Фильмы Гая Ричи - это зрелище не для медленных умов. Да и тот, кто имеет острый глаз и быстро соображает, вряд ли с первого просмотра сможет увидеть все мелкие детали. А если и увидит, то наверняка не сможет сразу же сложить из этих пазлов общую картину.
И даже если вам кажется, что уж вы-то! с вашим-то интеллектом точно всё сходу уловили и сложили, то при втором просмотре вам придётся признать, что нет, не всё.
Два фильма этого режиссёра по мотивам "Приключений Шерлока Холмса" ("Шерлок Холмс" 2009 года и "Шерлок Холмс: Игра теней" 2011) - не самое лучшее, что он создал в своей жизни. Это высокобюджетное в смысле качества кино с отборными актёрами, роскошными съёмками, сложными трюками, но не более того. Зато в хитроумно выстроенных смысловых интригах разбираться очень интересно.
Трудно поверить, что Гай Ричи учился в школе для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями ( Stanbridge Earls School в Хэмпшире), да ещё был отчислен оттуда в пятнадцать лет, настолько резвые темпы и креативно закрученные сюжеты он задал кинематографу.
Из двух "Шерлоков" Гая Ричи наиболее закрученный - второй, "Игра теней", и музыка играет очень важную роль в его интриге.
Здесь на арену выходит мегамозг со знаком минус - профессор Мориарти, и начинается смертельная схватка двух интеллектов.
Кто здесь охотник, а кто жертва - не сразу становится ясно. В этом многослойном квесте трудно разобраться с первого раза.
Сложность ещё заключается в том, что Мориарти включает в свою смертельную игру смысловые фишки из классической музыки.
Как известно, у Конан Дойла Шерлок Холмс - скрипач-любитель и поклонник классической музыки. Мориарти ни в чём таком не замечен.
У Гая Ричи всё ровно наоборот. Скрипка Шерлока Холма - лишь рудимент легенды. На самом деле она нужна ему лишь для того, чтобы в задумчивости щипать пальцами струны, тыкать смычком в лицо Ватсона или вообще срывать на ней раздражение, швыряя в угол.
Зато Мориарти - просто отъявленный меломан-злодей в духе Ганнибала Лектера, ужасным образом отомстившим флейтисту за то, что тот сфальшивил в "Скерцо" Мендельсона 👇
⭐Три негодяя, которые очень любили классическую музыку
Кроме того, Мориарти - злодей-затейник. Ему мало уничтожить Холмса, он хочет уложить этот процесс в художественную концепцию. В соучастники он берёт Шуберта и Моцарта.
"Со злобною улыбкой на рыбку он глядел"(с)
Завязка криминально-интеллектуальной дуэли Мориарти и Холмса начинается под музыку Шуберта. Когда Шерлок заходит в аудиторию университета, профессор слушает пластинку с его песней.
Тут выясняется, что великий сыщик хорошо знает классику. Он сходу называет произведение (не самая известная песня Шуберта "Fischerweise" - "Путь рыбака") и даже цитирует на немецком последнюю строчку - совет рыбаку:
"Gib auf nur deine Tücke, den Fisch betrügst du nicht" - "Оставь свои уловки, рыбку не проведёшь".
Он говорит это не просто так. У Гая Ричи вообще нет ничего случайного, каждое слово имеет свои далеко идущие последствия.
Так изящно Шерлок бросает сопернику вызов. И невольно наталкивает Мориарти на идею поиграть с сыщиком в рыбака и рыбку в стиле песен Шуберта.
Именно поэтому в одном из эпизодов фильма Шерлок Холмс оказывается висящим на крючке (крюке в цеху оружейного завода) в буквальном смысле слова. "Рыбак" - Мориарти - празднует свой триумф и довольно противным баритоном, фальшиво к тому же, поёт ещё одну песенку Шуберта на "рыбную тему" - известную "Форель".
В ней поётся о том, как сообразительный рыбак находит способ обмануть и поймать на удочку осторожную рыбку. Кто бы мог подумать, что эта наивная песенка Шуберта может звучать так зловеще:
Но последним в этом поединке смеется всё же Шерлок. "Рыбка" срывается с крючка. Вдобавок, Мориарти получает обидный щелчок по носу, когда находит в своей записной книжке вот такую рыбку с трубкой Холмса во рту и надписью: "Осторожнее с тем, кого ты ловишь".
Так замыкается изящно вычерченный круг этой шубертовской музыкальной интриги.
Но в плане Мориарти есть и второй, более сложный музыкальный квест .
"Дон Жуан" Моцарта и возмездие Мориарти
В самом начале фильма Шерлок в костюме китайца встречается с шайкой бандитов - людей Мориарти. Перед тем, как завязать потасовку, их главарь насвистывает мелодию из "Маленькой ночной серенады" Моцарта. Спрашивается, причём тут Моцарт, и не слишком ли интеллектуальны эти разбойники из парижской подворотни?
Ответ в том, что Гай Ричи намечает таким образом ещё один - параллельный "шубертовскому" музыкальный план интриги. Здесь в игру теней вступает Моцарт.
Для Мориарти Холмс - не только враг. Он чужд ему идейно. Его системный мозг математика отторгает этого не знающего страха шалопая (а у Ричи Холмс именно такой), который берёт от жизни всё самое интересное и создаёт из него живописный хаос. Точно как Дон Жуан.
Поэтому он выстаивает композицию своего нового преступного замысла - теракта - по схеме моцартовской оперы: Командор (это сам профессор) против Дон Жуана (Холмс) с его верным слугой Лепорелло (Ватсон).
Мориарти так хитроумно расставляет ложные следы для Холмса, что в итоге обманутый гений дедукции вместе с Ватсоном оказываются в Парижской опере в точно рассчитанный Мориарти момент - к финальной сцене "Дон Жуана".
И пока в соседнем отеле гремит взрыв и гибнут люди, на сцене театра тоже разверзается огненная бездна. Шерлок Холмс видит из-за кулис, как статуя Командора произносит свои знаменитые слова - "Приглашенье твоё я принял; звал меня ты, и я явился!"- и вершит расправу над Дон Жуаном: каменной рукой он отправляет его в тартарары в сопровождении ужасных фурий. Послание Мориарти Холмсу совершенно понятно: "Против моей силы нет средства, ты марионетка в моих руках, и расправа неминуема".
Это одна из кульминационных сцен фильма, где очень эффектно сделана музыка - микс из обработанных тем Моцарта.
Ханс Циммер
Автор саундтрека к этому фильму ( как и к первому "Шерлоку" Гая Ричи) - немецкий композитор Ханс Циммер - самоучка с огромным трудолюбием и большим талантом к иллюстративной музыке.
Он пишет сложную и довольно изобретательную киномузыку, за которую уже получил все возможные в этом деле награды: от звезды на Аллее славы Голливуда до "Оскара" и четырёх премий "Грэмми". За его плечами около ста саундтреков к самым высокобюджетным фильмам - "Человек дождя", "Гладиаторы", "Пираты Карибского моря", "Король лев", "Интерстеллар". Добавим в этот список сочинённый им гимн для футбольной команды Краснодара (которой теперь придётся этой грандиозной музыке как-то соответствовать).
Собственно, Циммерман сегодня - это больше, чем композитор. Это целая индустрия с неизбежными минусами поточного производства в виде самоповторений. Сейчас он, пожалуй, самый маститый автор киномузыки в мире, если не считать почтенного Джона Уильямса, который уже отходит от дел.
Это вторая часть статьи 👉"Три лучших саундтрека к фильмам о Шерлоке Холмсе"
Ещё о музыке в кино:
⭐“Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён”: музыка в любимом фильме
⭐Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку
⭐Пять самых красивых мелодий для скрипки из кинофильмов
⭐Пять лучших вальсов из советских фильмов
⭐"Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?"
⭐Что пела Дива Павалагуна в “Пятом элементе”?
⭐Четыре классические мелодии, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика