Здравствуйте, дорогие читатели! Что-то кучно в этом году пошли сериалы о бурной эпохе революций в Российской империи. То ли заказ какой сверху подоспел, то ли киноделы ищут новые истории, а находят, как всегда, истории про гопоту.
Очередной сериал про Российскую империю, гопников, силу молитвы, взрывы и семейные ценности называется «Царь ночи». Вы знаете, почему такое своеобразное название? А я вот тоже не знаю. Упомянули его один раз в конце сериала. Я даже задала вопрос гугловскому ИИ: «почему сериал называется царь ночи?». ИИ выдал следующее: «„Царь ночи“— это скорее метафора для невидимого кукловода или некой роковой силы, влияющей на ход истории, а не конкретный правитель». Ну, то есть ничего непонятно, но очень интересно. Возможно, во втором сезоне мы увидим что-то типа тайного культа или масонов. Может, имеется ввиду дьявол. Загадки во тьме, в общем.
В этом «Царе ночи» киноделы пытались сделать что-то нормальное, но, как всегда, не получилось. Причём видно, что реально что-то сделать пытались, только вот непонятно что. Дело в том, что изначально «Царь ночи» должен был быть фильмом о жизни Иоанна Кронштадтского. В этом кино у нас шоураннер священник Дмитрий Рощин. И как бы говорят, что одна из тем фильма: вера. Верь, и будут тебе чудеса (ничего нового). А потом что-то пошло не так, и пришёл сценарист Андрей Золотарёв, и житие Иоанна Кронштадтского превратилось в «Слово пацана». В историческом кино забегали молодёжные (плюс-минус) банды. Золотарёв как раз был сценаристом «Слова пацана». А режиссёр шедёвра — это Дмитрий Месхиев, среди работ которого фильм «Батальонъ». Историк ВОВ Алексей Исаев, разбирая именно этот фильм, сказал: чтобы не снимали у нас в РФ исторического, всё равно получается «Бригада». Потому что отношения между любыми персонажами в таких фильмах получаются как в О.П.Г. Ну не могут наши киноделы расстаться со «святыми девяностыми», хотя как бы от исторического кино ждёшь несколько иного.
Нам в аннотации к сериалу «Царь ночи» обещают историю потери и поисков друг друга брата Яши и сестры Сони. Они пройдут через заговоры, банды, революционное подполье (враньё), интриги. И нужно не забывать, что несмотря на то, что в историческом сериале про начало XX века мы большую часть времени будем смотреть на разборки бандитов, сериал всё-таки про силу молитвы и про святого Иоанна Кронштадтского. Иоанн в кино — это бог из машины. Он неожиданно появляется и всех спасает. Если бы не одна из заключительных сцен, где в церковь прибежали бандит, его невеста-проsтитутка, ещё один бандит и главный герой Яша и начали вчетвером синхронно читать молитву, изгоняя главного злодея, а старец Иоанн пошёл внушением этого злодея выдворять из церкви, то этого священника из повествования можно смело вычёркивать. Он в кино нужен только для того, чтобы был. Да и молитва там тоже, чтобы была. Мало того, что выглядит это жутко кринжово, так ещё и непонятно, когда до преступной молодёжи дошло, что молитва их спасёт от обычного живого человека с пистолетом.
Сначала о плюсах. Надо заметить, что реально заморочились с подбором актёров. Видно, что подбирали по внешности под персонажа. Актёры даже пытаются играть не только лицом, но и телом! Что большая редкость в нашем кино сейчас. Актёр Алексей Ярмущик хорошо подчёркивал некоторую ненормальность своего персонажа Якова через зажатые движения и поджатую челюсть. Некоторые сцены прямо хорошие, но потом сменяется кадр, и актёрская игра скатывается на уровень провинциального драмкружка.
Хочется похвалить Елизавету Боярскую, которая отлично сыграла аферистку Адель ля Мот. Осанка, манеры, работа телом, лицом и голосом — прямо молодец. Вот чего не хватило персонажу Акиньшиной в «Константинополе».
В остальном же это какой-то кошмар, а не сериал. Начало XX века! Столько всего интересного можно показать, но нет, у нас опять криминальная драма. Хотя фактуры масса. Можно вдохновляться и Достоевским (это чуть раньше по времени, но можно взять канву сюжета), и рассказами Константина Коровина, у Павла Бажова есть отличные рассказы о минувшем, Глеб Успенский — кладезь историй о России, которую мы потеряли, есть Феоктист Березовский со своими «Бабьими тропами», Максим Горький и его «Жизнь Клима Самгина».
И ещё в четвёртой, в ЧЕТВЁРТОЙ, серии появился закадровый голос. Нам таким образом киноделы раскрывали замыслы главного злодея. Видимо, на монтаже стало понятно, что зритель вряд ли поймёт, что киноделы хотели сказать, и поэтому с середины сериала закадр нам объясняет, что происходит. Реально мотивация злодея без закадра осталась бы непонятной. Вот такие у нас мастера киношного ремесла собрались. Почему-то советские киноделы умели показывать, почему персонаж принимает те или иные решения. Например, в «Операции "Трест"» нам показали почему главный герой Якушев принял решение перейти на сторону своих врагов. Так в «Тресте» 4-е серии, а современном сериале 8. Но то ли современные сценаристы не могут уже совсем ничего, то ли много всего вырезали.
Сериал начинается с нижнего кружевного исподнего Адель ля Мот (Боярской). А точнее с того, как она пыталась отговорить таможенников не копаться у неё в чемоданах, в которых прямо сверху фальшивые деньги лежали (про эти деньги потом все забудут). Боярская у нас помощница главного злодея, который замначальника жандармерии. Также по ходу сюжета аферистка Адель будет вызывать дух Пушкина на спиритических сеансах. Боярская так стонет при вызове, что кажется, что Александр Сергеевич уже делает с ней ЭТО.
Непонятно, какой у нас год на дворе. Видимо, что-то после 1907 г., потому что нам покажут представителя РСДРП, который стоя на чём-то посреди рынка, зазывал всех желающих в рабочую партию. Так себе место для агитации, но киноделы так видят. Так как партии до революции 1905—1907 гг. были запрещены вообще, то можно сделать вывод, что события происходят после Первой русской революции.
Главный герой Яша плывёт на лодочке своего отца (что это отец, сразу непонятно) и с блаженным видом шепчет что-то полудохлой бабочке. Бабочка воодушевилась и ожила. Лодка причаливает к пристани, и появляется девушка — Яшина сестра Соня. Но то, что она сестра, сразу непонятно, на Соню и Яшу так глянул один из лодочников, что казалось, что Яша Соню у него отбивает.
А потом события понесутся как бешеная лошадь. Яшу неожиданно, среди бела дня приглашают... в бордель лечить девушку лёгкого поведения, у которой идёт кровь прямо ОТТУДА. Яша не выглядит постоянным посетителем борделя, но однако как-то эти дамы с ним постоянно коннектятся. Яша спасает даму полусвета... молитвой. То есть встаёт на колени, держится за пациентку и бормочет молитвы, и человек выздоравливает. Вот у меня на этом моменте глаз выпал. В исторический сериал ворвались «Иные».
Я сначала лелеяла надежду, что нам расскажут, откуда у Яши эти способности. Но нет, он просто одной фразой проговорит, что с детства.
Также хотелось бы узнать, откуда обитательницы борделя узнали о даре Яше. Но не надейтесь, нам ничего не объяснят. Экшон же должен быть, а не всякие там объяснения.
История скачет дальше. Практически сразу уб.ивают папеньку главных героев за ценный груз с оружием. Остаётся за кадром, почему нельзя было взять папенькину лодку и на ней куда-нибудь скрыться от уб.ийц и бандитов. Лодка — это ведь источник заработка и средство сбежать от бандитов, ухайдакавших папеньку. Но, если лодкой воспользуются, то истории не будет.
Ни папеньку, ни сироток Соню и Яшу вообще не жалко. Потому что, нас, зрителей, с ними не познакомили как следует. Сразу начали экшон.
Яша производит впечатление несколько умственно неполноценного парнишки и говорит он так, как обычно разговаривают всякие мальчики-пророки. Тонким тихим голоском.
Соня — это классическая доярка из Хацапетовки из наших сериалов. Абсолютно пресная девица, которая вдруг оказывается в вихре приключений. Путь такой девицы как обычно предсказуем — злая судьбина разлучает с родными, злые люди попрекают и оскорбляют, сиротка претерпевает от злых блюстителей закона, влюбляется в главного злодея, заблуждается насчёт близких — в общем всё как всегда. Её пару раз смышлёной называет Адель, но честно, глядя на Соню и её поступки, это совсем не очевидно. Ума там точно ноль.
Сироткам негде жить и они идут жить в... бордель. Типа там снимать жильё дешевле и проsтитутки им благодарны. Но в бордель заявляется убийца их отца, который грузин и похож на... молодого Сталина. Зовут его Гоба. Из невнятной речи актёров мне сначала показалось, что Коба (кличка Сталина). Я подумала: ах, вы... намёкщики. Даже полезла в Интернет узнавать, действительно ли героя зовут Коба, но всё-таки не стали наши киноделы настолько палиться. Хотя отсылОчка понятна. Этот Гоба ещё и Соню пытался изнаsиловать. Дело в том, что в борделе почему-то нет охраны. Если бы так было в реальности, то к работницам этого заведения не зарастала бы бесплатная народная толпа. А в кино такие все порядочные, вместо того, чтобы просто огуливать девиц и не платить за это — все платят и не бузят. Ну, кроме Гобы.
Потом наши сиротки разлучаются. Начинается эта свистопляска с бандами у Яши. Вместо чего-то исторического нам опять и снова, и каждый раз как в первый покажут гопоту, криминал и О.П.Г. Брат за брата, банды Петровских и Инвалидских и вот это вот всё. Причём учитывая, что в сериале массовки маловато, эти молОдцы бандиты так выделялись на фоне пейзажа на рынке, что любому, у кого есть мозг, будет понятно, что на рынке орудует банда. Складывалось ощущение, что на рынке народу меньше, чем бандитов.
Ещё будут интриги главного злодея, Вдовиченков в роли главного жандарма, проблемы со здоровьем доченьки Вдовиченкова, спиритические и магнетические сеансы, эсеры, которые выглядят как настоящие черти, взрывы и т. д.
А ещё герои постоянно берут в руки яблоки и пытаются их есть. Учитывая регулярность этих действий, в голову приходит мысль, что это не просто так. Видимо, опять отсылОчка.
Этот сериал — отличная иллюстрация народной мудрости: замах на рубль, удар на копейку.
Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
"Основное в ленинизме (Сталин)" 1 том
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Бесплатно скачать брошюру можно здесь
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: