В древнерусских землях XI–XIII веков слово «смерд» звучало часто. Так называли основную массу свободного сельского населения. Это не рабы и не холопы, но и не бояре: люди, чья жизнь была неотделима от земли, которую они пахали, и от общины, в которой жили.
Термин «смерд» имеет спорную этимологию:
- одни учёные связывают его с индоевропейским корнем, означающим «человек», «простолюдин»;
- другие видят в нём оттенок «приземлённости», связи с почвой;
- третьи предполагают, что слово отражало статус «подвластного князю» (в отличие от вольных горожан).
В правовых памятниках, прежде всего в «Русской Правде», смерды упоминаются как свободные общинники, обладающие правами и обязанностями:
- они могли владеть имуществом (дом, скот, орудия труда);
- несли повинности в пользу князя или вотчинника;
- участвовали в суде и могли выступать свидетелями;
- платили штрафы за проступки, но не считались «вещью», как холопы.
Однако их свобода была ограниченной: зависимость от земли и власти делала их уязвимыми перед произволом сильных.
Жизнь в общине: пашня, лес и мельница
Утро смерда начиналось с восходом солнца. В избе с земляным полом и соломенной крышей просыпалась вся семья: жена, дети, старики. За печкой хранились утварь и запасы - зерно, сушёная рыба, квашеная капуста.
Основные занятия:
- Земледелие. Пахали сохой или лёгким плугом, запрягая лошадь или вола. Сеяли рожь, овёс, ячмень, просо; реже пшеницу. Урожай зависел от погоды, качества почвы и набегов: в неурожайные годы ели лебеду и коренья.
- Скотоводство. Корова - кормилица; лошадь - помощник в поле; овцы и свиньи - источник шерсти и мяса. За потраву чужого стада грозил крупный штраф.
- Промыслы. В лесу били зверя, собирали мёд диких пчёл (бортничество), варили смолу, драли лыко. На реке ставили верши и неводы.
- Ремёсла. Мужчины мастерили телеги, сани, бочки, плели сети; женщины пряли, ткали, шили, красили ткани растительными красителями.
Община (вервь) решала важнейшие дела:
- делила пашню и сенокосы;
- назначала дежурства по охране полей;
- собирала «помочи» для срочных работ (постройка моста, вывоз брёвен);
- судила за мелкие проступки и искала вора.
За пределами деревни простирались:
- нивы - полосатые квадраты пашни, разделённые межами;
- переломы - участки, оставленные под пар;
- леса - источник дров, дичи и мёда;
- болота - место добычи железной руды (для кузнецов) и ягод.
Смерд не был полностью независим. Его труд и имущество служили опорой княжеской власти.
Основные повинности:
- дань (натурой или деньгами) шла в княжескую казну;
- полюдье - объезд княжеских людей для сбора дани и суда (в XI веке постепенно заменялось фиксированными уроками);
- барщина - работа на господской пашне или в усадьбе (если смерд жил на земле боярина или монастыря);
- подводы - предоставление лошадей и повозок для княжеских гонцов и дружины;
- городовое дело - участие в постройке и ремонте крепостных стен, мостов, дорог;
- военная повинность - поход с дружиной или охрана рубежей.
Управляли селениями:
- старосты - выборные из общины;
- тиуны - княжеские или боярские управители, следившие за сбором дани и исполнением повинностей;
- вирники - сборщики штрафов по «Русской Правде».
Конфликты с властью часто возникали из‑за:
- чрезмерных поборов;
- захвата общинных угодий;
- произвола тиунов, требовавших «лишнее».
В ответ община могла подать жалобу князю или уйти на новые земли, но это было рискованно: без защиты крепости легко попасть в плен к кочевникам.
Изба смерда низкая, с низкой дверью (чтобы тепло не уходило), окнами-отверстиями, затянутыми бычьим пузырём. В углу печь без дымохода (топили «по‑чёрному»); вдоль стен лавки и полати. Спали на соломенных тюфяках, укрывались домоткаными одеялами.
Семья была большой: дед, сыновья с жёнами, внуки. Браки заключали рано (девушки в 14–16 лет, юноши в 16–18). Свадебный обряд включал:
- сватовство;
- смотрины;
- «выкуп» невесты (не столько деньги, сколько обмен дарами);
- обряд «расплетания косы» и покрывания головы женским убором.
Дети с малых лет приучались к труду:
- мальчики - пахать, косить, охотиться, мастерить;
- девочки - прясть, ткать, готовить, ухаживать за младшими.
Обычаи и поверья переплетались с христианством:
- на Масленицу сжигали чучело зимы, пекли блины - дань древним аграрным ритуалам;
- в Ильин день не работали в поле, боясь грозы;
- у колодца или родника оставляли дар «водяному»;
- при строительстве дома клали под угол монету и шерсть - на счастье и тепло.
Право и суд: что говорила «Русская Правда»
«Русская Правда» (XI–XII века) фиксировала положение смердов:
- Штрафы. За убийство смерда назначали ту же виру, что за холопа (в отличие от свободного дружинника или горожанина). Это подчёркивало их более низкий социальный ранг.
- Имущественные споры. Смерд мог судиться с соседом из‑за межи, скота или долга. Доказательствами служили свидетели, «послухи», а иногда присяга.
- Кражи и разбои. Если в общине находили украденное, виновного наказывали; если вор не был пойман, община платила штраф («дикую виру»).
- Долги. За неплатёж могли отобрать скот или орудия, но не лишали свободы (в отличие от холопов).
При этом смерд не мог без разрешения:
- покинуть землю, на которой жил (особенно если был зависим от боярина);
- продавать надел постороннему;
- оспаривать волю князя в серьёзных делах.
Войны и набеги: испытание для смерда
Жизнь крестьянина была хрупкой: один набег кочевников и хозяйство разорено.
Угрозы:
- половцы (XI–XII века) - угоняли скот, жгли избы, уводили людей в плен;
- междоусобицы князей - дружины грабили сёла, забирали продовольствие;
- голод и мор - неурожай, эпизоотии, эпидемии.
В час опасности смерды:
- укрывались в лесу или в городе за стенами;
- вооружались рогатинами, топорами, луками;
- строили засеки и рвы вокруг села.
Иногда община брала правосудие в свои руки:
- ловила разбойников;
- устраивала самосуд над поджигателями;
- отказывалась кормить чуждую дружину.
Христианство и языческие пережитки
С крещением Руси (988 год) в сёла пришли священники, но старые обычаи держались крепко.
Что изменилось:
- появились приходские церкви;
- детей крестили, браки венчали, покойников отпевали;
- праздники приурочивали к христианскому календарю (Покров, Николин день).
Что осталось:
- вера в домовых, леших, водяных;
- заговоры и обереги;
- аграрные ритуалы (первый сноп, «дожинки»);
- почитание предков (поминальные дни).
Священник часто совмещал роли:
- наставника;
- лекаря (знал травы и молитвы от болезней);
- писца (читал грамоты, писал прошения).
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся на канал и жди новой публикации.