Фильм «Статья 20»: Китай совершенствуется
Одна из тем в дораме «Цена исповеди» — беспомощности простых граждан перед ошибками правоохранительных органов. По сюжету, предвзятое отношение прокурора к подозреваемой приводит к чудовищной судебной ошибке, заставляя героиню нарушать закон, чтобы доказать свою невиновность. А кто в этом случае настоящий виновник, скромно умалчивается.
P. S. По статистике ЮК не самая опасная страна, там не так много насильственных преступлений в отношении жизни граждан. Больше проблем с теми, кто больше не может радоваться жизни, арбузинга в семьях и травли в школе, что скорее проблемы самого общества, чем правоохранительных органов.
В обсуждении была высказана мысль, что в Китае критику работу полиции вообще не показывают. Оказалось, что не только показывают, но и признают порочной практику перекладывания ответственности за ошибки власти на плечи простых граждан — встречайте китайский фильм «Статья 20».
Фильм «Статья 20» снят китайским мэтром Чжан Имоу, известным по такой классике, как «Дом летающих кинжалов» и «Герой». Стало интересно, что такой мастер картинки может придумать в обычной китайской социалке, и таки посмотрел. Там чуть больше двух часов чистого времени.
Не то чтобы очень интересно, но корейцам со своей «Ценой исповеди» стоит поучиться, как создавать эффект погружения в происходящее и что значит правильная экспозиция персонажей. Особо отмечу актерский профессионализм. В фильмах не так много времени, чтобы рассказывать долгими монологами, что чувствует герой, эмоции можно передать только актерской игрой, и здесь блеснул Лэй Цзя Инь из дорамы «Личи для Чанъаня». Он сразу и тюфяк, и сердцеед, и герой из народа — многогранный образ.
Приятно удивила Чжао Ли Ин. Не очень большая роль, но на нее легла тяжесть трагизма сюжета и она вполне справилась. Говорят даже несколько месяцев жила в семье глухонемых, чтобы как можно точнее передать свой персонаж. Это называется внимание к деталям.
По самой сути сюжет рассказывает, как трактовка статьи 20 о пределах самообороны перекладывает на плечи простых граждан сложные решения о границах допустимого отпора в защите своей жизни и общественного порядка. Нежелание властей разбираться во всех обстоятельствах, формализм в работе прокуроров приводит к тому, что нарушаются основополагающие принципы справедливости как основы китайского общества.
Судя по всему, сюжет основан на реальном прецеденте, коий был переосмыслен судебной системой и изменил отношение к статье 20. В Китае фильм собрал в кинотеатрах немыслимые для иных блокбастеров более 300 млн. зелени. Остается только удивляться, как не очень дорогая социалка собирает столько зрителей и приносит хорошую прибыль. Вот что значит мастерство режиссера, урок корейцам.
P.S. Посмотрел статистику правонарушений в Китае. Впечатляет не только нынешний низкий нынешний уровень преступности, что косвенно подтверждается рассказами туристов и граждан, но и проделанная гигантская работа властей по исправлению ситуации лихих 90-х. И заметно, что вкладывались не только в систему наказаний, но и в воспитание общества, в профилактику. Никакого потакания традициям, как в Корее.
Легко заменить, тяжело вернуться
Рассказанное как шутка, что Китай следит за реакцией в мире на его дорамы, оказалось правдой. Но сначала немного о Лю Юй Нин.
Последнее время у публики уже больше интереса к околодорамным темам, чем к самим дорамам. Маркетинговый ход для поддержания ажиотажа. Особенно показательна для меня скучнейшая тема о как бы личной жизни актеров на и вне съемок. Уже писал о «карманных звездах», которых легко заменить, потому что их вклад в успех проекта около 10% (по мнению Андрея на соседнем канале). Им жизненно важно повышать свою популярность вне дорамы, тем самым привлекая больше зрителей к своим ролям в дорамах.
Один из таких — Лю Юй Нин. Отличный стример, популярный певец, актер в успешных дорамах («Сон во сне», «Узник красоты»), но при этом карманная звезда, которую легко заменят и никто не заметит. Вспоминая его роли в «Круговороте светил», где у него было две страсти: меч и любимая, и одна ответственность перед школой, или в «Узнике красоты», где он приказывал казнить и мерялся бицепсами с ученым, везде одинаковое выражение лица без оттенков происходящего. Чаще всего на лице было написано: «Это точно моя роль? Может лучше анекдот расскажу?»
Конечно, в этой оценке много субъективного (и всё же присмотритесь), в целом он проекты не портил, вполне мог бы сниматься дальше, но тут его дернуло бросить кино и начать ездить по Китаю с песнями с удвоенной силой. Не знаю, как оно было на самом деле, но вряд ли даже тотальное концертное турне сравнится с популярностью в дорамах или даже остами в них, поэтому можно допустить, что все дело в том, что ему перестали предлагать для ролей удовлетворяющее его финансовые условия.
Сейчас можно рассказывать «ой, все еще шлют сценарии, умоляют вернуться», умалчивая, какие студии и на какие роли. Может, для поклонников его слов достаточно, а мне хочется услышать мнение и другой стороны. Так ли студии устраивает Лю Юй Нин, как он сам об этом рассказывает? Впрочем, это не так важно, бизнес-модель карманных звезд придумана именно для того, чтобы не зависеть от настроения одного конкретного, даже топового артиста. Не хочешь сниматься? У нас тут очередь из желающих, и все поют, пляшут и ведут стримы.
Знаю, что поклонники расстраиваются, но с другой стороны, немало и тех, кто радуется, когда на сцене не залетные стримеры, а профессионалы, и один из них — Сяо Чжань.
Лучшая дорама года
«Легенда о Цзан Хае» уверенно станет лучшей дорамой года. Более того, она претендует на четвертое место по популярности за всю историю. И в этом немалая заслуга Сяо Чжань, актера на роли «тибетского моря» (так переводится Узан Хай). Дорамы с Юй Нин хоть и пользуются стабильным успехом, но и рядом не стояли.
- «Ураган» (2022 год) — 67,9%
- «Радость жизни 2» (2024 год) — 55%
- «Мой муж — герой» (2021 год) — 41,8%
- «Легенда о Цзан Хае» (2025 год) — 40,1%
Иногда случается так, что сценарий придумывает сложного персонажа, и без его воплощения остальное не будет работать. Так и происходит в «Цзан Хае», где половина (условно) успеха дорамы в отыгрывании сложного образа «разведчика в тылу врага» принадлежит Сяо Чжаню.
Вот несколько примеров, где приходилось сочетать несочетаемое. Заброска в тыл к врагу: незаметно проникнуть в город и как бы случайно попасть на работы со смертельным риском. Агент под прикрытием: показывать полную лояльность хозяину, быть незаметным в интригах, и при этом собирать информацию и готовить смертельный удар по противнику. Вербовка сторонников: убедить сына своего врага, что только ему можно доверять. И всё это на фоне романтической интриги, когда постоянно нужно думать, где поставить запятую «любить нельзя казнить».
Никто официально не ведет счет, но я бы сказал 10:3 в партии Сяо Чжань против Лю Юй Нина.
Китайская культура
А вот счет за китайскую культуру в международной игре Китай, оказывается, ведет. Отслежено, насколько популярна «Легенда» в мире (самая популярная в этом году как в Азии, так и в западном сегменте), и сколько важного вложено в сюжет дорамы.
Показано 18 элементов нематериального культурного наследия, включая традиционную архитектуру и оперу куньцюй. А еще театр теней, где фигурки бегают на экране из бумаги.
Еще одной влиятельной дорамой года признан «Водяной». Подсчитано, что и Китаю, и миру приглянулись не только красавчик ЛЮСи, но и обилие культурных отсылок.
Дорама объединяет элементы разных эпох, включая культуру Саньсиндуй — древнюю китайскую цивилизацию, существовавшую с 1600 по 800 годы до нашей эры. Также показаны техники нематериального культурного наследия: инкрустация фарфором Чаошань, парча династии Тан, искусство чеканки, резьба по нефриту и многое другое. Восточная эстетика и спецэффекты сериала впечатлили международную аудиторию. Более 800 СМИ за рубежом освещали этот проект. Китайское государственное агентство Синьхуа назвало его эталоном сериалов для международного вещания. Этот проект помог распространить восточную эстетику и китайскую культуру по всему миру.
Требую от китайского правительства свою долю от популяризации китайской культуры, телеграфируйте, когда выехать за мешком денег.
А на сегодня все... И как обычно, меняю котика на лайк 😊
#китайскоекино #китайскиезвезды #китайскоетелевидение #дорамы #кинопремии