Найти в Дзене
культшпаргалка

"И с злобною улыбкой на рыбку он смотрел": о чём на самом деле "Форель" Шуберта

Мелодичная песенка Франца Шуберта "Форель", которой шла речь в 👉предыдущей статье - типичный образец уютного искусства 👉бидермайера, простая летняя картинка на тему рыбалки. Никому не придёт в голову искать в ней какие-то серьёзные смыслы и тайные подтексты. Между тем, они там есть, хотя вряд ли сам Шуберт об этом догадывался. Шуберт написал несколько песен на тему рыбалки. Все рыбаки в них - вполне положительные и безобидные персонажи, и рыбу они ловят потому, что у них такая работа. И только в "Форели" рыбак у него какой-то особый - довольно неприятный и мрачный тип, едва ли не злодей, который покушается на жизнь совершенно невинных рыбок. Вот текст песни в русском переводе В.Костомарова, сделанном примерно в середине 19 века: За образ хитрого и злорадного рыбака ответственен, конечно, не Шуберт, а автор текста - немецкий поэт Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт (1739-1791). Описанная им маленькая "драма на рыбалке" - аллегория реальных захватывающих драматических событий. Чтобы усил
Оглавление

Мелодичная песенка Франца Шуберта "Форель", о которой шла речь в 👉предыдущей статье - типичный образец уютного искусства 👉бидермайера, простая летняя картинка на тему рыбалки. Никому не придёт в голову искать в ней какие-то серьёзные смыслы и тайные подтексты.

Карл Шпицвег. Рыбак. 1860.
Карл Шпицвег. Рыбак. 1860.

Между тем, они там есть, хотя вряд ли сам Шуберт об этом догадывался.

Драма на рыбалке

Шуберт написал несколько песен на тему рыбалки. Все рыбаки в них - вполне положительные и безобидные персонажи, и рыбу они ловят потому, что у них такая работа. И только в "Форели" рыбак у него какой-то особый - довольно неприятный и мрачный тип, едва ли не злодей, который покушается на жизнь совершенно невинных рыбок.

Вот текст песни в русском переводе В.Костомарова, сделанном примерно в середине 19 века:

-2

За образ хитрого и злорадного рыбака ответственен, конечно, не Шуберт, а автор текста - немецкий поэт Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт (1739-1791). Описанная им маленькая "драма на рыбалке" - аллегория реальных захватывающих драматических событий. Чтобы усилить интригу, добавим, что написано это стихотворение было в тюремной камере.

Но сначала о том, кто такой Кристиан Шубарт, и за что он попал в тюрьму.

Буря, натиск и вино

Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт был талантливым музыкантом-самоучкой (пианистом, органистом, композитором - автором популярных в Германии песен), журналистом-публицистом и поэтом - ярким представителем немецкого литературного течения "Sturm und Drang" ("Буря и натиск"). Он оставил заметный след в немецкой литературе, а его труд по музыкальной эстетике очень ценил Бетховен.

Помимо своих разнообразных талантов Шубарт обладал острым умом, безудержным темпераментом ("вино и женщины были проклятием всей моей жизни") и несдержанным языком.

-3

Это принесло ему много, мягко говоря, неприятностей. Его не раз со скандалом увольняли, судили, с позором изгоняли из городов за непристойное поведение, несколько раз арестовывали и заключали в тюрьму, и даже отлучили от церкви. Распутный образ жизни Шубарта и неспособность содержать семью стало причиной того, что жена вынуждена была вернуться в дом родителей. Но ничто не могло охладить его неуемную натуру.

В конце концов (примерно к сорока годам) после скитаний и всяческих приключений он осел в небольшом городке Ульм, воссоединился с семьей и начал издавать собственную газету под названием "Немецкая хроника", быстро ставшую популярной во всём немецкоязычном мире, причём в самых разных слоях населения.

Шубарт писал обо всём одинаково пламенно и ярко: он рассказывал читателям о современной литературе и музыке, освещал международные новости, политические события и общественную жизнь, бесстрашно посылая свои разящие критические стрелы во все стороны. Он ругал католическое духовенство, местные власти и не боялся отпускать дерзкие остроты в адрес императора Иосифа II и его матери Марии Терезии.

Но любимой его мишенью был правитель соседнего Вюртембергского герцогства Карл Евгений, при дворе которого Шубарт когда-то служил органистом и учителем музыки, и поэтому многое знал изнутри.

Кстати, учителем музыки самого герцога Карла Евгения в его юные годы был второй сын Иоганна Себастьяна Баха - Карл Филипп Эммануэль.

Завязка драмы

Надо сказать, что герцог Вюртембергский давал много поводов для критики.

Он был одержим целью сделать свой двор самым блестящим во всей империи и тратил немыслимые деньги на пышные развлечения - блестящие балы, охоту, оперные и балетные представления, великолепные торжества по поводу его собственных дней рождения, на щедрые подарки своим многочисленным любовницам и своим ещё более многочисленным незаконнорожденным детям, а также на строительство новых роскошных дворцов.

Герцог Карл Евгений фон Вюртемберг
Герцог Карл Евгений фон Вюртемберг

Чтобы было чем пополнять быстро пустеющую казну, Карл Евгений использовал распространённую в то время практику: он торговал своими подданными, а именно, чуть ли не целыми полками продавал своих солдат в иностранные армии. И в то время, когда герцогство ни с кем не воевало, его люди сотнями и тысячами погибали то во Франции, то в Америке, то в Вест-Индии.

Запасы "живого товара" быстро истощались, нужно было постоянно вербовать новых солдат, и население герцогства просто стонало от того, в каких масштабах и какими методами это осуществлялось. Людей хватали на улице, в поле, в трактирах и в церкви, склоняя вступать в армию с помощью шантажа, угроз, обмана и физического насилия.

Непосредственным исполнителем был имперский наместник в герцогстве генерал фон Рид - давний враг Шубарта, озлобленный на него за то, что тот однажды категорически отказался играть для него, сославшись на недостаточно хорошо настроенный клавесин.

Об этом Шубарт постоянно писал в своей газете, и общественная волна протеста против герцога и фон Рида грозила перерасти в народный бунт.

В довершение ко всему Шубарт позволял себе издевательски и даже оскорбительно высказываться о любимой фаворитке Карла Евгения,

Франциска фон Лютрум - фаворитка и впоследствии супруга герцога Карла Евгения фон Вюртембергского.
Франциска фон Лютрум - фаворитка и впоследствии супруга герцога Карла Евгения фон Вюртембергского.

и, похоже, что именно это стало последней и самой болезненной каплей в чаше терпения герцога.

Вероятно, у Карла Евгения так накипело, что он хотел бы собственноручно убить неуёмного писаку, который, по его словам, "зашел так далеко в своей наглости, что почти ни одна коронованная особа и ни один принц на земле не остались без его внимания".

Но, во-первых, Шубарт был слишком известной личностью, а во-вторых, он не был его подданным. Поэтому герцог и фон Рид разработали целую спецоперацию с целью заманить ненавистного журналиста на свою территорию, и там уже без помех арестовать, "чтобы защитить человеческое общество от этой недостойной и заразной личности."

Операция "Форель"

Для начала Карл Евгений "замутил воду", то есть придумал схему обмана и назначил исполнителя - чиновника соседнего с Ульмом городка (Блаубойрен), который - что важно! - входил в состав Вюртембергского герцогства.

Тот явился к Шубарту с визитом вежливости и пригласил его пообедать в ресторане, а в процессе рассказал, что его зять - профессор Эрлангенского университета (известный математик и метафизик Иоганн Фридрих Брейер) жаждет познакомиться и пообщаться со знаменитым автором "Немецкой хроники" и передаёт Шубарту приглашение посетить его в Блаубойрене. Желательно прямо завтра.

Наживка выглядела очень привлекательно для Шубарта, который ценил интеллектуальное общение, поэтому на следующее утро вместе с этим чиновником (его звали Шолль) он отправился в Блаубойрен.

Как только он пересёк границу Вюртембергского герцогства, поплавок дрогнул, и рыбка попалась на крючок. Это случилось зимой 1777 года.

Ошарашенного Шубарта арестовали (в момент ареста он улыбался, думая, что это розыгрыш), и без всякого следствия, суда, предъявления обвинения, а также оглашения срока заключения поместили в тюрьму - в главный острог герцогства - крепость Гогенасперг.

Арест Кристиана Шубарта в Блаубойрене. Фронтиспис  автобиографии Шубарта, 1793 год.
Арест Кристиана Шубарта в Блаубойрене. Фронтиспис автобиографии Шубарта, 1793 год.

Теперь у Шубарта было много времени, чтобы горько пожалеть о своей глупости и беспечности - он провёл в заключении десять лет, ожидая каждый день и час, что его вот-вот выпустят (или убьют).

Первые три года он содержался в сырой одиночной камере подземелья крепости, лишённый возможности читать и писать. Тогда он нашёл способ связаться с обитателем соседней камеры, у которого такая возможность была, и надиктовал ему через отверстие в дымоходе свою "Музыкальную эстетику" - труд примерно на 400 страниц (тот самый, который стал потом настольной книгой Бетховена).

Позже его перевели в одну из верхних камер, где условия были более гуманными: он мог пользоваться книгами и письменными принадлежностями. Здесь он начал писать свою автобиографию, стихи и песни.

Крепость Гогенасперг на вешине горы. Изображение 1820 г.
Крепость Гогенасперг на вешине горы. Изображение 1820 г.

Многое из этого даже публиковалось, правда, после предварительной жёсткой цензуры герцога. От его личной реакции на сочинения Шубарта зависело, когда тот мог рассчитывать на свободу - через пять дней или пять лет. Поэтому он изо всех сил сдерживал свой природный пыл, как мог, смягчал акценты и маскировал смыслы.

Тройное дно "Форели"

Так в 1782 году, на пятом году заключения, Шубарт написал "Форель" - поэтическое иносказание о реальной истории его ареста (по крайней мере, на такой версии настаивают литературоведы).

Чтобы это было не так очевидно (для герцога), он перевёл стрелки этой аллегории в совершенно другую сторону и дополнил текст морализаторской строфой примерно такого содержания:

"Так будьте же бдительны, девицы, не попадайтесь обольстителям на крючок! Иначе вы пожалеете о своей глупости, но будет уже поздно".

Эта строфа пришита к тексту "Форели", что называется, белыми нитками, её искусственность и неловкость очевидны. К тому же, кто-кто, но только не Шубарт - ловелас, скандально известный своими похождениями, мог бы давать девицам подобные советы.

Скорее всего, своё стихотворение Кристиан Шубарт изначально сочинял как песенный текст, поскольку он сразу же положил его на музыку. У него получилась весёлая песенка в до мажоре, конечно, совершенно несравнимая по художественному уровню с той, которую через 35 лет сочинит Франц Шуберт.

Кстати, в знаменитой "Форели" Франца Шуберта, как известно, нет заключительной морали про глупых девиц, поскольку стихотворение тогда публиковалось без неё. Сын Кристиана Шубарта Людвиг, занимавшийся наследием отца после его смерти, вырезал последнюю строфу как лишнюю, вынужденную обстоятельствами.

Маловероятно, что Франц Шуберт знал, какая история спрятана за строками "Форели".

Но вот режиссёр Гай Ричи - автор фильма "Шерлок Холмс: Игра теней" - наверняка знал. Под музыку шубертовской "Форели" профессор Мориарти, подобно герцогу Вюртембергскому ловит на крючок (буквально) бедного Шерлока Холмса.

Вообще, этот фильм - настоящий музыкальный квест. Вся его интрига искусно замешана на музыке Шуберта и Моцарта. О этом здесь 👇

... и для самых терпеливых

Тот, кто был настолько терпелив и любознателен, что дочитал историю Кристиана Шубарта до этого момента, возможно, захочет узнать и о том, как же ему удалось вырваться из лап своего коварного врага - герцога Карла Евгения Вюртембергского.

Только широкая известность Шубарта как журналиста, поэта и музыканта спасла ему жизнь. Его арест вызвал большой общественный резонанс, за него вступились многие видные фигуры того времени. Поэтому герцог не смел покушаться на жизнь Шубарта, а свои жестокие и противоправные действия объяснял как необходимый акт принудительного перевоспитания погрязшей в пороках заблудшей души.

Шубарт не всегда вёл себя примерно (поэтому его заключение затянулось), но постепенно он получал всё больше свобод. Например, к нему допускали некоторых посетителей для бесед по личному разрешению Карла Евгения.

На картинке внизу изображён визит в Шубарту его поклонника - молодого Фридриха Шиллера, который, к слову, был крестным сыном герцога Вюртембергского.

Фридрих Шиллер посещает Кристиана Шубарта в заключении (Шубарт - слева).
Фридрих Шиллер посещает Кристиана Шубарта в заключении (Шубарт - слева).

В конце концов, Шубарту разрешили свободно перемещаться по крепости. Он даже давал уроки музыки дочерям коменданта. Но только вмешательство короля Пруссии Фридриха Вильгельма II заставило герцога полностью освободить Шубарта в 1787 году.

Наверное, герцог счёл, что процесс промывки мозгов прошёл удачно, поскольку даровал своему воспитуемому пост придворного и театрального поэта. Однако здоровье Шубарта было основательно подорвано, на свободе он прожил всего четыре года.

Умер Кристиан Шубарт в 1791 году, за шесть лет до рождения Франца Шуберта.

Начало здесь 👇

Послушать "Форель" Шуберта 👉здесь

О том, как Шуберт рассказал эту же историю без слов в своём знаменитом фортепианном квинтете "Форель" - на моём 👉телеграмканале.

О стиле "бидермайер" здесь 👇

🎄Как идея подарка на Новый год - моя книга о самых популярных сочинениях классиков (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки".

-9

Спасибо за лайки, комментарии и репосты! 🌺