Зимние праздники редко обходятся без персонажа, который приносит подарки и задает общее настроение. В одних странах такого героя знают как Деда Мороза, в других — как Санта-Клауса, а в третьих за праздничную миссию отвечает собственный традиционный персонаж. Разобраться в этом обширном «легионе» вполне возможно, если взглянуть на то, как менялись образы зимних волшебников и почему разные страны так ревниво относятся к своим праздничным символам.
Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!
От обрядового Мороза до главного героя советского Нового года
Восточнославянский Дед Мороз изначально вовсе не планировал раздавать подарки: его предшественник олицетворял мороз и природную стихию, а праздничные функции приобрел только в начале XX века. После революции его исключили из официальной культуры, однако в 1930-е годы персонаж возвращается — и уже в новом статусе: государство активно закрепляет его образ как обязательный атрибут новогодних торжеств.
Такая версия Деда Мороза быстро распространяется по союзным республикам и ряду дружественных стран: где-то его одевают в национальный костюм, где-то адаптируют имя, но в целом он остается узнаваемым символом зимнего праздника. Так появляются Корбобо в Узбекистане, Тол Бабай в Удмуртии, Аяз Ата в Казахстане, Каханд Пап в Армении, Товлис Бабуа в Грузии, Мош Крэчун в Молдавии и, конечно, «классический» Дед Мороз в России.
Когда святые уступили место новогодним персонажам
До XV–XVI веков центральной фигурой зимнего праздника во многих странах Европы оставался святой Николай, но Реформация изменила ситуацию: почитание святых ограничили, и традиции начали трансформироваться. В некоторых регионах святой Николай сохранил позиции, однако параллельно появляются новые герои — так называемые отцы Рождества.
Именно от святого Николая произошло самое узнаваемое сегодня имя — Санта-Клаус. Голландские переселенцы привезли в Америку своего Синтеркласа, который постепенно избавился от церковной атрибутики, сменил митру на теплую шапку и превратился в современного Санту. В XX веке его образ настолько укрепился в массовой культуре, что начал влиять и на внешний вид европейских персонажей — от немецкого Вайнахтсмана до британского Фазер Кристмаса и французского Пер Ноэля. В результате «родственниками» Санты стали десятки персонажей, включая чешского Ежишека, шведского Юльтомтена, ирландского Daidí na Nollaig и греческого Агиоса Василиса.
Американизация образа
Образ Санта-Клауса сегодня признан одним из символов культурной глобализации: его визуальный стиль тиражируется по всему миру, и многие персонажи сохраняют только традиционные имена, но внешне становятся похожими на американского героя.
Тем не менее, во многих странах активно сопротивляются унификации. Где-то сохраняют подлинного святого Николая, а не превращенную в декоративный образ версию, где-то, наоборот, выводят на первый план своих оригинальных персонажей, которые не имеют отношения ни к религиозной, ни к американской традиции.
- Так, в Нидерландах существует сразу два героя: Керстман приносит подарки в канун Рождества, а Синтеркласа чествуют 6 декабря.
- В Австрии роль дарителя выполняет Кристкинд — ангелоподобный персонаж, который сегодня выглядит скорее как девочка с длинными светлыми волосами, чем как младенец Христос, с которым он исторически связан.
- В Мексике главным событием остается приход Трех Королей — Гаспара, Бальтасара и Мельчора, чьи прообразы восходят к библейским волхвам.
- В других странах дети ждут персонажей, далеких от религиозных сюжетов, например, баскского Оленцеро или исландских Йоуласвейдн — целой группы йольских троллей.
География новогодних героев
Список традиционных персонажей охватывает практически всю карту Евразии и обе Америки. Среди наиболее ярких фигур:
- Паккайне — персонаж в карельской традиции,
- Шэн Дань Лаожэнь — китайский образ дарителя, существующий параллельно западному Санте,
- Эхээ Дьыл — якутский Дед Мороз с собственным, независимым от западных канонов образом,
- Саган Убугун — бурятский зимний персонаж,
- Ямал Ири — герой Ямало-Ненецкого округа,
- Увлин Увгун — почтенный старец из монгольского новогоднего фольклора,
- Йоулупукки — финский «рождественский козел», который лишь со временем стал напоминать Санту.
Есть и персонажи с неожиданными особенностями: например, итальянская Бефана — добрая ведьма, которая разносит подарки в ночь на 6 января, а в Чехии и Словакии за праздничное настроение отвечает младенец Иисус — Ежишек/Ежишко.
Почему страны так дорожат своими персонажами?
Несмотря на влияние массовой культуры, многие государства целенаправленно поддерживают собственные традиции. Национальные «деды» помогают сохранить культурную идентичность, особенно в многонациональных регионах, где локальная мифология воспринимается как часть общего наследия. Многие страны создают собственные праздники, туристические маршруты и городские традиции вокруг местных зимних персонажей, усиливая их присутствие в современном культурном пространстве, ведь фактически речь идет не только о детской сказке, но и о важном элементе исторической памяти.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.