Представить себе бытиё сущего в ходе континуального, безразрывного изменения, или, что ещё трудней, неизменного состояния - столь же невероятно, как и начальный шаг из ниоткуда в происхождении этого сущего, или завершающую вспышку в никуда на небосклоне бытия. Всё дело в том, что бытиё сущего начинается со связей и сводится к бытию связей его с другими сущими и внутри него самого. А, главное, к связи с лоном той связанности, которая наделяет его свойствами. Природа связей дискретна, энергетика их квантована, поэтому, вроде бы, всё дело в количестве связей, но не в континуальном убывании или возрастании их прочности. Появление сущего из ниоткуда - равнозначно первоначальной свободе от Связанности Мира с обретением энергии из ничего. Бесследное исчезновение - равно убытию энергии Связанности в никуда. Трудно представимо, если только не предположить, что бессвязное бытиё сущего возможно, или, совсем, невероятное - что имеют место кентавры "Сущее-Бытиё", способные устойчиво фиксировать элементы сущего при паттернах бытия.
На мысль о существовании подобных кентавров наталкивает факт, что, в силу объективности бытиё не допускает произвольных перестановок своих эпизодов, а также взятия сценариев из ниоткуда, изъятие действующих сценариев без последствий. Обязательна некая закономерная предыстория сущего перед началом наблюдения за ним, эволюция в промежутках между наблюдениями, наконец, эпилог, имеющий место, несмотря на обрыв внимания к сущему.
Предполагаемый перечень кентавров "Сущее-Бытиё":
-Место в Иерархии Абсолютной связанности, шире - Знание
-Энергетический уровень
-Бытийный Перекрёсток Сущего (БПС)
-Бытийный Горизонт Сущего (БГС)
Всех их объединяет наличие - случайно, или осознанно вброшенных в бытиё к моменту восприятия (отсчёт времени εποχή) - "шипа" и "паза". Случайно, если сочетание выпало нечаянно по принципу вероятностной совместимости оказавшихся поблизости друг от друга компонент соединения. Осознанно: Знание - есть подбор паза к шипу не по случайному стечению обстоятельств.
Бытиё - есть диалектическое единство и борьба неизменного, вечного с сиюминутным, текущим, наличным, конкретным. Это положение проясняется, если отделить Бытиё "как таковое" от бытия "сущего". Бытиё, как таковое - есть безвестное, самостоятельное пребывание в нерасчленённом состоянии континуума, сохранное, не подверженное коррозии, можно сказать, бессмертное - абстрактное. Тогда как бытиё сущего характеризуется, исключительно, через изменчивость конкретных связей. Более того, феномен явления сущего наступает при дискреции вещи от континуума бытия как такового и жизнь прослеживается во всех трансформациях присущей ему связанности. Пребывание в связанном состоянии не входит в состав эволюции, в противоположность моментам прибавления к одному континууму, и разрыва с другим. Неверно обособлять, именовать, противопоставлять конкретное бытиё сущего его "абстрактному" бытию. Есть Бытиё, как таковое, и в рамках данного Трактата эти категории следует применять чисто терминологически, не герменевтически, даже, если они употребляются в случайной паре друг с другом. В некотором роде, по сходству с парой "сущее" - "субстанция".
Бытиё кентавра - особенное, из-за сочетания его абстрактной и конкретной ипостасей. Так, например, бытиё уровня в своей абстрактной ипостаси описывается тем, какая энергия должна быть присуща элементу, частице, чтобы его достичь, в то время как конкретная - тем, сколькими частицами реально населён уровень. Любопытна, хотя, может, и не совсем правомерна, аналогия с золотом или бриллиантом. Наводящая на мысль о сходстве образования кентавр с абсолютом или идеалом. Однако, имеются и различия.
На примере того же золота можно проиллюстрировать категорию абстрактное, введя для её пояснения роль дискретора. Вечность абстрактного имеет ту особенность, что она имеет ценность только во внешнем взгляде дискретора, потому что "вечность", неизменность теряет смысл таковой в ходе возможной или случившейся дискреции. Золото, как и вышеперечисленные сущие вечны как в своём абстрактном, так и конкретном бытии.
Дискретор же ведёт бытиё континуальное, в лоне связанности, которой он принадлежит как сущее. А потому все акты дискреции, в которых он участвует, имеют в его глазах преходящий характер. Он испытывает страдание от непрерывных созерцаний смерти. Не потому ли убывает интерес к целостным творениям искусства, науки, что дискретор, принявший форму зрителя, читателя, не хочет мириться со зрелищем смерти восприятия, отложив книгу, увидев заключительные титры фильма, отрывая от себя образы, знания, так полученные? И объяснение "кусочно-мозаичного" восприятия состоит не в том, что читатель "мельчает", приучаясь к восприятию отрывочных, "жареных" фактов из новостных лент, но в том, что он стремится подстроиться под темп и ритм скачущих по экрану кентавров?
Каков главный бытийный атрибут кентавра? Неповторимость, невоспроизводимость. Это его отождествляет с экзистенцией. Кентавр - особое сущее, поскольку, он хранит своё бытиё в абстрактном, но выбор диктует конкретный. Не может ли показаться, что подобной ролью он обязан вероятностной природе составляющих Бытиё, как таковое, "подпроцессов"? Да, в этом случае, число элементов, обеспечивающих статистику должно быть велико, чтобы получилось симметричное гауссово распределение статистических комплексов, или числа сочетаний. Эти сочетания могут и должны быть произвольными, не нести ограничений на образование между элементами связей. То есть, полной стохастикой. Однако, это было бы слишком примитивно - невоспроизводимости противоречило бы наличие "естественного" дискретора-аттрактора в лице наиболее вероятного, термодинамически равновесного положения, или состояния.
Чтобы уяснить себе феномен невоспроизводимости, необходимо оттолкнуться от связанности. Которая - одновременно, замкнута и разомкнута. Вернее, она и открыта, и закрыта. Равновесна и неравновесна. Это нужно понимать следующим образом. Замкнута, потому что сочетание элементов в ней не случайно и вхождение новых ограничено смыслами, накладываемой ей самой. Разомкнута - потому что число таких элементов всегда неопределённо, непросчитываемо, непредсказуемо. Исходя из этого, связанность уникальна, неповторима, место и роль всякого элемента её невоспроизводимы в силу уникальности характеристик связи между каждым полюсом её, по сравнению с таковыми связями в рамках иных связанностей.
Секрет "воспроизводимости" в том, что каждая отдельно взятая дискреция сопровождалась бы сохранением в памяти пути, по которому она была достигнута, то есть памяти о первоначальном состоянии связей, до акта дискреции - сохранением предыстории. Экзистенциальная тоска - сожаление об утраченной предыстории изменений: "Не помню, как это у меня раньше получалось!" И, даже, не потому, что записи утрачены и командой CTRL Z нельзя откатить систему назад. А потому что сущее, совершавшее или участвовавшее в актах дискреции - становилось раз за разом уже не тем сущим в каждый из данных этих моментов.
Несохранённая предыстория - вымороженная степень свободы. Это, как, если в приведённой параллели с "динамической топологией" не записывать все ходы при перемещении сложно-сконфигурированной вещи. Приходится тратить энергию, и, главное, время на перебор соответствующих сочетаний: "стенка траектории" - контуры проносимого предмета. Или ещё одна "геометрическая" аналогия: стёртая проекция в n-мерном пространстве БПС.
Обращает на себя внимание отличие природы Степеней Свободы (СС) в случае "просто" движущегося сущего, например, когда все СС сводятся к вращательным или трансляционным движениям, и "сложно сконфигурированного сущего". Которое требует при расчёте СС своего движения более комплексного и запутанного алгоритма. А именно, такого, который бы учитывал, помимо формы самого предмета, и конфигурацию траектории. Этот алгоритм - и есть познание связанности. В то же время, путь сущего в континууме как такового бытия - "пустой", "свободный". Выходит, дискреция неминуемо толкает сущее на конфигурационно-усложнённые траектории, несмотря на видимость отделения, "освобождения"?
Ощущение утери предыстории цепи дискреций порождает иллюзию "вброшенности" каждого из предыдущих состояний связей к моменту - произвольной ли, осознанной - новой дискреции. Возможно, таким образом Связанность Мира щадит "психику" отдельно взятого дискретора, указывая ему путь к убежищу от Себя Самой - Абсолюту?
Вышесказанное означает, что дискретору стоило бы запоминать, или фиксировать на носителе последовательность ходов - вести протокол состояния связей при каждом акте дискреции. Ясно, что никакой дискретор не в состоянии этого осуществить, а лишь действует в соответствии с доступными ему, понятными и апробированными ранее сценариями. Или, случайно оказавшимися в его поле зрения в момент решения о дискреции. Именно, поэтому математика не обладает достаточными средствами для описания всей сложности Мира, а лишь ставит своей задачей проследить и зафиксировать отдельные, нумерованные причинно-следственные связи моделируемых событий.
Апробированные сценарии, в зависимости от сложности участвующих в них сущих - и есть Бытийные Горизонты Сущего, но в том только случае, если каждый из них генетически связан через представленные в этом Горизонте направления с каким-либо фундаментальным бытийным началом. В качестве такового можно предположить: рождение, смерть, разрыв связи, образование связи. Трактуемые не прямолинейно, но, через инвариантное толкование между множеством сходных бытийных сюжетов. Например, рождение - тождественно акту дискретизации с образованием новорожденного сущего и т.д. Сценарии в рамках Горизонта могут взаимодействовать друг с другом, один вызывать другой, дополнять, усиливать и т.п.
Каково соотношение между БГС и БПС? Последние - есть тот "плацдарм", на территории которого дискретор, накладывая связи - сечения - под различными углами в многомерном пространстве смыслов - выбирает подходящий Горизонт. Здесь необходимо подчеркнуть две вещи.
Первая, это наличие "хемотаксиса" временем, подобно регулированию двигательной активности в биологических системах. Фактор воображаемых ресурсных затрат - не в смысле эмпирическом: быстро - медленно, но в смысле темпоральном: много/мало, трудно/легко, време-затратно/време-экономно, просто/сложно - влияет на выбор дискретором того или иного сценария в рамках соответствующего БГС. Наконец, пусто - полно - в смысле: несёт ли эмпирически-переменный интервал какое-либо содержательное изменение. Если да - интервал маркирован. Роль дискретора, стимулируемая "хемотаксином" - временем - воображаемое проживание жизни на искажённых оптикой БПС путях, выявляющих истинные бытийные свойства предмета.
Вторая: так называемая субъектность - это не математический просчёт варианта, сюжета, траектории, либо же создание условий для её появления, но слепой выбор таковой по наитию, из сущих, известных, знакомых, доступных. Везение в выборе - выход на проходную траекторию, невезение - сколько бы ни было затрачено когнитивных ресурсов - постоянно действующий тупик. Дискретор отделяет не направление, но горизонт - седлает кентавра - то своё абстрактное, что, возвышаясь "связанностью большего масштаба" над сонмами сущих, определяет объективную силу конкретного их бытия.
Если механизм образования Ценных Сложно-Составных Структур (ЦССС), населяющих мир и сознание, в целом, понятен, то с механизмами образования сущих - кентавров разобраться сложнее. И это тем прискорбно, что не позволяет объяснить, как складываются в бытии привычные паттерны, модели поведения. Где, в каком сущем, на каких скрижалях зафиксированы связи тех или иных элементов бытия - экзистенций - друг с другом и со сценариями, горизонтами? Можно предложить следующее: сущее наблюдает, воспринимает, отражает, выбирает бытийные сценарии, экзистентные траектории через их и свою связи с другими сущими. Вернее, образами: в особенности теми, которые ассоциируются в памяти дискретора с периодическими или конечными - важными! - аспектами бытия, оттиснутыми в их судьбе. Здесь, в этой точке, в пределе стремления к бесконечности, бытиё и субстанция сливаются в единое целое, имя которому - Действительность.