В 1970-х годах в Советском Союзе активно велись разработки нового легкого танка-амфибии. Хотя ни один из разработанных прототипов так и не поступил на вооружение, вложенные усилия и ресурсы не пропали даром, поскольку полученные результаты впоследствии нашли применение при создании других образцов военной техники, включая БМП-3 и самоходную противотанковую пушку «Спрут-СД».
В данной статье я расскажу об экспериментальных легких танках Объект 934 и Объект 685: цели их создания, конструктивные особенности и причины, по которым они не были запущены в серийное производство.
Предыстория
Зачем нужны легкие плавающие танки? До начала Великой Отечественной войны в СССР выпускались малогабаритные Т-38 и Т-40, которые скорее можно отнести к танкеткам. Их основное предназначение заключалось в разведке и обеспечении связи. Использование их для форсирования водных преград и удержания захваченных плацдармов было практически невозможным из-за слабого вооружения и брони. Кроме того, они не предусматривали возможности перевозки десанта: отсутствовало необходимое пространство и запас плавучести.
В 1950-е годы на вооружение приняли легкий танк ПТ-76. Вместе с разработанным на его основе БТР-50 они должны были обеспечивать быстрое преодоление водных преград в условиях неядерного конфликта, что позволяло, например, пересекать реки в неожиданных для врага местах, не дожидаясь прибытия инженерных подразделений с понтонными переправами.
ПТ-76 первоначально поступали в специально сформированные роты плавающих танков гвардейских танковых полков танковых и механизированных дивизий. БТР-50 же распределялись в мотострелковые подразделения тех же полков. Таким образом, создавался своеобразный «амфибийный кулак» для стремительных прорывов на начальном этапе боевых действий.
Однако позднее военные изменили свои взгляды: от подразделений амфибий в составе танковых полков отказались, сделав ставку на оснащение всей армии плавающими БТР и БМП.
Ненужные танки стали передавать разведчикам, которым они были не особо полезны: вне воды ПТ-76 показывал себя не лучшим образом: большие габариты по сравнению с Т-55, слабая противопульная броня, низкая подвижность из-за маломощного двигателя и отсутствие специального разведывательного оборудования.
Окончательно потерял актуальность для сухопутных войск ПТ-76 с появлением БМП-1, которая сочетала в себе способность плавать, перевозить пехоту и обладала неплохим для своего времени вооружением.
В общем, на легких танках можно было ставить крест. Но в таком случае не было бы этой статьи.
Необходимость в новом танке
В 1967 году пост министра обороны СССР занял маршал Андрей Антонович Гречко. Опытный военачальник, прошедший Великую Отечественную войну и принимавший участие в битве за Днепр, считал, что в составе Сухопутных войск необходимо иметь подразделения плавающих танков, но требуются новые образцы техники, отвечающие современным требованиям. По его указанию в план НИОКР на 1970-1973 годы была включена программа создания нового плавающего танка.
При этом главнокомандующий Сухопутными войсками Иван Григорьевич Павловский полагал, что подобная техника нужна лишь для ведения разведки, и поэтому в докладе по плану НИОКР отнес разработку будущего Объекта 934 в раздел разведывательных машин. На это Гречко ответил следующей резолюцией: «Надо, чтоб это был легкий танк с хорошей броней и оружием. Причем ввести его на вооружение ОТП [отдельных танковых полков] и ТД [танковых дивизий] по батальону-роте. Подумайте. А разведывательная машина — это другое. Гречко».
Я не буду подробно описывать все перипетии процесса создания нового танка в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Судья», чтобы не утомить вас. Важно отметить, что в ней на разных этапах участвовали сразу три основных предприятия, специализирующихся на бронетехнике: Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и Курганский машиностроительный завод (КМЗ). И, естественно, между ними не было полного согласия. Также постоянно менялись требования. Например, изначально планировалось уложиться в 15 тонн массы, но этого достичь не удалось.
На первом этапе Волгоград и Челябинск представили свои аванпроекты, причем волгоградцы предложили сразу два: с классической компоновкой (объект 934) и бронекапсулой для экипажа (объект 934Б). ЧТЗ, в свою очередь, предложил создать легкий танк на базе БМП-1.
В итоге за основу был взят волгоградский Объект 934. Но головным предприятием по теме назначили Курганмашзавод, а волгоградцам поручили проработать версию танка на агрегатах КМЗ, но с корпусом из легких сплавов.
И еще один важный момент. Предполагалось разработать не только легкий плавающий танк, но и единое шасси для военных гусеничных машин легкой весовой категории (ВГМ ЛВК). В первую очередь, унификации подлежала перспективная БМП.
Что получилось в итоге
Успешной совместной работы по плавающему танку и единой платформе для гусеничных машин добиться не удалось. Между КМЗ и ВгТЗ существовали значительные разногласия по поводу подвески и трансмиссии. Например, волгоградцы настаивали на своей «фирменной» гидропневматической подвеске с изменяемым клиренсом (как на БМД), а курганцы предпочитали более простую торсионную.
В результате в 1975 году заводы представили два разных танка, унифицированных по вооружению и двигателю.
Вооружение обоих танков состояло из 100-мм нарезной пушки Д-33 (2А48) и спаренного пулемета ПКТ. Пушка была создана на базе легендарной Д-10Т специально для легких танков. От исходного орудия она отличалась наличием дульного тормоза и облегченной на 600 кг массой. Пушка имела стабилизатор и механизм заряжания. Система управления огнем оснащена оптическим дальномером и баллистическим вычислителем.
Возимый боекомплект у обоих танков составлял 40 выстрелов. Кроме того, для самообороны от воздушных целей внутри машины имелись штатные места под четыре ПЗРК «Стрела-3».
На оба опытных танка устанавливался дизельный двигатель 2В-06-2 с промежуточным охлаждением воздуха и газотурбинным наддувом мощностью в 400 л.с. Благодаря ему и небольшому весу танки обладали хорошей удельной мощностью и на дороге с твердым покрытием разгонялись до 70 км/ч. Правда, есть подозрение, что Объект 685, который весил на тонну меньше, должен был иметь большую максимальную скорость.
Экипаж обоих танков состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя.
Объект 934
Волгоградцы остались верны своим принципам и установили на танк гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом. Благодаря этому машина лучше конкурента подходит для десантирования парашютным способом. Опорные катки — односкатные, как на БМП-1 или ПТ-76.
Корпус выполнен из алюминиевых сплавов, лобовая часть башни экранирована стальными листами. Во фронтальной проекции броня выдерживает попадания 23-мм снарядов.
На воде максимальная скорость составляет 10 км/ч, машина приводится в движение с помощью водометных движителей. Кроме того, танк оснащен устройством для самоокапывания.
Всего в 1975 году было выпущено три опытных образца, которые прошли заводские испытания и были направлены для испытаний в 38 НИИ МО. Один экземпляр в первоначальном виде сохранился до наших дней, его можно увидеть в музее в Кубинке.
Объект 685
При проектировании своего плавающего танка КБ Курганмаша остановилось на более простой и легкой торсионной подвеске с телескопическими гидроамортизаторами на 1, 2 и 6 катках. В ходовой части применили новые двускатные опорные катки.
Корпус и башня выполнены из титанового сплава. Броня противопульная, но и как у конкурента в лобовой части держит попадание 23-мм снарядов.
Большинство узлов трансмиссии унифицировано с БМП-1.
Устройства для самоокапывания у Объекта 685 нет, на воде танк перемещается со скоростью до 10 км/ч с помощью водометных движителей.
В 1975 году был выпущен один опытный экземпляр. Сейчас его можно увидеть в подмосковном парке «Патриот».
Завершение работ
Работы по созданию нового легкого танка были прекращены в начале 1980 года решением военно-технического совета МО по предложению главкома танковых войск Юрия Михайловича Потапова.
К тому времени работы по легкому плавающему танку и унифицированному шасси для легкой гусеничной техники продолжались уже на протяжении 10 лет. При этом на КМЗ велась разработка новой БМП Объект 688, для которой было предложено создать новый комплекс вооружения, сочетающий 100-мм орудие-пусковую установку и 30-мм автоматическую пушку. Да, речь идет о БМП-3.
Генерал-полковник Потапов усомнился в целесообразности дальнейших работ по легкому танку, если в скором времени появится БМП с таким мощным комплексом вооружения, и предложил свернуть эту тему. Так и было сделано, при этом разрешили использовать наработки в рамках других проектов.
Таким образом, ни Объект 934, ни Объект 685 не пошли в серийное производство, оставшись опытными машинами в единичных экземплярах.
Наследие разработок
Как уже упоминалось в начале статьи, работы по легким танкам не прошли бесследно. Наработки по Объекту 685 были использованы в БМП Объект 688 «Басня». Позднее она получит новый комплекс вооружения и станет серийной БМП-3. Также на этой базе за три десятилетия было построено целое семейство разнообразных опытных и серийных машин: разведывательная БРМ-3, САУ «ПАТ-С» и «Вена», ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л «Беглянка», СПРТК «Хризантема-С» и «Корнет-Т» и многие другие.
Про Объект 934 тоже не забыли. Шасси использовалось для опытных машин: САУ, создаваемых в рамках ОКР «Вика» (152 мм), и «Обжимка» (120 мм), для боевой машины поддержки танков с 30-мм пушкой, авиадесантируемый ЗРПК «Роман» (предшественник «Панциря») и КШМ «Поток-4».
Ну и, конечно, Объект 934 стал основой для двух мелкосерийных машин: БМД-3 и самоходной противотанковой пушки 2С25 (ОКР «Спрут-СД»).
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉