Найти тему
культшпаргалка

Чего не заметишь в фильме Гая Ричи "Шерлок Холмс: Игра теней", если не знаешь классической музыки

Оглавление

Шерлок Холмс  Роберта Дауни-младшего -  самый эксцентричный Шерлок Холмс за всю киноисторию.
Шерлок Холмс Роберта Дауни-младшего - самый эксцентричный Шерлок Холмс за всю киноисторию.

Фильмы Гая Ричи - это зрелище не для медленных умов. Да и тот, кто имеет острый глаз и быстро соображает, вряд ли с первого просмотра сможет увидеть все мелкие детали. А если и увидит, то наверняка не сможет сразу же сложить из этих пазлов общую картину.

И даже если вам кажется, что уж вы-то! с вашим-то интеллектом точно всё сходу уловили и сложили, то при втором просмотре вам придётся признать, что нет, не всё.

Два фильма этого режиссёра по мотивам "Приключений Шерлока Холмса" ("Шерлок Холмс" 2009 года и "Шерлок Холмс: Игра теней" 2011) - не самое лучшее, что он создал в своей жизни. Это высокобюджетное в смысле качества кино с отборными актёрами, роскошными съёмками, сложными трюками, но не более того. Зато в хитроумно выстроенных смысловых интригах разбираться очень интересно.

Гай Ричи
Гай Ричи
Трудно поверить, что Гай Ричи учился в школе для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями ( Stanbridge Earls School в Хэмпшире), да ещё был отчислен оттуда в пятнадцать лет, настолько резвые темпы и креативно закрученные сюжеты он задал кинематографу.

Из двух "Шерлоков" Гая Ричи наиболее закрученный - второй, "Игра теней", и музыка играет очень важную роль в его интриге.

Здесь на арену выходит мегамозг со знаком минус - профессор Мориарти, и начинается смертельная схватка двух интеллектов.

Джаред Харрис - профессор Мориарти.
Джаред Харрис - профессор Мориарти.

Кто здесь охотник, а кто жертва - не сразу становится ясно. В этом многослойном квесте трудно разобраться с первого раза.

Сложность ещё заключается в том, что Мориарти включает в свою смертельную игру смысловые фишки из классической музыки.

Как известно, у Конан Дойла Шерлок Холмс - скрипач-любитель и поклонник классической музыки. Мориарти ни в чём таком не замечен.

У Гая Ричи всё ровно наоборот. Скрипка Шерлока Холма - лишь рудимент легенды. На самом деле она нужна ему лишь для того, чтобы в задумчивости щипать пальцами струны, тыкать смычком в лицо Ватсона или вообще срывать на ней раздражение, швыряя в угол.

Шерлок и Ватсон - Джуд Лоу
Шерлок и Ватсон - Джуд Лоу

Зато Мориарти - просто отъявленный меломан-злодей в духе Ганнибала Лектера, ужасным образом отомстившим флейтисту за то, что тот сфальшивил в "Скерцо" Мендельсона 👇

⭐Три негодяя, которые очень любили классическую музыку

Кроме того, Мориарти - злодей-затейник. Ему мало уничтожить Холмса, он хочет уложить этот процесс в художественную концепцию. В соучастники он берёт Шуберта и Моцарта.

"Со злобною улыбкой на рыбку он глядел"(с)

Завязка криминально-интеллектуальной дуэли Мориарти и Холмса начинается под музыку Шуберта. Когда Шерлок заходит в аудиторию университета, профессор слушает пластинку с его песней.

Тут выясняется, что великий сыщик хорошо знает классику. Он сходу называет произведение (не самая известная песня Шуберта "Fischerweise" - "Путь рыбака") и даже цитирует на немецком последнюю строчку - совет рыбаку:

"Gib auf nur deine Tücke, den Fisch betrügst du nicht" - "Оставь свои уловки, рыбку не проведёшь".

Он говорит это не просто так. У Гая Ричи вообще нет ничего случайного, каждое слово имеет свои далеко идущие последствия.

Так изящно Шерлок бросает сопернику вызов. И невольно наталкивает Мориарти на идею поиграть с сыщиком в рыбака и рыбку в стиле песен Шуберта.

Именно поэтому в одном из эпизодов фильма Шерлок Холмс оказывается висящим на крючке (крюке в цеху оружейного завода) в буквальном смысле слова. "Рыбак" - Мориарти - празднует свой триумф и довольно противным баритоном, фальшиво к тому же, поёт ещё одну песенку Шуберта на "рыбную тему" - известную "Форель".

В ней поётся о том, как сообразительный рыбак находит способ обмануть и поймать на удочку осторожную рыбку. Кто бы мог подумать, что эта наивная песенка Шуберта может звучать так зловеще:

Но последним в этом поединке смеется всё же Шерлок. "Рыбка" срывается с крючка. Вдобавок, Мориарти получает обидный щелчок по носу, когда находит в своей записной книжке вот такую рыбку с трубкой Холмса во рту и надписью: "Осторожнее с тем, кого ты ловишь".

-5

Так замыкается изящно вычерченный круг этой шубертовской музыкальной интриги.

Но в плане Мориарти есть и второй, более сложный музыкальный квест .

"Дон Жуан" Моцарта и возмездие Мориарти

В самом начале фильма Шерлок в костюме китайца встречается с шайкой бандитов - людей Мориарти. Перед тем, как завязать потасовку, их главарь насвистывает мелодию из "Маленькой ночной серенады" Моцарта. Спрашивается, причём тут Моцарт, и не слишком ли интеллектуальны эти разбойники из парижской подворотни?

Ответ в том, что Гай Ричи намечает таким образом ещё один - параллельный "шубертовскому" музыкальный план интриги. Здесь в игру теней вступает Моцарт.

Для Мориарти Холмс - не только враг. Он чужд ему идейно. Его системный мозг математика отторгает этого не знающего страха шалопая (а у Ричи Холмс именно такой), который берёт от жизни всё самое интересное и создаёт из него живописный хаос. Точно как Дон Жуан.

Поэтому он выстаивает композицию своего нового преступного замысла - теракта - по схеме моцартовской оперы: Командор (это сам профессор) против Дон Жуана (Холмс) с его верным слугой Лепорелло (Ватсон).

Мориарти так хитроумно расставляет ложные следы для Холмса, что в итоге обманутый гений дедукции вместе с Ватсоном оказываются в Парижской опере в точно рассчитанный Мориарти момент - к финальной сцене "Дон Жуана".

И пока в соседнем отеле гремит взрыв и гибнут люди, на сцене театра тоже разверзается огненная бездна. Шерлок Холмс видит из-за кулис, как статуя Командора произносит свои знаменитые слова - "Приглашенье твоё я принял; звал меня ты, и я явился!"- и вершит расправу над Дон Жуаном: каменной рукой он отправляет его в тартарары в сопровождении ужасных фурий. Послание Мориарти Холмсу совершенно понятно: "Против моей силы нет средства, ты марионетка в моих руках, и расправа неминуема".

Это одна из кульминационных сцен фильма, где очень эффектно сделана музыка - микс из обработанных тем Моцарта.

Ханс Циммер

Автор саундтрека к этому фильму ( как и к первому "Шерлоку" Гая Ричи) - немецкий композитор Ханс Циммер - самоучка с огромным трудолюбием и большим талантом к иллюстративной музыке.

Ханс Циммер
Ханс Циммер

Он пишет сложную и довольно изобретательную киномузыку, за которую уже получил все возможные в этом деле награды: от звезды на Аллее славы Голливуда до "Оскара" и четырёх премий "Грэмми". За его плечами около ста саундтреков к самым высокобюджетным фильмам - "Человек дождя", "Гладиаторы", "Пираты Карибского моря", "Король лев", "Интерстеллар". Добавим в этот список сочинённый им гимн для футбольной команды Краснодара (которой теперь придётся этой грандиозной музыке как-то соответствовать).

Собственно, Циммерман сегодня - это больше, чем композитор. Это целая индустрия с неизбежными минусами поточного производства в виде самоповторений. Сейчас он, пожалуй, самый маститый автор киномузыки в мире, если не считать почтенного Джона Уильямса, который уже отходит от дел.

Это вторая часть статьи 👉"Три лучших саундтрека к фильмам о Шерлоке Холмсе"

Ещё о музыке в кино:

“Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён”: музыка в любимом фильме

Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку

Пять самых красивых мелодий для скрипки из кинофильмов

Пять лучших вальсов из советских фильмов

"Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?"

Что пела Дива Павалагуна в “Пятом элементе”?

Четыре классические мелодии, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика