Основные достопримечательности Хошимина (он же Сайгон в бывшем) я так и не увидел.... Ну и чёрт с этим, успею ещё, зато съездил весело.
Вьетнам - страна небольшая, к счастью. Ночь пути на автобусе, и вот ты уже практически на другом конце страны. А сутки, пожалуй, Вьетнам можно пересечь по земле вообще весь. Мой путь от Нячанга до Хошимина занял часов шесть-семь, на отличном автобусе, который здесь называют "слип-бас" - автобус со спальными ячейками. Залез, прилёг, уснул - и вот ты уже на месте, и водитель будит тебя, крича что-то непонятное...
Приехал в Хошимин я в четвёртом часу утра.
Первую неделю во Вьетнаме я провёл в городе Нячанг - небольшом, прибрежном, очень "русифицированном". Впечатления от города и окрестностей очень приятные, к этому надо добавить радикальную смену обстановки - от латино-европейской Аргентины - к азиатскому Вьетнаму - и в целом, получаем много прикольных эмоций. Но, помимо того, что я осматривался, я искал работу. И нашёл её, через знакомых, в Хошимине - кухня, поварское дело, в общем, всё знакомо. Ну, думаю, обжиться особо в Нячанге я не успел, на кухне работать умею, поеду, думаю, попробую.
И приехал я в Хошимин в четвёртом часу утра.
...
Меня не встретили. Кажется, про мой приезд или забыли, или как-то отдали этот момент на откуп ветрам и случайности. Я выгрузился на автобусной станции, немного поскучал на скамейке, понаблюдал, как оживают городские улицы и просыпающиеся местные жители выкатывают байки, выходят на пробежку, открывают свои бесчисленные закусочные и магазинчики на первых этажах своих домов. Надо сказать, что вьетнамцы просыпаются очень рано. В пять, в шестом часу - встают вместе с солнцем. Понаблюдал я всё это, и отправился искать какое-нибудь кафе, где можно будет подзарядить телефон и позвонить будущем начальству.
Раннее утро. Просыпающийся Хошимин. Слегка заспанный я. Кофе бы, думаю, и хорошо будет.
...
В кафе я был, кажется, первым посетителем. Ещё и иностранец, ни слова не понимающий - владелец был или слегка ошарашен, или счастлив. Обычно туристы в солнечном Вьетнаме приезжают на такси, выглядят солидно, - а тут пешком и с огромным рюкзаком. Кофе мне налили, показали, где поставить телефон, и на всю катушку врубили Френка Синатру - Рождество же на носу, Новый год, блин. Сюрреализм - второй Новый год на носу, а у меня опять Санта-Клаусы и пальмы.
Связался я с будущими и возможными коллегами, мне подсказали, куда ехать и я стал разбираться с такси. Здесь, в Юго-Восточной Азии, автобусы практически отсутствуют - и ты или обладатель байка, или катаешься на такси. Ну или ходишь пешком, правда с такими дистанциями, как в Хошимине, это плохая идея. Байк мне обещали, пока же поедем на такси.
В Аргентине, к слову, автобус был любимым моим способом передвижения.
Пока вызывал такси, кафе наполнилось посетителями - все местные - и ко мне подошёл один, предложил помощь. Ну, что он сказал, я не понял, но понял, что предложил помощь. Набрал мне адрес, показал как выставлять дистанции в местном приложение, в общем, протянул руку помощи иностранному товарищу.
Ну, думаю, сейчас наверное денег будет просить у белой богатой обезьянки, когда мой случайный сотоварищ жестом пригласил выйти на улицу, заодно помочь с вещами, дождаться вместе такси.
Всё оказалось ещё интереснее.
На улице мой собеседник, если я могу так назвать его, показал корочку какого-то, видать, местного комитета, и через переводчик пояснил, что является сотрудником. И очень хочет удостовериться, что с туристом из России всё будет хорошо, и он сядет в такси. И что его друг в Москве, и тоже служит в комитете, и они хорошо общаются. На что я хмыкнул, не зная, какую радость мне испытать - или радость, что я оказался именно из России, или радость, что столь тёплый и, внезапно, всеобъемлюще внимательный оказался приём, или радость, что мне сейчас не надо будет объясняться с водителем такси, а всё сделают за меня. Но я порадовался. Дальше мне через переводчик передали, что вьетнамцы - очень дружелюбны. На что я хмыкнул более утвердительно - это правда, и пока я с обратным не сталкивался. После чего меня усадили в подъехавшее такси, похлопали по плечу и на русском сказали: хорошего дня!
Ребята, я два часа в Хошимине, а меня уже успели забыть, а теперь провожает сотрудник госбезопасности.
...
Дальше я долго ехал, знакомился с рабочим местом, окружающими, немного работал, немного наблюдал жизнь вокруг - в целом, это всё не очень интересно. Неплохие люди, неплохой проект, просто стало понятно, что "не сыграемся". Но пока, ближе к концу дня, меня отвезли на место предполагаемой ночёвки. Небольшое помещение, затерянное среди улочек очень вьетнамского, совсем не туристического и далёкого от центра района.
Вечерком я отправился прогуляться, заодно прикупить в магазине какие-то мелочи для быта. Пару раз умышленно свернул не туда, пару раз утыкался в тупики - но вся эта суета узких улочек, потихоньку темнеющего района с чисто местным вайбом была, скорее, приятна. Вьетнамцы живут очень скученно - я раньше думал, что Буэнос-Айрес очень "плотно" живёт - не, куда там, в Байресе, даже в не очень благоприятных районах, очень большая дистанция на фоне Вьетнама. У входа в магазинчик может стоять диван, на котором обедает владелец. Гостиная или кухня могут иметь выезд на улицу, и байк паркуется просто по-соседству от холодильника. Живут, очень часто, над своей работой, на вторых этажах бесконечно тянущихся мастерских, магазинов, лапшечных, прачечных. И ты идёшь - и просто в круговерти жизни. Это интересно, но внешне, конечно - как там внутри, кто знает.
Следующий день укрепил меня, что "не сыграемся", но я практически не жалел, что приехал. Новый город, тем более - огромный и многомиллионный, бывшая столица. Как тут не посмотреть хотя бы чуть-чуть. Ну я и посмотрел. Правда, на третий день, когда дел не осталось, а автобус был только к ночи.
Движение - плотное, "столичное", куда тут с моими навыками байк-вождения. Я бы или влетел в кого-нибудь, или не увернулся бы. Вот тихий-мирный Нячанг - другое дело. Там можно ехать неспешно, учиться прямо по ходу дела. Хорошо, думаю, что не остаюсь, на такси денег бы ушло...
Гулял мимо Landmark 81 - самого высокого здания Юго-Восточной Азии до постройки в Малайзии чего-то там ещё выше. Я ко всей этой высотной урбанистике довольно равнодушен, поэтому: небоскрёб, да небоскрёб - ладно, такие и в Москве, и в Буэнос-Айресе.
А вот, что жаль - не смог увидеть местный Нотр-Дам, Собор Сайгонской Богоматери. Великолепное здание, построенное в 1877-80-м годах, сейчас на реконструкции, которую обещают завершить в следующем году. Собор полностью обнесён строительными лесами и защитой, поэтому ничего не удалось увидеть. Очень жаль. Но, если я буду во Вьетнаме ещё год, обязательно приеду.
Съел багет с начинкой, очень интересную и вкусную штуку - бан-ми. Багет вьетнамцам "остался по наследству" от французов, и начинив хлеб разнообразной начинкой из овощей и мяса, получилось вкусно и здорово. Аналог хот-догов, но вкуснее. Правда, мне продали какой-то дрянной - на фоне того, что я ел в Нячанге. И кофе, в приличной вроде кофейне, показался слегка палёным. И тут вопрос: или меня накалывают, что турист, или масс-пит Хошимина действительно сильно хуже, чем в Нячанге, так как город заточен под работу и быт практически десяти миллионов, а не под релокантов, туристов и расслабленный вайб трёхсоттысячного города, где важно и продать вкусно, и заработать, и репутацию не испортить.
Но, на часах уже поздно - и самое время добираться к автобусу. Возвращался в Нячанг я той же автобусной компанией, таким же "слип-басом", и остановка его была там же, куда я приехал тремя днями ранее. Думал, зайти в кафе, поздороваться, что ли - но, думаю, не буду, поехали уже, Мишка, хватит впечатлений.
Залез, прилёг, уснул - и вот ты уже на месте, и водитель будит тебя, крича что-то непонятное...
Вернулся в Нячанг я в пятом часу утра.
(Михаил Чебунин, декабрь 2025-го).