Найти в Дзене
Автовод со стажем

"Чешский РАФ": Skoda 1203 - единственный чехословацкий микроавтобус, который изначально был прорывом, но застрял на конвейере на 40 лет

Речь идёт о Skoda 1203. И знаете, что интереснее всего? Не то, что машину выпускали больше 30 лет, а то, насколько долго она добиралась до конвейера. В 1956 году в Чехословакии инженеры решили, что стране нужен компактный вместительный автомобиль для перевозки небольших грузов и пассажиров. Не полноценный автобус, но и не легковушка, а что-то среднее. Первые прототипы появились быстро. Уже к концу пятидесятых конструкторы нащупали правильную концепцию: вагонная компоновка, несущий кузов, двигатель над передней осью. Всё логично, всё продумано. Казалось бы, запускай производство и вперёд. Машина застряла в предсерийной стадии на целых 12 лет. С одной стороны, государство понимает необходимость такого автомобиля. С другой - банально не хватает денег на переоборудование производства. Приоритет отдаётся легковым моделям, которые приносят больше дивидендов, а микроавтобус ждёт своей очереди. Когда в 1968 году Skoda 1203 наконец добралась до серийного производства, она уже не выглядела проры
Оглавление

Речь идёт о Skoda 1203. И знаете, что интереснее всего? Не то, что машину выпускали больше 30 лет, а то, насколько долго она добиралась до конвейера.

В 1956 году в Чехословакии инженеры решили, что стране нужен компактный вместительный автомобиль для перевозки небольших грузов и пассажиров. Не полноценный автобус, но и не легковушка, а что-то среднее.

Первые прототипы появились быстро. Уже к концу пятидесятых конструкторы нащупали правильную концепцию: вагонная компоновка, несущий кузов, двигатель над передней осью. Всё логично, всё продумано. Казалось бы, запускай производство и вперёд.

Машина застряла в предсерийной стадии на целых 12 лет. С одной стороны, государство понимает необходимость такого автомобиля. С другой - банально не хватает денег на переоборудование производства. Приоритет отдаётся легковым моделям, которые приносят больше дивидендов, а микроавтобус ждёт своей очереди.

Наконец-то на конвейере

Когда в 1968 году Skoda 1203 наконец добралась до серийного производства, она уже не выглядела прорывом. Её одноклассники из Польши, ГДР и СССР давно ездили по дорогам. Но стоит отметить, что чехи создали действительно добротную машину.

Я как-то имел возможность покататься на восстановленном экземпляре. Скажу честно, по меркам современности это, конечно, примитив. Но для своего времени решения были очень грамотные.

Двигатель 1.2 с 64 лошадьми - не бог весть что, но для микроавтобуса массой чуть больше тонны вполне достаточно. Максимальная скорость под сотню, что нормально для города и междугородних перевозок. Восемь пассажиров или тонна груза.

Кстати, существует модификаций, которые создали на базе 1203. Фургон, микроавтобус, грузопассажирская версия, скорая помощь, пожарная машина, рефрижератор, милицейская машина и так далее. Настоящий конструктор для нужд государства.

-2

Упущенные возможности

В 1972 году чехи создали прототип Skoda 778 с более современным дизайном и полуторалитровым мотором. Машина выглядела актуально даже по меркам начала семидесятых.

Но снова никакой серии. Прототип так и остался прототипом. Вместо этого старушку 1203 продолжали клепать ещё почти тридцать лет без особых изменений. Только в начале восьмидесятых добавили пятиступенчатую коробку, да и то не сразу.

Я понимаю логику социалистической экономики. Зачем вкладываться в обновление модели, которая и так продаётся? Зачем рисковать, если текущая машина закрывает все базовые потребности?

Словацкое продолжение

После развала Чехословакии производство переехало в словацкую Трнаву. И вот тут началось что-то совсем удивительное. Машину продолжали выпускать под маркой TAZ до 1999 года.

Автомобиль, разработанный в пятидесятых, производили на пороге нового тысячелетия. В то время по дорогам уже ездили современные микроавтобусы с дизельными моторами, кондиционерами, ABS и подушками безопасности.

-3

А тут - конструкция шестидесятилетней давности с довоенными корнями силового агрегата. Честно говоря, я даже не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, это памятник консерватизму и устаревшим технологиям. С другой - невероятная живучесть конструкции.

А что было бы, если бы Skoda продолжила развивать это направление? Ведь сейчас у них в модельной линейке нет ничего подобного. Всё перешло к Volkswagen с его Transporter.

Могла бы современная Skoda создать что-то вроде наследника 1203? Технически - запросто. Рынок лёгких коммерческих автомобилей огромен. Особенно сейчас, когда малый бизнес растёт, а доставка товаров становится всё более востребованной.

Но концерн распределил роли, и место коммерческого транспорта в нём занял Volkswagen. Skoda осталась с легковыми моделями и кроссоверами. Логично с точки зрения маркетинга, но как-то грустно.

В 2021 году дизайнер марки показал концепт современной версии 1203. Но это так и останется рендером, красивой картинкой для ностальгирующих фанатов.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!