. Спали на соломенных тюфяках, укрывались домоткаными одеялами.

Семья была большой: дед, сыновья с жёнами, внуки. Браки заключали рано (девушки в 14–16 лет, юноши в 16–18). Свадебный обряд включал:

  • сватовство;
  • смотрины;
  • «выкуп» невесты (не столько деньги, сколько обмен дарами);
  • обряд «расплетания косы» и покрывания головы женским убором.

Дети с малых лет приучались к труду:

  • мальчики - пахать, косить, охотиться, мастерить;
  • девочки - прясть, ткать, готовить, ухаживать за младшими.

Обычаи и поверья переплетались с христианством:

  • на Масленицу сжигали чучело зимы, пекли блины - дань древним аграрным ритуалам;
  • в Ильин день не работали в поле, боясь грозы;
  • у колодца или родника оставляли дар «водяному»;
  • при строительстве дома клали под угол монету и шерсть - на счастье и тепло.

Право и суд: что говорила «Русская Правда»

«Русская Правда» (XI–XII века) фиксировала положение смердов:

  • Штрафы. За убийство смерда назначали ту же виру, что за холопа (в отличие от свободного дружинника или горожанина). Это подчёркивало их более низкий социальный ранг.
  • Имущественные споры. Смерд мог судиться с соседом из‑за межи, скота или долга. Доказательствами служили свидетели, «послухи», а иногда присяга.
  • Кражи и разбои. Если в общине находили украденное, виновного наказывали; если вор не был пойман, община платила штраф («дикую виру»).
  • Долги. За неплатёж могли отобрать скот или орудия, но не лишали свободы (в отличие от холопов).

При этом смерд не мог без разрешения:

  • покинуть землю, на которой жил (особенно если был зависим от боярина);
  • продавать надел постороннему;
  • оспаривать волю князя в серьёзных делах.

Войны и набеги: испытание для смерда

Жизнь крестьянина была хрупкой: один набег кочевников и хозяйство разорено.

Угрозы:

  • половцы (XI–XII века) - угоняли скот, жгли избы, уводили людей в плен;
  • междоусобицы князей - дружины грабили сёла, забирали продовольствие;
  • голод и мор - неурожай, эпизоотии, эпидемии.

В час опасности смерды:

  • укрывались в лесу или в городе за стенами;
  • вооружались рогатинами, топорами, луками;
  • строили засеки и рвы вокруг села.

Иногда община брала правосудие в свои руки:

  • ловила разбойников;
  • устраивала самосуд над поджигателями;
  • отказывалась кормить чуждую дружину.

Христианство и языческие пережитки

С крещением Руси (988 год) в сёла пришли священники, но старые обычаи держались крепко.

Что изменилось:

  • появились приходские церкви;
  • детей крестили, браки венчали, покойников отпевали;
  • праздники приурочивали к христианскому календарю (Покров, Николин день).

Что осталось:

  • вера в домовых, леших, водяных;
  • заговоры и обереги;
  • аграрные ритуалы (первый сноп, «дожинки»);
  • почитание предков (поминальные дни).

Священник часто совмещал роли:

  • наставника;
  • лекаря (знал травы и молитвы от болезней);
  • писца (читал грамоты, писал прошения).

Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди новой публикации.

Путешественники во времени