Renault Magnum - без преувеличения, самый известный и узнаваемый грузовик европейского производства. Даже сейчас его формы кажутся весьма современными, а когда автомобиль появился на свет в начале 1990-х, его и вовсе сочли пришельцем из будущего. Его успеху предшествовала огромная исследовательская работа и множество прототипов. О самых интересных из них я расскажу в этой статье.
Середина 1970-х выдалась довольно непростой для европейского автопрома. Нефтяное эмбарго ОПЕК поставило многие компании на грань выживания. Среди пострадавших оказался концерн Citroen со своими дочерними предприятиями. Французское правительство не могло допустить исчезновения национальных брендов с богатой историей, поэтому инициировало масштабную реорганизацию отрасли.
В результате этой перестройки легковое направление Citroen досталось компании Peugeot, а грузовое подразделение в лице марки Berliet перешло под крыло Renault. Для последней эта сделка оказалась настоящей удачей. Во-первых, компания уже имела опыт совместной работы - еще в 1917 году Рено и Берлие совместно разработали знаменитый танк FT-17. Во-вторых, модельный ряд Berliet идеально дополнял текущую линейку грузовиков Renault. В-третьих, сделка принесла обоим предприятиям дополнительные производственные мощности и технологии. Какое-то время Berliet производила машины под собственным брендом, но начиная с 1978 года все грузовики стали выпускаться под маркой Renault.
Объединение выявило неприятную закономерность: оба бренда прекрасно справлялись с производством легких и среднетоннажных машин, но опыта создания тяжелых магистральных тягачей у них попросту не имелось. Требовался партнер с соответствующими компетенциями.
Им стала американская фирма Mack. В то время она переживала трудные времена, поэтому заполучить ее в свои цепкие «лапы» у Renault не составило большего труда. Кроме того, американцы имели богатейший опыт работы с бескапотной компоновкой - именно такие машины требовались для европейского рынка из-за действовавших ограничений на длину подвижного состава.
Сотрудничество принесло плоды обеим сторонам. Mack получила финансовую поддержку и технологии среднетоннажных бескапотников, которые легли в основу суперуспешной модели Mid-Liner. Renault же заполучила компетенции по производству тяжелых тягачей, доступ к силовым агрегатам и перспективу выхода на американский рынок.
В 1979 году французское правительство инициировало программу VIRAGES, направленную на повышение экономичности и безопасности коммерческого автотранспорта. Renault немедленно взялась за реализацию перспективного проекта. К работе даже привлекли Марчелло Гандини - легендарного дизайнера суперкаров.
В 1985 году работы вылились в создание перспективного тягача VE10 со специальным полуприцепом. Уже с первого взгляда машина напоминала будущий Magnum. Она имела характерный «квадратный» дизайн, кабину с ровным полом и пневматическую подвеску, скругленное ветровое стекло и односкатные колеса на ведущих осях. Нестандартным решением стала единственная дверь справа в районе «спальника» - такая компоновка, по замыслу создателей, должна была увеличить безопасность водителя при высадке и посадке.
В прототипе VE10 французские инженеры применили дисковые тормоза на всех колесах, экономичный 6-цилиндровый дизель объемом 9,8 л мощностью 320 л.с. и 11-ступенчатую роботизированную трансмиссию. Но главным достижением стала аэродинамика. Сначала несколько пластилиновых моделей масштаба 1:10 продули в компактной аэродинамической трубе. Затем на основе полученных данных создали модель 1:4, которую испытали в полноразмерной трубе. В процессе инженеры внедрили несколько перспективных решений. Наиболее эффективно себя показали: пластиковый обтекатель на крыше, боковые зеркала специальной формы и характерный поясок по периметру кабины. Эти находки впоследствии применили на серийном Магнуме.
В 1988 году появился еще более футуристичный прототип VE20. Внешне он походил на предшественника, но технически представлял собой совершенно иной уровень. Его рама из алюминиевых коробчатых лонжеронов обеспечивала большую жесткость при меньшем весе по сравнению со стальной. Каркас кабины также выполнили из легкого алюминия. Спереди специалисты установили независимую переднюю подвеску типа McPherson(!). Задний мост подвесили на треугольных рычагах и гидропневматических элементах с электронным управлением, которые независимо от загрузки поддерживали заданный дорожный просвет. Двигатель того же объема форсировали до 450 л.с. Ради компактности и увеличения пространства в салоне мотор расположили горизонтально (на боку), а роботизированную коробку разместили непосредственно под ним.
Колоссальные инвестиции в программу VIRAGES окупились сполна. Renault Magnum стал настоящим хитом продаж, пережил три поколения и успешно выпускался с 1990 по 2013 год. Прямого наследника он так и не получил, поэтому Magnum остался уникальным явлением в истории европейского грузового автопрома.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Больше материалов в моем телеграм!
Читайте также: