Найти в Дзене
Строительный мир

Импортонезависимый гигант: что умеет новый электровоз 2ЭС11 «Орлец»

На российских железных дорогах готовится смена поколений грузовых локомотивов. Завод «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме вывел на испытания новый магистральный электровоз переменного тока 2ЭС11 «Орлец», который должен заменить устаревающую серию 2ЭС7. Машина создавалась как полностью импортонезависимая и ориентированная на возросшие требования РЖД к мощности, энергоэффективности и цифровизации. Испытания уже стартовали на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке — одном из ключевых полигонов для проверки перспективного железнодорожного подвижного состава. Главное отличие нового электровоза — резко возросшая грузоподъемность. По этому показателю «Орлец» превосходит предыдущее поколение сразу на 42%. Такие характеристики позволяют вести более тяжёлые составы без увеличения количества локомотивов, снижая эксплуатационные расходы и повышая пропускную способность магистралей. При этом электровоз рассчитан на работу на железных дорогах колеи 1520 мм, электрифицированных пер
Оглавление
Источник: Группа Синара
Источник: Группа Синара

На российских железных дорогах готовится смена поколений грузовых локомотивов. Завод «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме вывел на испытания новый магистральный электровоз переменного тока 2ЭС11 «Орлец», который должен заменить устаревающую серию 2ЭС7. Машина создавалась как полностью импортонезависимая и ориентированная на возросшие требования РЖД к мощности, энергоэффективности и цифровизации.

Испытания уже стартовали на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке — одном из ключевых полигонов для проверки перспективного железнодорожного подвижного состава.

Мощнее и тяжелее: что умеет «Орлец»

Главное отличие нового электровоза — резко возросшая грузоподъемность. По этому показателю «Орлец» превосходит предыдущее поколение сразу на 42%.

  • до 7100 тонн — в двухсекционном исполнении;
  • до 9000 тонн — в трехсекционном варианте с бустерной секцией.

Такие характеристики позволяют вести более тяжёлые составы без увеличения количества локомотивов, снижая эксплуатационные расходы и повышая пропускную способность магистралей.

При этом электровоз рассчитан на работу на железных дорогах колеи 1520 мм, электрифицированных переменным током, и предназначен для длительной магистральной эксплуатации.

Умная тяга и экономия энергии

Одной из ключевых технологических особенностей 2ЭС11 стала самообучающаяся система управления тяговым приводом. Алгоритмы автоматически адаптируются к профилю пути, массе поезда и условиям эксплуатации, оптимизируя работу двигателей.

Это дает сразу несколько эффектов:

  • снижение энергопотребления;
  • более стабильная тяга на сложных участках;
  • уменьшение износа оборудования.

В основе конструкции — российский асинхронный тяговый привод, все элементы которого разработаны и изготовлены в России. Такая система позволяет электровозу уверенно работать даже при пониженном напряжении контактной сети — характеристика, ранее недоступная отечественным сериям.

Источник: Уральские локомотивы
Источник: Уральские локомотивы

Безопасность и комфорт локомотивной бригады

«Орлец» получил цельнонесущий сварной кузов, который одновременно повышает прочность конструкции и снижает общую массу локомотива. Это решение повышает пассивную безопасность экипажа и улучшает динамические характеристики машины.

Среди ключевых решений:

  • кабина машиниста с повышенным уровнем пассивной защиты;
  • управление соединенным поездом с одного поста;
  • автоматический стояночный тормоз;
  • современные системы пожаротушения;
  • улучшенное поддержание температуры и микроклимата в кабине.

Также предусмотрена система удалённой диагностики, передающая данные о состоянии оборудования на сервер — важный элемент цифровизации и предиктивного обслуживания.

Как проходят испытания

Программа испытаний разделена на два этапа и рассчитана более чем на 5000 км пробега.

Первый этап

  • пробег со скоростью до 120 км/ч;
  • проверка тормозных систем;
  • электромагнитная совместимость;
  • взаимодействие всех узлов и систем.

Второй этап

  • тягово-энергетические и тепловые испытания;
  • проверка прочности и динамики;
  • светотехнические и санитарно-гигиенические тесты;
  • оценка условий труда локомотивной бригады;
  • контроль соблюдения требований охраны труда.

Испытания проходят в разные сезоны — осенью, зимой и весной — чтобы подтвердить стабильную работу электровоза в различных климатических условиях.

«Минеральная» линейка и преемственность

«Орлец» стал вторым электровозом в новой линейке завода «Уральские локомотивы», созданной на платформе 3ЭС8 «Малахит». Название продолжает уральскую «минеральную» традицию: орлец — так на Урале называют камень родонит.

Преемственность платформы позволила ускорить разработку, сохранив при этом принципиально новый уровень мощности, цифровизации и энергоэффективности.

Источник: Группа Синара
Источник: Группа Синара

От испытаний — к серии

По словам генерального директора завода Олега Спаи, при разработке 2ЭС11 приоритетами стали безопасность, эффективность и максимальное использование отечественной компонентной базы. После завершения сертификационных и приемочных испытаний электровоз планируется запустить в серийное производство.

Завершить сертификацию планируют в 2026 году. В дальнейшем на базе этой платформы предприятие намерено выпустить и первый в России двухсистемный локомотив нового поколения — 2ЭС12.

Локомотив для будущих грузопотоков

Проект «Орлец» развивается при поддержке государства: машиностроительный холдинг «Синара — Транспортные Машины» получил юбилейный, 2000-й заем Фонда развития промышленности в размере 1 млрд рублей. Средства направят на развитие производства, закупку современного оборудования и роботизированных комплексов.

Новый электровоз — это не просто замена старых серий. Это задел под будущие объемы грузоперевозок, повышение эффективности магистралей и формирование полностью суверенной линейки грузовых локомотивов для сети РЖД.

Подписывайтесь на Строительный мир — тут мы рассказываем о новой промышленности и транспорте России.

Читайте больше наших статей: